Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Духовно нравственное состояние детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, и государства – это из проекта «Комплексной программы воспитания в организациях образования Республики Казахстан». Понятие ценность является одним из основных явлений в философии. Она выступает кА форма общественного сознания (справедливость и несправедливость), которая не только описывает явления, но и дает оценку, одобряет или осуждает их. Среди общечеловеческих ценностей всегда выделяем на первое место – права человека, его свободу, воспитание и образование. Духовно нравственное формирование личности происходит путем присвоения им общественно – исторического опыта человека в процессе предметно практической деятельности и усвоение норм социально этических отношений и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях, религиозной культуре и выступают как образцы, где сосредоточенны лучшие черты качества личности, нравственные эталоны. Ценности в нравственном воспитании – это человек, семья, отечество, земля, мир. Для наших детей, например, можно создать такое отношение «через труд». В труде можно реализовать свои способности, идеалы, через труд связать настоящее с будущем. Философы доказывают, что сформировать ребенка как всесторонне развитую личность нельзя, если процесс воспитания не опирается на общечеловеческую культуру. Этот процесс включает общечеловеческие нормы нравственности; представления о смысле человеческой жизни, боготворение матери, роль мужчины и женщины в обществе, отношении к детям и старикам, уважительное отношение к природе, животному миру, усвоение культурного и духовного наследия разных наций и народов, утверждение своим образом жизни таких понятий, как дом, семья, родная земля и др. Жан – Жак Руссо отличал, что задача педагога – сформировать у ребенка правильное отношение к благоразумию, честности, справедливости и доброте. В основе воспитательного процесса формирования человека должна лежать духовность. Она выступает как результат и как идеал нравственного развития ребенка. Духовность – это высшее проявление вечного. Это передаваемые из поколения в поколение представления о назначение человека, вера в абсолютное добро и его победу, способность к бескорыстной самоотдаче и даже жертвенности. Духовность обуславливает гармонию взаимоотношений человека с окружающим миром. Современное общество нуждается в возрождении человеческих ценностей, таких как милосердие, сострадание, терпимость и любовь. О любви говорила и Сара Назарбаева которая 28.02.2002 года посетила город Караганду и в одном из вузов города поднималась именно тема по духовно нравственному воспитанию. Сегодня значительной части школьников присуще потребительский подход к жизни, утрата духовных ценностей, авторитетов, идеалов, традиций, недоверие к взрослым. И как результат – рост преступности, факты алкоголизма, наркомании, других негативных проявлений. Она предложила – приобщение к общечеловеческим ценностей через себя. Одной из ценностей она считает – здоровье, а в книге «Путь к себе» излагает свое понимание к решению данной проблеме. Какими бы сложными не были жизненные условия они не должны мешать формированию будущего поколения в духе добра и нравственной чистоты. Как говорил великий просветитель казахского народа Абай, «Разум дан человеку, чтобы он познавал мир и использовал свои знания для утверждения добра». В современном обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно нравственного воспитания. Характерными причинами данной ситуации явились : отсутствие чеиких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно досуговой работы с детьми и молодежи, резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и забота о физическом здоровье детей новой наукой «Валеология», идеями «безопасного секса», отсутствие патриотического воспитания, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний продолжительный опыт отечественной педагогике, ориентированные нравственной всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для государства направленной ни детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламе алкогольной продукции и табачных изделий, при полной неспособности правоохранительных органов и государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким – либо образам изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к СВЕТУ или оставим во ТЬМЕ неведения? От этого зависит нам завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостями и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять соучастие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природе, бережно относится к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы наши дети были счастливы. Если взглянуть на детские рисунки, там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасить искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30 