Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Элисон Кинг Развитие критического мышления у учащихся является приоритетным направлением современного образовательного процесса не только в нашей стране, но и во всем мире. Наше время – это время современных технологий. Информационное пространство постоянно расширяется, повышается роль информационных процессов и увеличивается объём информации, поступающей извне. Именно поэтому на сегодняшний день стоит говорить об изменениях в системе образования, о переходе от традиционного, «планового» обучения к инновационной, развивающейся педагогике, которая направлена на развитие не только знаний, умений и навыков, а также эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сферы личности. Учителя же, в свою очередь, должны уметь рассуждать о своей работе, быть так называемыми «рефлексивными практиками». Размышлять о своей работе мы должны как «в действии», так и «после действия». Процесс «размышления в действии» предусматривает связь нашего опыта с чувствами, понимание использованных теорий, вследствие чего, мы выстраиваем новое понимание наших действий. В ходе «размышления после действия», при обсуждении с коллегами мы отвечаем на вопросы, что получилось, что пошло не так, почему так произошло. Актуальность методики развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении я вижу в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.Чтение и письмо- базовые процессы , с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно необходимо научить школьников эффективно читать и писать . Речь идет не первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. Проанализировав свою прежнюю методику преподавания, появилось желание многое переосмыслить и изменить. Преступая к практике одной из приоритетных целей для меня было то, чтобы все учащиеся были активны на моих уроках, проявляли интерес в составлении вопросов и анализе доказательств, а также были открыты для новых идей. Прежде чем идти к детям на урок , проконсультировалась с психологом по данному классу , она вооружила меня арсеналом для работы в данном коллективе, мне были предоставлены социометрические исследования, которые я использовала как при планировании уроков, так и при их проведении. На практике я использовала методы критического мышления такие как, таблица «ЗХУ», которую я использовала на протяжении всего урока, помогла учащимся думать над своими знаниями, делать прогнозы и обобщать. Я преследовала не только познавательные цели, но и активизации мыслительной деятельности , повышение мотивации, развитие самостоятельности. В начале урока, когда учащимся предложено было заполнить первую графу таблицы, не все ребята смогли это сделать: ученики А и В были в состоянии онемения, а ученики С принялись думать ,что же им известно о словосочетании , и они выполнили эту часть задания быстрее, нежели школьники А и В, которыми было затрачено большее количество времени. Мне пришлось реагировать мгновенно, помогая этим ребятам. Особую сложность вызвала письменная форма оформления. При заполнении второй графы таблицы испытывали сложности только учащиеся А. В конце урока, отвечая на вопрос: «Что узнал(а) по теме ?» все учащиеся справились .То есть использование данного метода помогло им начать думать над своими знаниями, применять их и делать выводы, конечно, развивать память , внимание, речь. В дальнейшем планирую использовать таблицу « ЗХУ» регулярно, для того ,чтобы они могли сами управлять своим обучением . Затем, при переходе к новой теме мною был использован прием классификации, при котором ребятам предстояло разделить предложенные словосочетания на группы, по признакам по главному слову , то что им уже известно и по зависимому слову ,то что они еще не изучили .Следует отметить, что только ученики с повышенной мотивацией справились с этим заданием, так как их мыслительные процессы более развиты. Следует уделять больше внимание такому приему работы, так как он развивает умение выделять свойства и признаки объектов, умение объединять объекты на основе общего признака. Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опирались на интуицию и подсознание. Еще один метод критического мышления, который я использовала на этапе актуализации знаний с целью пробуждения интереса к получению информации - « верите ли ты», трудность выражалась в том, что при расхождении взглядов дети затруднялись определить, какое рассуждение верное, так как такие действия как обосновать и доказать еще не отработаны в действии, но первые шаги дети сделали. При этом моя роль была направлять усилия учеников в определенное русло . Трудно давался медленным детям процесс, при котором нужно выдвинуть идею и обосновать. С помощью консультаций со стороны учителя и сильных учащихся, удалось оказать помощь, направить и подвести к осмыслению и прийти к правильному выводу. Этот метод потребовал большего количества времени. Он позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, информацию. Этот метод будет взят в методическую копилку. Немаловажным при обучении считаю прогнозирование, так при проведении занятий я совместно с учащимися проводила целеполагание , старалась ,чтобы ребята ставили цели не только ко всему уроку , но и к заданию , чтобы для того ученики научились планировать свои действия, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им принимать решения в проблемной ситуации , это приведет к тому ,что учащиеся самостоятельно будут ставить учебные цели и задачи, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствий на пути достижения целей . Все вышесказанное поможет учащимся в будущем построению жизненных планов. Считаю, обучение критическому мышлению должно строиться через диалоговое обучение, работу в парах и малых группах. Для того чтобы работа проходила эффективно, мы с ребятами разработали правила работы в группе с целью развития самодисциплины .