Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

Тебе везде рады

 

Несколько дней назад мы получили из Северо-Казахстанской области горестную весть. Скончался Григорий Максимович Кубраков, один из педагогов, долгое время работающий по методике А. С. Макаренко, верный его традиции.

Я нашла в своем архиве интервью с Григорием Максимовичем, которое взяла у него в октябре 1975 года для газеты «Ленинская смена».  Обратите внимание, как актуально  звучит оно  сегодня, спустя более тридцати лет!  Пусть это публикация будет нашей памятью об этом выдающимся педагоге.

 

Когда я зашла во двор Мамлютской средней санаторной школы-интерната, то удивилась. Совсем это не было похоже на школьный двор. Целый парк. Чувствовался вкус художника, хорошо продумавшего весь ансамбль. Мемориальный комплекс в честь 30-летия Победы, художественно оформленные клумбы, тенистые аллеи с разноцветными скамейками. Детский горо­док с качелями, каруселями. За школой начинался фруктовый сад, многочисленные грядки с овощами, поле пшеницы.

Обо всем, что я увидела в здании шко­лы, можно рассказывать много и подроб­но. Музей В. И. Ленина, в котором собраны экспонаты не только из музеев нашей страны, но и присланные из зарубежных стран. Клуб интернациональной дружбы «Планета», краеведческий музей... За 10 лет своего существования школа, ее клуб­ные организации награждены 50-ю дипло­мами, Почетными грамотами, пятью вым­пелами, девятью кубками. Спортивное об­щество школы из года в год занимает в районе 1-2 места. И секрет такого успе­ха, по словам директора Г. М. Кубракова, заключается в следующем: 8 лет назад коллектив начал работать по системе А. С. Макаренко. Об этом и был наш разговор с Григорием Максимовичем.

 

-  Григорий  Максимович, почему  вac  заинтере­совала система Макаренко!

-   Мы   часто   цитируем   Ма­каренко,   ссылаемся  на  его труды,   а   школ,   которые   при­няли его систему целиком, ра­ботают  по ней,  как ни  стран­но, в нашей стране совсем не­много. В республике их  нет вообще.  Когда   мы   начинали, некоторые товарищи  даже от­носились к   эксперименту  не­доверчиво, с  иронией.    Почти три  года мы молчали. Не то­ропились  с выводами, боялись ошибок,   Теперь,   когда  успехи достигнуты, об   этом можно говорить. Даже   утверждать: система Макаренко    примени­ма  в  наше время.   Ведь глав­ным в современной  школе  было и остается  создание общешкольного  воспитатель­ного   коллектива  с  первичным подразделением  - разновоз­растным отрядом.

-  То есть отрядом, в кото­рый входят ребята с первого по десятый классы?

-  Да,  13-15 человек, которые объединяются в отряд  по принципу  «кто с  кем   хочет». Преимущества? Создается   как бы семья - старшие постоян­но  заботятся   о  младших.  В обычных школах  это  есть, но  шефство  носит там  эпизо­дический   характер. Старшие приходят к младшим  в  по­рядке общественной нагрузки. Не тогда, когда хочется, а когда мероприятие.

В наших отрядах хорошо передается опыт, удерживают­ся традиции. Очень важно вот это: все отряды могут между собой соревноваться. Кстати, наши отряды и более самостоятельны. Настолько, что воспитатели в группах про­сто не нужны.

- Так что же, в вашей школе исчезает фигура воспитателя, классного руководителя? Человека, на котором в обычной школе ложится столько забот? Работа учебная, воспитательная, организация различных мероприятий.

- Представьте себе, это так. Классный руководитель занимается у нас лишь документацией – ведет журнал, заполняет табеля, сдает отчеты. А к каждому отряду прикреплен консультант – к нему ребята обращаются за помощью, советуются с ним. И тот, и другой работает на общественных началах. А основную воспитательную нагрузку несут специалисты по клубной и кружковой работе. В школе создано 30 различных клубов и кружков, и каждый из ребят в одном из них весь год занимается. На раздумья мы даем воспитаннику весь сентябрь. Не понравилось в краеведческом музее, загляни в КИД. И это не по вкусу? Тогда тебя ждет киностудия, спортивная секция или кукольный театр. Везде тебе рады, везде тебя ждут.

Или вот такой пример. Предположим, во всех  классах надо провести беседу и событиях в Португалии. Каждый классный руководитель в обычной школе готовится, ищет материал. У нас же беседу по возрастным потокам проводит руководитель КИДа. И более квалифицировано, и работы меньше.

