Модель подготовки учителя информатики в современных условиях. Проблема непрерывного образования взрослых в современной педагогике, рассматривающаяся как составная часть процесса формирования личности, получила теоретическое разрешение в контексте проблемы социально-экономической и социально-педагогической эффективности образования. Идея непрерывного образования актуализируется с возрастанием роли образования в жизни человека и общества. Должна быть сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров. При разработке модели и содержания управленческой компетентности учителя в системе непрерывного образования можно воспользоваться следующими подходами: анализ деятельности наиболее выдающихся педагогов позволяет раскрыть секреты педагогического мастерства, хотя полученная при этом модель может отличаться излишне сложной архитектурой; сравнительный анализ разнообразных образцов образовательной деятельности педагогических работников облегчает обобщение опыта и позволяет осуществить построение достаточно простых моделей, однако в реальной практике является весьма трудоемким процессом; комбинирование моделей, заимствованных из других областей деятельности, дает возможность аккумулировать самый передовой педагогический и управленческий опыт, однако он не всегда применим в рамках данной образовательной системы. Считается, что сущность непрерывного образования составляют три процесса: воспроизводство, изменение и развитие. Они есть последовательность этапов одного процесса, перетекающие один в другой и представляющие замкнутый цикл одного витка процесса непрерывного образования «человекосистемы». Непрерывное образование «человекосистемы» есть сплетение спиралей деятельности ее субъектов - человека и системы. При этом «...непрерывное образование осуществляется посредством постоянных флуктуации от установленного идеально предположенного результата деятельности «человекосистемы», непрерывного выравнивания деятельности «человекосистемы» относительно идеально заданного результата». Таким образом, при построении моделей формирования управленческой компетентности учителя следует сочетать имеющиеся подходы. Основное понятие специфическая способность, необходимая для реализации эффективного образовательного процесса в конкретной предметной области и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия Цель обеспечение эффективного образовательного процесса, быструю адаптацию участников образовательного процесса к педагогическим изменениям; наиболее полное использование индивидуальных ресурсов участников образовательного процесса для наращивания конкурентоспособных преимуществ образования Принципы Интегративность; фундаментальность; профессиональность; вариативность; многоуровневость Функции Информационная; развивающая; ориентационная; мобилизационная; исследовательская Этапы объектно-субъектная стадия; субъектно-объектная стадия; субъектный этап Модели компетентности, описывающие управленческие качества педагога, его навыки организации образовательного процесса, позволяют направлять развитие учителя в двух измерениях: 1) адаптацию к сложившимся социальным условиям (готовность всех членов педагогического коллектива демонстрировать ожидаемое от них эффективное внедрение, разработку и использование современных педагогических технологий, что обеспечивается единством взглядов на профессиональную подготовку педагога, учащегося, ответственность за качество образования); 2) овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в собственной профессиональной сфере деятельности. Единство этих двух измерений достигается деятельностной интерпретацией управленческой подготовки учителя, понимаемой как социальный механизм воспроизведения опыта, жизненно важного для успешного функционирования и развития образовательной организации. Модель управленческой компетентности учителя рассматривается как специфическая способность, необходимая для реализации эффективного образовательного процесса в конкретной предметной области и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Общую траекторию формирования управленческой компетентности учителя в системе непрерывного образования можно представить в таком виде: • Управленческая компетентность учителя. 1 этап – пед. вуз 2 этап – шк. мет. служба 3 этап - повыш. кв. • Эффективная организация образовательного процесса. • Профессионализм учителя. • Качество образования. • Использование эффективных педагогических технологий. Главный механизм непрерывности педагогического образования - преемственность, поскольку каждый этап педагогической подготовки базируется на элементах предыдущего. Непрерывность выступает интеграционным принципом системы образования, позволявшим рассматривать образовательный процесс в целостности. Непрерывное образование «нельзя мыслить иначе, как поступательное восхождение индивида с одной ступени интеллектуальной, духовной, профессиональной, гражданской, политической, социальной зрелости на другую все более и более высокую.» И так, рассматривая непрерывное образование как категорию педагогической науки, можно выделить важные для данного исследования положения: основными чертами целостной характеристики непрерывного образования является непрерывность - поступательность - плавность - интегративность – преемственность; социальная роль непрерывного образования связана, с одной стороны, с функциями образования в обществе, его сложной обусловленности объективными факторами, а с другой, она выражает отношение человека к образованию, оценку образования с точки зрения личных интересов и потребностей. Профессионально-педагогическая подготовка как процесс является одновременно непрерывной и дискретной. Каждый уровень профессиональной подготовки, являясь дискретным, представляет собой иерархическую ступень для дальнейшего развития. Этапы: ценностная деятельность; формальная управленческая деятельность; в рамках технологической деятельности; На первом этапе управленческая деятельность сводится к формированию, преобразованию материала в «модель» (конспект, схема, формула и т.д.). Данная работа носит технический, отстраненный от личности учащихся характер и воспринимается как внешняя, учебная задача. Далее учитель приближается к пониманию методологии предмета управления, выделяет научный метод, на котором основан материал, формирует комплекс возможных методов, механизм их соотнесения реальному учебному процессу. Таким образом, управленческая деятельность учителя становится «осмысленной», воспринимаемой как личный методологический выбор, который он должен выбрать и отстоять. Появляется понимание структуры управленческой деятельности. Формируется умение «чувствовать сбои» в ходе организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, заимствовать и соотносить различные методы исследования. Можно говорить о развитии «управленческой компетентности» учителя. Понимание субъектности деятельности (ценностная деятельность) в рамках учебного курса, его методологического основания подготавливают базу для выделения ценностных оснований управленческой деятельности, Учитель подходит к выделению собственной системы ценностей и соотнесению с другими. В дальнейшем способность «соотнести» свою деятельность с деятельностью других индивидов, малых или больших групп приводит к возможности «мобильно» реагировать на изменения, учитывая их ценностные основания. Учитель, обладающий «управленческой компетентностью», способен, на основании соотнесения ценностных позиций, выходить на уровень организатора не только своей, но и чужой деятельности, управлять ей. Совокупность формальной деятельности, технологической деятельности и ценностной деятельности составляет «управленческую компетентность» учителя, позволяющую ему адекватно и мобильно реагировать на изменения педагогической ситуации, не теряя при этом собственного целеполагания, сохраняя профессиональную образовательную способность и возможность успешно достигать результата, изменяя при необходимости формы и методы деятельности, организуя познавательную деятельность школьников. Внедрение предлагаемой методологической системы в качестве основополагающей концепции организации образовательного процесса приводит, возможно, к необходимости дополнения традиционной системы подготовки учителя информатики новыми формами. Одной из таких форм может стать введение курса, который предоставит возможность студентам последнего курса познакомиться с достижениями современной педагогической науки о способах обработки информации с целью принятия управленческого решения, конкретизировать знания о содержании и формах управленческой и методической работы в общеобразовательных учреждениях. В задачи данного курса может входить ознакомление студентов с общей теорией управления образовательными системами, рассмотрение процесса принятия решений в информационной среде; В ходе изучения данного курса студенты могут приобретать как управленческие умения и навыки, так и наращивать свою профессиональную базу знаний. Причем, знания здесь понимаются не как набор некоторых фактов, теорий, формул, алгоритмов, а как живая система, построенная на ключевых понятиях и ведущих методах данной научной области, представляемой данным курсом, что позволяет не просто накапливать информацию, а овладевать способами рационального ее структурирования, обработки, использования. Такой подход к приобретению студентами знаний реализуется в процессе развития предметного понимания, что в свою очередь является главной составляющей управленческой компетентности. Таким образом, в модели личности учителя информатики следует выделять управленческий компонент, базу которого составляет его управленческая компетентность. Сформированность компонентов обуславливается качеством образования, которое представляет единство целей, содержания, форм и методов. Качество есть совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих её способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Актуализация непрерывного образования обусловлена: возрастающей потребностью школы в высокообразованных, творчески работающих учителях: ускоряющимся темпом инновационных и информационных педагогических технологий; интеграцией общечеловеческих и национальных ценностей и усложнением практики их освоения личностью и открытостью всех видов человеческого общения. Через систему непрерывного образования учителя реализуется социальная политика в области образования по обеспечению общего и профессионального развития личности. Личность учителя в данной системе, в свою очередь, удовлетворяет профессиональные запросы и духовные потребности, сохраняя себя в быстро изменяющемся мире и обществе.
Источник: http://Проблемы непрерывного педагогического образования учителей: Сб. научных трудов / Под ред. В.П.Тарантея. - Гродно. 1992. |