Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Школа. Комсомол. Ты. «Что они, ребята, могут?» - к сожалению, в наших школах еще можно встретить взрослых, занимающих такую позицию. И вот учителя составляют программу общешкольного вечера, выходят во главе колонны на воскресник, берут решающее слово на комсомольском собрании... - Чтo они, ребята, могут? - Такой вопрос я задала членам комитета комсомола 20-й усть-каменогорской школы... КТО ПРЕДЛАГАЕТ ИДЕИ? Знакомьтесь, Люда Ермолаева - секретарь комитета комсомола, «вечная» отличница. Обладает «олимпийским» спокойствием и способностью не теряться в любой ситуации. Валя Дерябина - ответственная за культмассовый сектор. Может «выдать» как идею «глобальную», например, устроить почти настоящую ярмарку на осеннем балу, так и сымпровизировать на ходу частушки на злободневную школьную тему. И еще в комитете работают Галя Злобина (учебный сектор), Люся Колясова (политический), Наташа Климченко (шефский)... Должна оговориться - то, что в этом учебном году в комитете много девочек, чистая случайность, и это для школы не типично. Предпоследним секретарем был мальчишка, и будущая смена подрастает тоже мальчишечья. Комитет комсомола в школе считают «мозговым центром», так как все крупные идеи, как правило, исходят от комитета. Такие, как поездка старшеклассников в лагерь труда и отдыха «Муравейник» или, скажем, организация университета музыки. - А что, если... - вдруг кто-то начинает на заседании, и все сосредоточиваются. - А что, если устроить праздник хлеба и самим испечь каравай?! - А что, если на уроки знаний пригласить настоящих ученых? - А что, если... не ждать приезда шефов, а самим отправиться к ним в гости с устным журналом?.. Не всегда, конечно, идеи рождаются внезапно. Часто над ними комитетчики долго и сосредоточенно «мозгуют». Например, как провести комсомольское собрание, посвященное учебе, да такое, чтобы не повторять известных истин? Думали и придумали... Вместо стандартного доклада сделали подробный анализ проведенных в классах анкет. И доказали, что нет неспособных людей, есть люди, внушившие себе, что они неспособны. Вместо: «Говорите же, ребята! А ну, Петров, расскажи, за что ты единицу получил!... » - выступления в прениях на тему «Система НОТ в школьном процессе». Однажды кто-то из комитетчиков задумался: - Человек за всю жизнь, оказывается, использует только незначительную часть мозговых клеток, а все остальные пребывают в ленивом состоянии. А мы (стыд!), получив на дом лишнюю задачку по физике, начинаем ныть, что перегружены. Предлагаю нагрузок не бояться! Донецкий учитель Шаталов своим ученикам дает подряд 8 уроков математики, и они все темы прекрасно усваивают. А мы что — хуже? И комитет комсомола пришел к решению: ПОПРОБУЕМ «ПЕРЕПРЫГНУТЬ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ»! В конце каждой четверти в школе стали устраивать Генеральный Смотр Знаний. Теперь пятнадцать самых надежных «рыцарей знаний» из каждого класса вооружаются авторучками и садятся за парты. Начинается «бой». В школе царит «его величество Знание». В почете и уважении — верные «оруженосцы» «ее величества Науки». Или вдруг школьный актовый зал превращается в конференц-зал. Рядом с ребятами - научные работники. Они задают ребятам вопросы, делают пометки в блокнотах. Школьный кружок детского технического творчества выполняет задания кафедры физвоспитания педагогического института. (Десятиклассник Олег Батраков со своим прибором ездил на Всесоюзный слет юных техников.) Юные химики работают под руководством лаборатории Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Итог - стопроцентная успеваемость, комсомольцев. Все правильно. Чем большую поставишь себе цель, тем большего сумеешь достигнуть в жизни. «Загрузить» каждого комсомольца полезными делами не только желательно, считают комитетчики, но и необходимо. В поисках таких дел ребята выходят за пределы школы - в свой микрорайон. Устраивают в дворовом клубе вечера молодежи, проводят пресс-конференции (самая последняя - с народным судьей), ищут героев войны и труда. - Отчего появляются скептически настроенные личности? - задумались ребята. - Да оттого, что они только наблюдают со стороны за комсомольскими делами. А когда долго бездействуешь, всегда хочется покритиковать — от избытка сил. - Каждый из ребят должен обязательно «выдать» идею и осуществить ее на практике,— решило общее комсомольское собрание. Комитет активно агитирует всех ребят за систему НОТ и делает все больше и больше попыток сам приблизиться к научной организации труда. Каждый день недели у него имеет свое название. Четверг, например, день спортивный, пятница — пионерский. В этот день собираются на заседания соответствующие секторы классов — без дополнительных предупреждений и лишней беготни. Заседания комитета лаконичны, деловиты. Ведь его члены четко следуют своим законам. «Закону