Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

"Музыкальное воспитание и его роль в современной жизни"
ФАДЕЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,
преподаватель общего фортепиано школы искусств №2 г.Караганды
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»
Перед современным муз. в. сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что появились только в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своем они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к муз. искусству. Поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические и попробуем отметить некоторые наиболее важные из них. В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации муз. воспитания. С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп. В Индии известен миф, герой которого стремится достигнуть славы и милости богов, обучаясь пению у мудрой птицы, т. к. овладеть искусством пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. Со времён древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и муз. в. способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. В муз. трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что муз. в. призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность. В античной эстетике музыка-это средство для гармоничного развития личности. Так в Аркадии все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инстр. музыке; в Фивах и Афинах - участвовать в хоре считалось священным долгом; в Спарте носило ярко выраженный военно-прикладной характер. Муз. педагогика народов Ближнего и Среднего Востока, как и муз. искусство, развивалась в борьбе с посягательствами реакционного духовенства, тщетно пытавшегося ограничить деятельность народа в этой области художественного творчества и воспитания. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость муз. в. не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия ХХ века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и т. д. Всё это говорит о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека. Наука приходит к выводу, что существует специфическое муз. воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному же образованию предъявляются требования не столько увеличить сумму преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребёнка. Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-профилактическую роль. В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Существовало так называемое тайное знание, включающее законы воздействия музыки на психику, которые находились под строгим контролем у служителей культа. Произведения искусства создавались строго по законам красоты и благотворного воздействия на психику. Это лежало в основе худ. метода. О духов¬но-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать че¬ловека писали специалисты в области муз. педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский. Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Понятие «бытовая музыка» всегда было очень разнообразным. По словам Б. Асафьева, бытовая музыка сопровождает человека «от колыбели до похоронного марша». В последние годы жанровый объем бытовой музыки чрезвычайно сузился – в результате дети воспитываются односторонне. Усложняет муз. в. и чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытовой муз. фона, который также является одной из важных составляющих муз. воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Муз. в. должно основываться на восприятии живого муз. звучания, на разнообразных формах музицирования и творчества. Как и семейное воспитание в целом, муз. воспитание ребенка в семье дифференцируется на стихийное (воздействие семейной муз. среды, муз. атмосферы, муз. микроклимата и т. п.) и сознательное (целенаправленные действия родителей в области муз. воспитания). Особенности системы муз. образования, сложившейся в советский период и действующей в настоящее время, таковы, что высшим уровнем реализации в семье сознательного направления муз. воспитания ребенка является (и считается) его обучение в детской муз. школе или занятия в детском творческом коллективе — музыкальном, хореографическом, театральном. Проведенное масштабное исследование родительских позиций показало, что модель семейного воспитания с приоритетом музыкально-образовательного направления устойчиво воспроизводится и принимается в качестве объекта притязаний все новыми поколениями родителей, ассоциируясь с «хорошим», «правильным» семейным воспитанием. Наконец, нельзя не учесть, что сегодня во всем мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным, и муз. воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асафьев Б., Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании 2. Замошина Е. И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников
3. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования.
4.Матвеева Л. В. Реализация музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка
5. Печерникова И. А. Семейное воспитание
6. Педагогический энциклопедический словарь
Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: NATAN (2012-02-10) | Автор: Наталья Фадеева
Просмотров: 1455 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru