Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Я – Учитель! Я – Любовь и Преданность, Вера и Терпение. Я- Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание. Я- Истина и Сердце, Совесть и Благородство. Я- Имущий и Дарящий, Нищий и Богатый. Я-Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник. Я- Прокладывающий путь и Художник жизни. Я- Улыбка Будущего и Факел сущего. Я Учитель от Бога и Соработник Бога! Я – Учитель! Разные люди имеют разные личностные особенности, обладают разными умениями и разными ценностными установками. И, естественно, каждый человек выстраивает свое профессиональное движение исходя их этих особенностей и своего отношения к профессиональному росту. Для того чтобы определить, в каком направлении вам двигаться, предлагаю ответить самим себе на несколько вопросов: 1. Чего вы хотите больше всего на свете? 2. Если бы у вас был миллион, как бы вы им распорядились? 3. Какое особое качество характера, увиденное в других, вы бы хотели иметь у себя? 4. Если бы вы могли выбрать любимую работу, то чем бы тог¬да занимались? 5. Какое ваше самое заветное желание? 6. Каким вы представляете себя через 10 лет? Через 20? Через 30? Будучи довольно амбициозным человеком, я всегда мечтала покорять, составлять правила поведения, заставлять прислушиваться к себе, руководить, организовывать, вдохновлять, очаровывать, вершить судьбы... И когда пришло время выбирать профессию, я выбрала ту, которая сочетает компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. Не задумываясь ни на минуту. Не могу сказать, что на мой выбор повлияли определенные люди. Нет. Считаю, что мой профессиональный путь был предопределен судьбой. «Преподавательство» у меня в крови, ведь я принадлежу к династии педагогов во втором поколении. Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Не многие должности на свете посоперничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества. «Чти учителя, как бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Но что именно делает учитель, большинство людей не понимает, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так – чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза? Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и так далее. На первый взгляд создается видимость нормальной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От настоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Умение гораздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков оказалось никудышными учителями! Так какими же качествами должен обладать настоящий учитель? Еще будучи ученицей, я составила себе некий собирательный образ «идеального педагога». В школе он сводился к следующей формуле: Профессионализм и справедливость Обердерфер Ирины Петровны Умение быть объективной, высокие требования, которые учитель предъявлял к себе, разумная педагогическая требовательность укрепляли авторитет педагога. Ирина Петровна никогда не требовала от нас того, чем не владела сама (а знала она ОЧЕНЬ много!). + Умение превратить класс во второй дом ребенка, где ему гарантированы психологическая поддержка и нравствен¬ная защита Соловьевой Альбины Юрьевны. Душевная чуткость этой женщины был своеобразным барометром, позволяющим ей чувствовать наше психологическое состояние, наше настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждался. + Творчество Калединой Галины Евгеньевны + Выдержка и самообладание Буяльской Елены Александровны, которая всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывало немало), сохраняла за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Мы никогда не чувствовали никаких срывов, растерянности или беспомощности. + Чувство юмора Чиржовой Валентины Леонтьевны, всегда действующее как нейтрализатор сильного напряжения, присутствующего в педагогическом процессе. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В арсенале Валентины Леонтьевны всегда была шутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка или просто улыбка – всё, что позволяло создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляло нас смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Со временем требования к «идеальному учителю» увеличивались и усложнялись. Мне казалось, что настоящий учитель - это скромный строгий костюм или платье, отсутствие бижутерии, совершенно неуместной в классе, незаметный макияж, формирующие и хороший вкус, и норму поведения в обществе; это умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, ин-тонациями и риторическими оборотами; это спокойная и уверенная речь, являющаяся показателем общей культуры человека; это человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многое другое. А позже я поняла, что быть учителем значит просто быть ЧЕЛОВЕКОМ. В сценарии кинофильма Г. Полонского «Доживём до понедельника» есть поразительная сцена. Два мальчугана, глядя вслед уходящему учителю, который только что попросил у них спички, рассуждают: - Надо было дать, - говорит один. Он нормально попросил, как человек. - А кто его знает?- заметил другой. С одной стороны человек, а с другой – учитель ведь. Этот разговор кажется до неправдоподобия диким: «С одной стороны…, с другой стороны…» Словно в самом деле можно быть учителем и не быть при этом человеком?! Человеком, который любить свое дело, понимать детей и обладать желанием с ними работать; владеть технологией обучения и воспитания, обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, знает психологию, умеет рационально организовывать труд? Человеком, который уметь слушать, терпелив, эмоционально уравновешен, общителен, находчив? В целом, работу учителя можно сравнить с марафонским бегом, да еще с препятствиями, в числе которых переполненные классы, бесконечные тетрадки, равнодушие учеников и маленькая зарплата. Но до сих пор в мире учителей больше, чем представителей любой другой профессии. «Что побуждает человека стать учителем?» - спросите вы. Ведь правда, учитель – это чуть ли не единственная профессия, работу которой нельзя оставить в стенах школы, нельзя прийти домой, и забыть прошедший день, не вспомнить об уроках, о школе. И даже, если устаешь и очень стараешься обо всем забыть, все равно невольно начинаешь думать…о детях, о своих учениках. И каждый час, и каждую минуту О чьих - то судьбах вечная забота Кусочек сердца отдавать кому – то Такая, брат, у нас с тобой работа... | |
Просмотров: 845 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|