слова»: сказал - выполни. «Закону поднятой руки: выслушали тебя — сумей выслушать товарища. «СЕКРЕТЫ» ИЗ ТОЛСТОЙ ТЕТРАДИ В 20-й школе рядом со словом «воспитание» неразрывно звучит слово «самовоспитание». Убеждены - большой помощник самовоспитания - Ленинский зачет. Сдаче Ленинского зачета в школе уделяется большое внимание. День общественно-политической аттестации - день очень важный, К нему готовятся полгода. Полгода комсомольцы делают записи в толстой тетради - личном комплексном плане. В нем - «программа действий» каждого. Ставят пометки о выполнении новых пунктов, конспектируют работы В. И. Ленина и документы партийных съездов. Ленинский зачет - это и комсомольские собрания, и старательно» изучение ленинских работ, и Ленинские уроки. Общественно-политическая аттестация. День, когда каждый комсомолец дает ответ своим товарищам и себе. Какой он? Честен ли? Принципиален ли? Трудолюбив ли? В этот день он отвечает на главные вопросы. Вот строчки из ребячьих анкет: «Я отношусь к Всесоюзному Ленинскому зачету, как к самому серьезному делу, потому что чувствую себя взрослым человеком. Процесс подготовки к зачету всегда интересен, так как после его проведения начинаешь мысленно обдумывать все, что сделано...». «...Когда сидишь в классе на собрании по итогам зачета, то даже самому отстающему ученику хочется сразу, с воодушевлением браться за работу...» ЧЕБУРАШКА ПРОИЗНОСИТ РЕЧЬ Комитет в школе не только организует деловые мероприятия, он очень любит всевозможные праздники. В школе должно быть весело и радостно, ребята должны идти в школу с удовольствием - в этом убеждены все. Школьные вечера организует комитет комсомола. Организует с удовольствием, с настоящим творческим вдохновением. Самый любимый праздник — день именинника. ...Школьный актовый зал завешан красочными поздравительными газетами. Члены школьного пресс-центра ищут... именинников. Найти их не трудно — ведь в руке у каждого «опознавательный знак» - воздушный шар. Чебурашка на сцене произносит торжественную речь, и на сцену «выплывают» «берёзки» — мальчишки. Они, как правило, самые активные организаторы праздника. Любят в школе праздники, но и за подготовку к ним с каждого класса спрашивают строго. Один раз восьмиклассники «отлынили» и наказание получили по школьным законам жесточайшее - на вечер допущены не были. Только через месяц «вы молили» себе прощение - разрешение подежурить в фойе. Комитет, да комитет, а учителя? - спросите вы. Учителя в 20-й школе, как вы, наверное, поняли, мудрые. Ребята действуют, а они всегда рядом с ребятами. Всегда сумеют им подсказать и подать «надежную руку помощи». Из года в год «работает на комитет: классный руководитель 10 «Б» Таисия Петровна Шалыгина. В ее классе общественное поручение имеет каждый. Половина комитетчиков «выросла» в 10-м «Б». «Не успею воспитать актив, — в шутку расстраивается она, — всех забирают «вверх» - поля действия в классе им становится мало». Внесла свою лепту в общее дело и учительница 9 «А» Антонина Петровна Древаль. Комсомольская организация ее класса перешла на особую систему работы - методом «пятерок». «Пятерка» готовит классный час, дежурит. Каждый из ребят находится внутри крепкого надежного коллектива. Бывший «трудный» класс в ее руках изменился за полгода и сейчас соперничает с лучшим — 10 «Б». «Душу вложили в моего Сашу» — благодарила Антонину Петровну мама одного девятиклассника. Всего четыре слова, а награда — высшая. Но первый помощник, комитета - Надежда Ивановна Фролкина — организатор внеклассной работы школы. К ней идут ребята за советом, помощью. Незаметно, исподволь, направляет Надежда Ивановна маршрут этого корабля — корабля «комсомольской жизни». Взаимопонимание членами комитета у нее абсолютное. Принимают в комсомол Витю. «Что-то не очень, помнится, любит он трудиться физически», - как бы между прочим замечает Надежда Ивановна. Мысль уловлена мгновенно. Через некоторое время принятый в комсомол Витя получает поручение - работу... в бытовом секторе. «Рядом и немножко впереди...» - эти строки из песни и о ней — Надежде Ивановне — комсомольском наставнике старшеклассников. ...Завтра — обычный школьный день, сегодня членам комитета надо успеть выучить уроки, начать «разработку» идей предстоящего новогоднего праздника, составить вопросы к будущему диспуту. Долго еще будут гореть сегодня вечером зеленые, желтые, сиреневые лампы в окнах ребят. Но иначе они не могут. Ведь уже сейчас почувствовали школьники свою причастность к комсомольским делам своей ей страны. Ведь недаром называют он себя «маяковцами», а их девиз — «Гореть - и никаких гвоздей!»... А завтра новый день. Новый, трудный интересный день комсомольцев из школ № 20 имени Маяковского. Л. МАНАННИКОВА, спец. корр. «Ленинской смены». Усть-Каменогорск. 11 декабря 1976 г. | |
Просмотров: 1297 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|