Так например прием диалог на стикирах я использовала для обучения критическому мышлению , ведь задавать вопросы-это умение мыслить по определению Э. Кинга. Прием способствовал развитию памяти, внимания, повышению самооценки . Ребятам этот прием очень понравился , имел практическую пользу. При объяснении нового материала использовала прием «Джигсо», при котором планировала развития таких качеств как рациональность (поиск лучших объяснений, умение последовательно излагать свои мысли), коммуникабельным, дисциплина, самоорганизация ,умение слушать и слышать других, суждение ,то есть принятие или отрицание информации в процессе обсуждения, развитие речи, самосознанию (осознание себя как личности, важности своих идей, мыслей, действий). Для чего было предложено самостоятельно изучить тему , затем от каждой группы по одному представителю разошлись в разные группы , для того , чтобы объяснить тему «Связь слов в словосочетании . Примыкание» . Метод работает , но не все ребята смогли объяснить тему , тогда я попросила группу сделать противоположное. В дальнейшем планирую использовать этот метод регулярно , привлекать к объяснению не только учеников В и С , но и А. Также при диалоговом обучении мною были использованы формы аргументирования. Из Руководства я узнала о трех типах по Мерсеру: кумулятивная, диспутивная , исследовательская . Так при составлении критериев к письменному заданию использована кумулятивная форма. Для развития критического мышления при объяснения нового материала применяла такой прием как составление алгоритма определения типа связи слов в словосочетании. Это задание носило исследовательскую форму аргументации и способствовало развитию мотивации, памяти, мышления Надо отметить ,что работа была предложена в группе и учащиеся совместно смогли справиться с этим заданием. При планировании уроков я помнила о пяти подходах в общении с учащимися, которые были определены Александером как механическое запоминание ,ученики А смогли просто заучить определение темы, категории В и С сумели отличить верные утверждения от ложных, учащиеся В и С смогли донести до остальных суть нового материала , эти же школьники смогли принять участие при составлении алгоритма действий, в группах принималось совместное решение через обсуждение. Таким образом работа в паре, группе способствует расширению словарного запаса учащихся, при совместной работе есть возможность повторения, предоставляется возможность заблистать в глазах одноклассников, повышается самооценка, учащиеся учатся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру, развивают навыки самостоятельности , повышается мотивация , что способствует формированию качеств активной самостоятельной личности . Обучение критическому мышлению происходит через письмо. Большинство ученых психологов и педагогов, в том числе Ф. Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная. Задача рефлексии — помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления в дальнейшем изучении материала . С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех знаниях, которые он получил, поэтому так важно использовать наряду с устной формой рефлексии использовать письменную, которая развивает творческое мышление, культуру письма , формирует навыки написания текстов разных жанров . На одном из уроков я использовала эссе-произведение небольшого объема, раскрывающего конкретную тему, и имеющее свободную композицию. Прием синквейна- пятистишия также применялся мною -это способ творческой рефлексии , который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие . Эти приемы вызвали трудности , поскольку использовались впервые , тем не менее я могу сказать ,что ученики В и С справились , ученики А попытались,уверена ,в следующий раз и эта категория ребят будет более успешной ,так я должна получить обратную связь с целью коррекции ЗУН. Приучить учащихся к написанию эссе, синквейна является трудной задачей. Необходимо использовать этот вид обратной связи регулярно, предоставлять образцы, вырабатывать привычку править, возможность делиться написанным. Хотелось, говоря об обратной связи, коснуться аспекта оценивания, предложив ребятам маршрутную карту, им по критериям предстояло себя оценить , это еще один компонент обучения критическому мышлению , ведь до этого оценки им ставил учитель, а применение листа самооценивания на протяжении всего урока потребовало отнестись к себе критично и объективно оценить себя . Преимущества, которые дает обучение критическому мышлению учащимся : повышение интереса к предмету, к процессу обучения, умение ответственно относиться к собственному образованию , умение критически мыслить ,умение работать в сотрудничестве с другими , желание стать человеком ,который учится в течение всей жизни. Перспективы для учителя: стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность, умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. | |
Просмотров: 1237 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|