Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
ФАДЕЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА, преподаватель общего фортепиано школы искусств №2 г.Караганды «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ» Перед современным муз. в. сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что появились только в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своем они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к муз. искусству. Поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические и попробуем отметить некоторые наиболее важные из них. В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации муз. воспитания. С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп. В Индии известен миф, герой которого стремится достигнуть славы и милости богов, обучаясь пению у мудрой птицы, т. к. овладеть искусством пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. Со времён древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и муз. в. способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. В муз. трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что муз. в. призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность. В античной эстетике музыка-это средство для гармоничного развития личности. Так в Аркадии все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инстр. музыке; в Фивах и Афинах - участвовать в хоре считалось священным долгом; в Спарте носило ярко выраженный военно-прикладной характер. Муз. педагогика народов Ближнего и Среднего Востока, как и муз. искусство, развивалась в борьбе с посягательствами реакционного духовенства, тщетно пытавшегося ограничить деятельность народа в этой области художественного творчества и воспитания. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость муз. в. не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия ХХ века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и т. д. Всё это говорит о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека. Наука приходит к выводу, что существует специфическое муз. воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному же образованию предъявляются требования не столько увеличить сумму преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребёнка. Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-профилактическую роль. В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Существовало так называемое тайное знание, включающее законы воздействия музыки на психику, которые находились под строгим контролем у служителей культа. Произведения искусства создавались строго по законам красоты и благотворного воздействия на психику. Это лежало в основе худ. метода. О духов¬но-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать че¬ловека писали специалисты в области муз. педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский. Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Понятие «бытовая музыка» всегда было очень разнообразным. По словам Б. Асафьева, бытовая музыка сопровождает человека «от колыбели до похоронного марша». В последние годы жанровый объем бытовой музыки чрезвычайно сузился – в результате дети воспитываются односторонне. Усложняет муз. в. и чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытовой муз. фона, который также является одной из важных составляющих муз. воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Муз. в. должно основываться на восприятии живого муз. звучания, на разнообразных формах музицирования и творчества. Как и семейное воспитание в целом, муз. воспитание ребенка в семье дифференцируется на стихийное (воздействие семейной муз. среды, муз. атмосферы, муз. микроклимата и т. п.) и сознательное (целенаправленные действия родителей в области муз. воспитания). Особенности системы муз. образования, сложившейся в советский период и действующей в настоящее время, таковы, что высшим уровнем реализации в семье сознательного направления муз. воспитания ребенка является (и считается) его обучение в детской муз. школе или занятия в детском творческом коллективе — музыкальном, хореографическом, театральном. Проведенное масштабное исследование родительских позиций показало, что модель семейного воспитания с приоритетом музыкально-образовательного направления устойчиво воспроизводится и принимается в качестве объекта притязаний все новыми поколениями родителей, ассоциируясь с «хорошим», «правильным» семейным воспитанием. Наконец, нельзя не учесть, что сегодня во всем мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным, и муз. воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль. ЛИТЕРАТУРА: 1. Асафьев Б., Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании 2. Замошина Е. И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников 3. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. 4.Матвеева Л. В. Реализация музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка 5. Печерникова И. А. Семейное воспитание 6. Педагогический энциклопедический словарь | |
Просмотров: 1455 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|