и даже 10 лет тому назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не осведомлены во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературного героя, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцом для подражания. В частности быть похожим на учителя хотят 9 % младших школьников, а на литературных героев всего 4%. Зато 40 % считают кумиром эстрадных певцов, манекенщиц, героев зарубежных боевиков. «Я хочу быть таким как Рембо; Этот человек сметает всех кто встает у него на пути». «Я хочу быть банкоматом» - имеется ввиду банкир, потому, что банкист «богатый и хорошая работа». В представлении детей о главных человеческих ценностях, духовная ценность, заменяется материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, продовольственно вещевые по характеру. Так на занятии «Коробочка добрых дел» ребята читали стихи о доброте, принимали активное участие в аналитической беседе по сказкам, называли положительных и отрицательных героев: «Крошечка – Ховрошечка» - трудолюбивая, добрая, мачеха- злая, завистливая, ленивая. В сказке Осеева «Цветик – смицветик» Женя загадывала желания, отрывая поочередно лепестки и только, последний лепесток помог больному мальчику Вите выздороветь. И задав вопрос детям: - А что бы вы загадали, будь бы у вас волшебный цветок? И ребята стали на перегонки желать: плеер, сотовые телефоны, конфеты т.е все для себя. А как же близкие люди, нуждающиеся в помощи, в излечении? Этот вопрос завел их, в тупик. Тулеген оправдывается – это же сказка неправда. Я поясняю, что человек хочет чего-нибудь достигнуть, осуществить свое желание, ему необходимо трудиться и вот тогда мечта осуществиться. В силу своего заболевания нашим детям присуще говорить неправду, перекладывать свой проступок на плечи другого, оградив себя от порицания. Посоветовавшись с Ириной Валерьевной, Светланой Николаевной мы решили провести ряд мероприятий посвященных «Правдивости». «Что такое правдивость?», «Трудно ли говорить правду?», викторина «Фантазеры и лгуны». Если бы мы дали только понятие, что правдивость – это честность перед людьми и перед самим собой, то это бы понятие выветрилось по окончании занятия, а проводя серию бесед, игр, чтений художественных произведений Носова «Огурцы», «Фантазеры», разбирая проблемные ситуации сложившиеся в классе, мы поводили детей к тому, что человек, конечно же иногда не может удержаться от соблазна (взять себе непредназначенные конфеты, без спроса ручку или карандаш) но в любом случае необходимо сказать правду, сознаться в совершенном поступке. В начальных классах мы прибегали к такому приему, как « Волшебная камера» которая стоит у нас дома и мы видим что дети делают, находясь вне школы. Этот прием пока еще действует и мы, можем поймать ребят на том, что Андрей взял конфеты без разрешения, а Канат сам выбросил свою зубную пасту в ведро, а сказал что ее украли. Но этот прием недолговременный, ребята выйдут из стен школы и будут чувствовать себя самостоятельными, а сейчас мы должны вложить в их сознание, что все совершенные плохие поступки будут наказуемыми. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень хочется воспитать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребенка к вступлению во взрослую жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами стремящимися сделать нашу жизнь лучше. Так на занятиях в четвертом классе «Спешите делать добро» ребята сами создавали правила поведения в природе, как мы посильным трудом можем сохранить ленточный бор (не сорить, не мусорить, не ломать деревья, не нарушать тишину, – которая пагубно влияет на лесных обитателей). А выйдя на прогулку без особого, просто так, по инерции срываем листья деревьев, обламываем веточки. Встретив осуждающий взгляд воспитателя и не дожидаясь замечания, Таня вспоминает, что листья на дереве – это волосы на голове человека, веточки это – пальцы на руках, и она начинает оправдываться, что виновата и что это не повториться. Но не всегда в самостоятельной жизни она встретит осуждающий взгляд педагога и мы стремимся к тому, чтобы наши дети сначала подумали, оценили последствия совершенного поступка. Постепенно, маленькими шагами продвигаясь вперед мы стараемся дать детям такие понятия, как добро, щедрость, дружелюбие, любовь и заботливость. Начиная с самого малого, заботясь о комнатных растениях: - они нуждаются в нашей заботе, мы их поливаем, опрыскиваем, подкармливаем, а они нас радуют своей красотой. И ребята уже не говорят : Ваш цветок опустил листья, его нужно полить, а сами без напоминания поливают цветы и радуются первому распустившемуся цветку, любуются его красотой. И очень хочется верить, что став взрослыми, выйдя из стен школы-интерната наши дети будут долго помнить «уроки добра» и благодаря им смогут найти свое место во взрослой жизни. | |
Просмотров: 3521 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|