Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Тогда, 31 августа, ей только еще предстояло знакомство со своим 4 «Г». Волнуясь, шла Лина на торжественную линейку, а потом гадала: как различить в этой яркой ребячьей толпе, расцвеченной астрами и красными галстуками, своих мальчишек и девчонок - тех, ради которых приехала она работать в этот колхоз, в Буденновку. Узнать их оказалось не так уж трудно: несколько пар глаз смотрели на молодую учительницу особенно пристально и изучающе. Небольшого роста, с гладкой «учительской» прической, в строгом костюме. И какие-то особенные, теплые глаза. Четвероклассники очень быстро подружились с Ангелиной Ефстафьевной - такая в ней была готовность успокоить, порадоваться вместе, помочь... - Обратила внимание на Сауле? - спрашивает Лина - у окна сидит, на третьей парте. На ее руки? Руки человека, который умеет и любит трудиться. Ученье дается девочке нелегко, но, если надо кому-го помочь, она первая... А Сережа? При всей его неорганизованности у него явные технические способности. Галя уже сейчас педагог - октябрята от нее не отходят. Ты знаешь, когда у меня была самая большая радость? Однажды ребята решили помочь девочке - своей бывшей однокласснице, у которой заболела бабушка. Убрали квартиру, пропололи огород. Из всех качеств больше всего ценю в ребятах человечность. Хочется, чтобы они любили друг друга, уважали, не спорились по мелочам... На следующий день я спросила у ребят из ее класса: - Кто сумеет «нарисовать» самый точный портрет Ангелины Евстафьевны? Вверх потянулись руки. - Она справедливая очень. Рассказывает про живопись интересно, стихи читает... - Строгая? - Что вы! Добрая, веселая... Танцует, поет, часы веселых состязаний устраивает. - На новогодний бал костюмы придумывает... Мушкетерские шляпы клеит. - Из Москвы нам всем одинаковые пилотки привезла и носки белые — чтобы форма в отряде была красивая... Лина в семье - старшая сестра, и поэтому, окончив школу, она решила из дома далеко не уезжать Поступила в Джамбулский педагогический. После учебы в родной колхоз возвращаться не стала. Неудобно было начинать свою трудовую деятельность под начальством отца, завуча-математика. Получила направление в соседний. Но каждую субботу, захватив с собой планы уроков, регулярно ездила в родное село. Всей семьей разбирали неполучившиеся уроки, спорили. А потом, в Буденновке, до полуночи рисовала пособия, готовясь к урокам. «Признаки подобия» объясняла с помощью серебряных пуговиц, а «деление на части» - разрезая ножницами бумажный торт. Расписывала на уроках цветными мелками доску, а на переменках распевала вместе с учениками: «...а при этом, а при этом вы заметьте-ка, очень важная наука арифметика...» Лина совсем не уверена, что все ее ребята обязательно станут в будущем учеными, инженерами, математиками. Но почувствовать вкус к ее любимой науке («Только люди, не идущие дальше элементарных вычислений, считают математику сухой и скучной!») они должны. И как всякий настоящий учитель, увлеченный своей профессией, Лина мечтает: вдруг именно у нее в классе появится будущий великий Лобачевский или Галуа? И подарит он всему миру разгадку знаменитой теоремы Ферма или какой-нибудь другой «неразрешимой» задачи. Во всяком случае, надо обязательно подкинуть вон тому любознательному мальчишке с последней парты задачку посложнее - из сборника международных олимпиад, а потом еще одну... Подоконники в классе были уставлены цветами, солнце, несмотря на зиму, светило вовсю. На уроке стоял рабочий шумок, Со стены, казалось, со значением («А ну-ка, семиклассники, покажите, на что вы способны!») смотрел Архимед. А Лина ходила между партами и что-то терпеливо объясняла Коле и Люсе, вызывала к доске Свету и Бахита, исправляла ошибки у Гали и Сережи. Кончился обыкновенный рабочий день. «-...Песнею, поэмою, трибуною, ничего от близких не тая…», - вспоминает Лина светловские строчки, и я представляю ее ведущей на школьном комсомольском вечере. Ведь Лина - секретарь учительской комсомольской организации. Помогать школьному комитету комсомола она считает своим долгом. Начало, как и всякое начало, было трудным. Тогда, на первое заседание, комсорги групп принесли планы, списанные с планов классных руководителей, жаловались на то, что «никто ничего не хочет делать», а сами на школьном собрании равнодушно молчали, Воспитывать настоящий комсомольский актив надо было с «азов». Помог институтский опыт - в группе работала комсоргом. Когда опыта стало не хватать, поехала за советом в райком, И вновь Лина начинает рассказывает о ребятах - о Нюре 3. - руководителе культмассового сектора. «Удивительный талант организатора. Жаль, что в техникум связи поступила, стала бы прекрасным педагогом». О Гале С. - нынешнем секретаре: «Уже сейчас, представляешь, совершенно самостоятельно ведет школу комсомольского актива». Об интересном решении собрания, согласно которому каждый комсомолец должен отлично разбираться в истории, своей организации, уметь рассказать о вожаках первых комсомольских ячеек, о пятилетках, о воинах, погибших на' фронтах Отечественной. Комсомольские вечера теперь начинаются перекличкой трех поколений. - В своем седьмом я воспитатель, а в комитете - просто старший товарищ, - говорит Лина, - Вместе с комсомольцами размышляю, спорю, пою песни. А потом Лина рассказывала о традиционном соревновании «А ну-ка, девушки!», об анкетировании (не надо увлекаться, но в работе помогает), о кружке «Наш Ленинский комсомол»... Вот так я и познакомилась с Линой Стариковой - сельской учительницей. Человеком, очень нужным сегодняшнему селу... Л. МАНАННИКОВА. Джамбулская область. 6 марта 1976 г. | |
Просмотров: 1042 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|