Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК, ИССЛЕДОВАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ Багмет Е.А. Актюбинская область Каргалинский район, средняя школа имени В.И.Пацаева Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования целью которой является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года cтруктура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания. Укрепляется материальная база организаций образования. Укрепляется материальная база организаций образования. Повышается качество образования, развивается инклюзивное образование. Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы. С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, Программа «Дети Казахстана» на 2007 – 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 – 2014 годы. Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Ожидаемые результаты: по развитости системы образования Казахстан выйдет на лидирующие позиции среди стран СНГ. К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами [1]. Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития необходимо использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только учащегося, но и учителя, преподавателя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Особое место занимают технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность обучаемых. Этому соответствует методика сотрудничества. При таком обучении учащиеся видят важность помощи друг другу. Работа организована таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера группы, а от каждого члена группы. Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности учащихся, является проектное обучение. Проектное обучение способствует формированию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно: - умение работать с текстом (выделять главное, найти необходимую информацию); анализировать информацию; делать выводы; сравнивать и создавать подобное; - лаконично излагать свои мысли. «Золотое правило дидактики – наглядность» (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях [2]. В системе образования одной из важнейших задач является развитие интеллектуальной личности учащегося, формирование межличностных отношений. В связи с быстрыми темпами развития общества необходимо совершенствовать социальные, экономические и воспитательные ценности, включая отношения и уровень культуры человека. В послании президента республики Казахстан «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» сказано, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности», к чему обязывает формирование новых взглядов, профессиональных взаимоотношений в сфере образования [3]. В связи с этим нужно формировать интеллектуальную личность в процессе получения образования. И приводить образовательные программы в соответствие с социально-экономическими и культурными кризисными ситуациями в мире. В настоящее время мероприятия, направленные на развитие мировой науки, берут начало и основаны на развитии в системе образования. В настоящее время необходимо в функции образования связать классическую традиционную систему образования с новейшими процессами в этой сфере, что является очень важным в повышении качества системы образования. Поставленные перед отечественной системой образования задачи должны сформировать такую творческую личность, которая обеспечит социально-экономическое развитие, инновационный рынок и будет уметь управлять в сфере высокотехнологических производств [4]. В Казахстане принимаются системные меры по модернизации среднего образования, которые позволят построить в республике качественно новую парадигму школьного обучения и обеспечат страну конкурентоспособными человеческими ресурсами. Новыми «точками роста» в системе среднего образования призваны стать «Назарбаев Интеллектуальные школы». «В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры. Во-первых, внедрять в процесс обучения современные методики и технологии. Сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы… Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения», - сказал Президент РК Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». По поручению Главы государства в Казахстане созданы и действуют «Назарбаев Интеллектуальные школы и в ближайшие три года будет создана сеть Интеллектуальных школ на уровне мировых стандартов. Данные учебные заведения будут являться стартовыми площадками по разработке, внедрению и апробации новых учебно-воспитательных программ. Направления, в которых проводится модернизация среднего образования, также касаются введения электронного обучения, трехъязычной системы, ввода 12-летнего образования и строительства современных адаптированных для него школ. Одним из самых прорывных проектов в системе среднего образования является программа электронного обучения - e-learning, которая станет основным инструментом модернизации образования. К 2020 году она охватит 90% учебных учреждений страны. Кроме того, в рамках модернизационных мер продолжается подготовка к внедрению 12-летнего образования, которая предполагает разработку новых государственных стандартов и программ образования. Еще одним аспектом модернизации является введение трехъязычного образования, которое позволит вырастить поколение, способное интегрироваться в мировое сообщество благодаря приобретению основных языковых компетенций. Сейчас в Казахстане функционируют 33 школы с обучением на трех языках [5]. Одним из аспектов реформы казахстанского образования является профильное обучение на уровне общего среднего образования, направленное на создание конкурентоспособного образовательного пространства. Профильное обучение рассматривается как система дифференциации учащихся на уровне общего среднего образования. По поручению Главы государства разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в который включен комплекс мер по модернизации действующих организаций дополнительного образования. Его реализация позволит внедрить инновационные формы, технологии обучения и обеспечит широкий охват детей дополнительным образованием. Реализация дальнейших мер по модернизации системы среднего образования будет способствовать качественному структурированному обновлению образовательной сферы и росту уровня конкурентоспособности молодого населения страны [5]. Литература 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2012 годы. г.Астана, 7 декабря 2010 г. 2. Попова М.В., Сапожников А.В.,Сапожников В.И. «Информационные, коммуникационные технологии». Учебник – М.: РПА «АПР», 2009. 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. 4. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Астана, 27 января 2012 г. 5. Интернет-ресурсы: источник: Сайт Премьер-министра К. Масимова | |
Просмотров: 1253 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|