Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

На верность школе присягаю

В последнее время сельский учитель у нас стал таким же, как все. живет рядом, на соседней улице,  работает в городе. Прохоров самим своим существованием школу как бы поднимает. Готов без устали отстаивать ее высокие идеалы.

  Здравствуйте, юные моряки!

  Здравия желаем!

— Поздравляю     вас с откры­тием сезона!    — Ура! Ура! Ура!    

Сколько раз ни видит Георгий  Константинович строй   ребятишек в синей морской форме,     сколько ни произносит  эти слова, комок к горлу подступает. То ли сенти­ментальным к старости становится (дед уже, до пенсии недалеко), то ли не может без волнения смот­реть на строй. Клуб юного моря­ка — дело собственных рук, выст­раданное, выношенное     «вопреки всем ветрам».

Когда   клуб осно­вывали, кое-где приходилось, что говорится, и лбом стенку проши­бать, спорить, доказывать.

Восемь лет назад я писала о директоре Имантавской  средней школы Георгии    Константиновиче Прохорове.  О его одной из пер­вых ученических     производствен­ных бригад в районе, о знамени­том клубе, выстроенном на берегу красивейшего Имантавского озера буквально   из ничего. Тогда «из­лишне ретивого», не всегда укла­дывающегося в рамки обычного, ди­ректора  школы  нередко не пони­мали. Что ни день — новая идея. То и дело всех озадачивает, хлопоты сплошные. Хотя и в то время Имантавская школа гремела на всю округу своими инициативами, «самое новенькое» комиссии при­водили смотреть именно сюда.

Сейчас я ехала к знаменитому директору Прохорову. За заслуги на педагогическом поприще его недавно наградили орденом Тру­дового Красного Знамени. Сегод­ня уже самые что ни на есть скеп­тики соглашаются: Имантавская сельская школа на несколько лет ухитрилась опередить время — особенно видно это стало в связи с реформой. Большинство учебных заведений только-только пе­рестраивается, планируют свое будущее, а у Прохорова — все в порядке. Вот только новшества давались ему большей кровью, чем его сегодняшним коллегам, — тогда в основном действовал на энтуэиазме,  на личной инициативе.

…Педагогического «мэтра» Про­хорова увидеть мне так и не уда­лось, Мало того, два дня я без­успешно стремилась дозвониться в Имантав — Георгий Константино­вич разрывался между моряцким клубом и ученической производ­ственной.

— Каждый день опасаюсь, что мужа вечером не увижу, — пожа­ловалась позднее его жена, Елена Ивановна, тоже учительница. — Так где-нибудь и застрянет на дороге между КЮМом и брига­дой...

Зачем это ему, уважаемому все­ми директору? Дело отлажено. Помощники имеются. Вполне мож­но уходить в свой законный соро­кавосьмидневный отпуск, заго­рать где-нибудь на пляже или со­бирать грибы в Подмосковье, в гостях у дочки.

К моему удивлению, Георгий Константинович со мной согласил­ся.

— Вот я то же самое говорю. Недавно с женой квартиру полу­чили — с огромным приусадебным участком. Двадцать лет на втором этаже жили — все люди как люди, а у нас - ни кола, ни двора, те­перь совсем другое дело. Разве­ду цветы, теплицу собственную начал строить, поросят куплю, кур, корову… Вот только на пенсию выйду…

На директора  я смотрела, надо сказать, с большим недоверием (как-то не совмещался в сознании его облик с проектом будущей «собственнической» жизни), но спорить не стала.               

Человека можно отчасти узнать, внимательно изучив книги, стоя­щие на его полках. В кабинете Прохорова я увидела томик Писем­ского и «Время, вперед!» Катае­ва, Людвига Фейербаха и «Как закалялась сталь». Впрочем, для учителя истории — явление впол­не типичное. Человек, профессия которого история,  как никто дру­гой владеет этой волшебной свя­зью времен.

Сотрудница районной газеты На­дежда Ивановна Казакова дала такую характеристику Прохорову. «Это директор несколько старо­модного стиля. Такие сегодня ред­ко встречаются. Старомодного — в хорошем  смысле этого слова. В последнее время у нас как-то при­нижена роль учителя. Он стал та­ким же, как все. Живет рядом, на соседней улице. Обременен семьей, работает в огороде...».

Прохоров самим своим сущест­вованием школу как бы поднимает. Нет, конечно, меньше всего Геор­гия Константиновича можно назвать недоступным, этаким   богом, спустившимся со своего Олимпа, чтобы осчастливить учеников. На­против, дверь директора всегда открыта: ребята идут со своими предложениями, проблеми, сове­туются по личным вопросам. В трудную минуту Прохоров может  кинуться на помощь совершенно  постороннему человеку. Привез, на­пример. из города  учительницу, оказавшуюся в трудном положении,   устроил на работу, выбил  квартиру. Директор выступает в художественной самодеятельности.  Всех перепоет, рассказали мне  в клубе юного моряка. Особенно вот эта песня у него хорошо по­лучается: «На верность полю присягаю». Десять раз  загля­нет на ферму к ребятишкам. «Это наша героиня, Наташенька Шараевская, -  восторженно знакомил он меня со своей лучшей до­яркой из ученической  производственной. — Подумайте, толъко в 10-й класс перешла, а уже состя-залась с передовыми доярками района, первое место не дали то­лько по малолетству».

Прост, доступен наш директор, и вместе с тем готов без устали отстаивать    «высокие   школьные идеалы».