- Григорий Максимович, в последнее время мы все чаще говорим о самоуправлении школьников. Как оно организовано у вас?

-В школах обычного типа самоуправление организуют так. Серьезно, с карандашами и блокнотами в руках заседают ребята, скажем. С третьего по десятый класс. Они докладывают, записывают, распоряжаются. Внешне здорово, эффектно, а фактически – младшие уравниваются ос старшими. У нас же каждый отряд выделяет в совет самоуправления старшеклассника.

Появилась идея - начать строительство помещения для классов машиноведения и на­чальной военной подготовки. Наши ребята строить умеют, строили много. Но хотелось что-то сделать в один день. И вдруг в зале раздались чьи-то слова: «А почему бы в один день не построить и та­кое помещение?» Возник шум, кто-то засмеялся: «Фантазия», а потом посмотрели на дирек­тора. Что скажет? Ну, а я го­ворю: «Попробуем!» И попро­бовали. Здание действительно выстроили за один день. С шести утра до семи часов ве­чера трудился (бригады сме­нялись одна за другой) весь коллектив.

-  На субботнике как раз и подтвердилось  ваше правило: воспитание на 80 -85  процен­тов делом, на 15 - 20 словом!

-  Это  чисто   эмпирический вывод. Правильность его пусть доказывают   ученые. Кстати, вопрос о школьных производ­ственных  бригадах. Мне   ка­жется, что в их организации имеется два существенных не­достатка. Первое - формиро­вание  бригад  происходит  на добровольной   основе  - кто-то из года в год бездельнича­ет, а кто-то трудится.  И  вто­рое  -  труд  школьников   ста­новится  трудом-работой,   а  не трудом-заботой,   как   хотелось бы.    Поэтому    мы     заменили бригаду учебно-производст­венным  хозяйством.  Школьни­ки  заботятся о кроликах,  о грядках с овощами.  

- Григорий Максимович, за восемь лет вы доказали, что система Макаренко не уста­рела, что в школах-интерна­тах ее можно применять ус­пешно. А как быть с обычны­ми школами? Давайте пофан­тазируем...

-  Даже   фантазировать не надо. Я знаю две школы в стране,  которые  работают   по системе разновозрастных отря­дов. Школа № 524 города Мо­сквы и  школа  № 7 города Нальчика. В прошлом году мы образовали  такие   отряды  в микрорайоне нашей школы - для   детей   сотрудников.   Пока все идет успешно, но говорить об опыте рано. А вот о школе в Нальчике я могу рассказать. Там при дворах созданы раз­новозрастные формирования -содружества. Каждое со­дружество образует как бы семью. Это важно в наше вре­мя - ведь разновозрастные связи в современных семьях почти исчезли. Большую роль в содружествах играют роди­тели. Без их мнения, напри­мер, оценка за поведение ученику (это даже уже не оценка, а целый анализ лич­ности) не выставляется.

-  Но у вас в школе есть опытное хозяйство. А где тру­диться  городским  ребятам!

-  У  города  возможности неограниченные,   Вспомните   о проблеме  улицы. Это же педагогическая целина. Ребята могут озеленять дворы. Участвовать в работе экологической службы – вести наблюдения за природой. Исследовать микроклимат, определять загазованность воздуха, степень зашумленности улиц (сейчас эти сведения собирают специальные лаборатории). Оформлять дворы. Вы замечали: если энергию ребят не направлять, они сами придумают себе занятие и не всегда, скажем так, - полезное. Скамейки портят или разрисовывают подъезды. Я читал, что в одном из домовых комитетов создали бригады по ремонту подъездов, так приходится дежурить, чтобы сдержать натиск всех желающих поработать.  У нас сейчас девиз, как вы знаете, школа – центр воспитательной работы в микрорайоне. А при такой организации – системе разновозрастных отрядов или формирований – дело ведь не в названии, этот тезис будет выполняться более успешно.

- Действительно, заманчиво. Вы, наверное, так и представляете себе школу будущего?

- Конечно, трудно либо сегодня предвидеть. Но на мой взгляд, это будет комплексная педагогическая система А.С.Макаренко. С учетом современных условий, проверенная жизнью. Только тогда мы сможем воспитать наших детей людьми, которые всю жизнь будут заботиться о красоте и чистоте окружающего их мира.

Л.Мананникова.

Северо-Казахстанская область.

 

Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: collegy (2008-10-20)
Просмотров: 1353 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru