Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Задача учителя заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрёл умение работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать обобщения, применять их на практике. Вот почему инициатива и мысленная активность учащихся становится неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему я решаю путём усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. Главное на уроке – работа учащихся. И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка и литературы я использую метод индивидуальных заданий. Даю ребятам карточки, в которых разные задания по степени трудности; исполнительного характера; самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества ( составление словосочетаний и предложений, схем и таблиц, изложения и сочинения). Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания. Грамотным, в широком смысле слова, считается тот человек, который может просто, доходчиво донести мысль, последовательно и без ошибок передать её в устной и письменной форме, орфография и пунктуация должны быть органически связаны с развитием речи учащихся. Для этого я использую различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, редактирование текста. Проводится работа в парах постоянного состава, работа с пакетом заданий по определённой теме. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся. После изучения каждой большой темы я провожу контрольное тестирование, которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. Очень часто на своих уроках использую орфографические пятиминутки. Интересна и эффективна работа с учащимися по литературным карточкам, куда входят отрывки из художественных произведений, иллюстрации к ним. Литературная карточка сообщает новый материал, учит сопоставлять изученное на уроке по содержащимися в ней материалами. Благодаря этому у учащихся возникают новые литературные аналогии, обобщающие устную и письменную речь. Карточки даются с определённым заданием. Например, выступить перед классом и передать содержание, прочитать текст и высказать свои соображения по его содержанию на основе сведений, содержащихся в карточке. Удобная и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на уроке, когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения. Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех её видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность, постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся проявлять интерес к самому процессу деятельности.
Источник: http://uchitelya.kz |