Учитель всегда   должен стараться быть образцом для подражания. Мне,     например, не безразлично,  как  одеты  наши  молодые учительницы. Одна пришла — вес пальцы в кольцах. Пришлось объяснять:    учитель    не    должен одеваться ярко,   но  обязан  быть опрятен.    Ну и самое — педагог    непременно быть    честным,  справедливым, объективным.    Здесь учеников не  обманешь.  Заметьте, не либеральным,  а требовательным, взыскательным. Знаете, что больше всего ребята ценят в нашем клубе юного моряка? Дисциплину. У нас там все кА на флоте – пост, увольнение. Играем всерьез.

У имантавских выпускников есть традиция. Перед уходом они  готовят  школе   какой-нибудь подарок. Однажды после окончания занятий  актовый зал нуждался в ремонте. Чтобы побелить потолок,  надо было лезть на верхотуру.  Ребята с опаской посмотрели вверх: страшновато.    Когда для ремонта было готово, первым поднялся   вверх    директор.  «Не так уж страшно, как вам кажется».

'Жизнь  каждого    человека впе­ремешку заполнена трагическим и комическим.  И  ярче    всего   эта закономерность     заметна,   наверное, у тех, чья жизнь активна, спресованна до предела.

Не знаю, как   в   других   школах, но   в Имантавской   руководство уже   думает не о том, как организовать ученическую, бригаду, а как t перевести ее на бригадный подряд.

— Представляете   выгоды всего этого?воодушевляется Георгий Констаитинович.— Ребятам, объясняем. Ваша работа целиком будет зависеть от конкретного результата. Вот пример. В.прошлом году копали картошку. Сказали школьникам:  у вас 20 гектаров. Затраты каждый    центнер    составляют рубль. Если истратите 70 копеек, заработок увеличится. Сразу контрвопрос: «Зачем всем классом работать? Здесь и 15 человек вполне хватит2. Дело, конечно же, не в заработке — в воспита­нии экономического мышления.

Школа уже приобрела 16 швей­ных машинок — договорились со

швейной фабрикой о производи­тельном труде. Ездил директор на Кокчетавский приборостроитель­ный завод: «Оборудуйте у нас цех, хотим серьезную продукцию выпускать». Завод пока думает — далековато...

Чем больше разговаривала я с Георгием Константиновичем, с другими людьми, его знающими, тем ярче вставал передо мной ге­рой совсем из другой эпохи — ди­ректор наш не пересекся с ним ни во времени, ни в пространстве. Дон Кихот. И в средневековом, и в  современном    герое    можно было заметить некротимую энергию, готовность идти в поход во имя другого, во имя человека. И бескорыстие, и небоязнь ради Дела расшибить себе лоб,  и под­няться, и снова ринуться в бой.

  А вы знаете, я однажды поднял руку на человека, был такой

грех на моей совести, — словно прочитал мои мысли Прохоров. — Эта история все из той же серии-строительства клуба. Очень уж сильно мне мешала одна лич­ность. Есть ведь такие люди. В самом чистом деле норовят уви­деть что-то дурное, черное.

Вот и пришел один такой ко мне. Личный дом, говорит, строишь за государственной счет. Письма разослал во все инстанции. Ко­миссии понаехали, мешают рабо­тать. Не удержался я тогда, схва­тил его за шиворот и спустил с лестницы. А что прикажете де­лать? Убеждать? Жаловаться? Долго, нерезультативно. ...Честно сказать, о поступке этом до сих пор не жалею.                              

  Что вас больше   всего огор­чает в ребятах?

  Не хватает     им   еще порой чувства   собственного   достоинст­ва.   Хулиган оскорбляет девушку, а рядом стоит парень.  Меня в этой ситуация возмущает не столь­ко обидчик,  сколько    равнодушный.

  За время работы вы вырабо­тали какой-то свой стиль взаимо­отношений с детьми?                

  С ребятами нужно держать­ся естественно. Я знаю, что ко мне они относятся с доверием, и ценю это. Ведь они все умеют... И сей­час, признаюсь, есть у меня меч­та. Хочу  в   нашей ученической бригаде кроликов развести. Ходил к директору птицефабрики Генна­дию Григорьевичу,   Шкуратову — он мой очень старый друг и пер­вый помощник   школы.    Говорю: сделай нам цех, вроде твое под­собное хозяйство  будет, и нам польза. Он на что уж «на все го­тов», но эта идея   ему   чересчур революционной показалась: «Луч­ше еще  один  птичник  построю». Поехал в кролиководческий   сов­хоз —есть такой в области, попросил:  создайте у нас филиал; там тоже   удивляются: «Почему именно у вас? Далековато».   Вот так пока   и   не удалось никого зажечь. А ведь выгода какая от кроликов     будет! И с кормами проблем  нет.  Картофель,  морков­ку, свеклу ребята в  бригаде вы­ращивают.

— А как же пенсия? — не удержалась я.

Георгий Константинович промолчал...

В последнее время мы как-то стесняемся говорить возвышенные слова – век, наверное, стал суровее. Но о  Георгии Константи­новиче мне хочется писать имен­но так, «высоким- стилем».

Живет в своем Имантавском селе директор сельской школы Прохоров. Живет в деревне, а одновременно — на переднем крае педагогики. Учит ребятишек ра­ботать, на тракторах и доить ко­ров. Воспитывает в своем моряц­ком клубе рыцарей «без страха и упрека» и, напрочь забывая о своих личных делах, спешит де­лать государственные. В самодея­тельном хоре он споет песню на «бис», а если попросите, загово­рит на французском и иранском языках. И на все лето окунется в бесконечные хлопоты, и каждый год ему будет недосуг уйти ле­том в свой законный отпуск.

— Благодарю за хорошую служ­бу!  — скажет он мальчишкам    в конце лагерного сезона.  И поду­мает, что без школы   ему, навер­ное, никуда, а пенсия подождет...

2 августа 1985 г. «ЛС».

 

Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: collegy (2008-10-20)
Просмотров: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru