Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
В последнее время сельский учитель у нас стал таким же, как все. живет рядом, на соседней улице, работает в городе. Прохоров самим своим существованием школу как бы поднимает. Готов без устали отстаивать ее высокие идеалы. — Здравствуйте, юные моряки! — Здравия желаем! — Поздравляю вас с открытием сезона! — Ура! Ура! Ура! Сколько раз ни видит Георгий Константинович строй ребятишек в синей морской форме, сколько ни произносит эти слова, комок к горлу подступает. То ли сентиментальным к старости становится (дед уже, до пенсии недалеко), то ли не может без волнения смотреть на строй. Клуб юного моряка — дело собственных рук, выстраданное, выношенное «вопреки всем ветрам». Когда клуб основывали, кое-где приходилось, что говорится, и лбом стенку прошибать, спорить, доказывать. Восемь лет назад я писала о директоре Имантавской средней школы Георгии Константиновиче Прохорове. О его одной из первых ученических производственных бригад в районе, о знаменитом клубе, выстроенном на берегу красивейшего Имантавского озера буквально из ничего. Тогда «излишне ретивого», не всегда укладывающегося в рамки обычного, директора школы нередко не понимали. Что ни день — новая идея. То и дело всех озадачивает, хлопоты сплошные. Хотя и в то время Имантавская школа гремела на всю округу своими инициативами, «самое новенькое» комиссии приводили смотреть именно сюда. Сейчас я ехала к знаменитому директору Прохорову. За заслуги на педагогическом поприще его недавно наградили орденом Трудового Красного Знамени. Сегодня уже самые что ни на есть скептики соглашаются: Имантавская сельская школа на несколько лет ухитрилась опередить время — особенно видно это стало в связи с реформой. Большинство учебных заведений только-только перестраивается, планируют свое будущее, а у Прохорова — все в порядке. Вот только новшества давались ему большей кровью, чем его сегодняшним коллегам, — тогда в основном действовал на энтуэиазме, на личной инициативе. …Педагогического «мэтра» Прохорова увидеть мне так и не удалось, Мало того, два дня я безуспешно стремилась дозвониться в Имантав — Георгий Константинович разрывался между моряцким клубом и ученической производственной. — Каждый день опасаюсь, что мужа вечером не увижу, — пожаловалась позднее его жена, Елена Ивановна, тоже учительница. — Так где-нибудь и застрянет на дороге между КЮМом и бригадой... Зачем это ему, уважаемому всеми директору? Дело отлажено. Помощники имеются. Вполне можно уходить в свой законный сорокавосьмидневный отпуск, загорать где-нибудь на пляже или собирать грибы в Подмосковье, в гостях у дочки. К моему удивлению, Георгий Константинович со мной согласился. — Вот я то же самое говорю. Недавно с женой квартиру получили — с огромным приусадебным участком. Двадцать лет на втором этаже жили — все люди как люди, а у нас - ни кола, ни двора, теперь совсем другое дело. Разведу цветы, теплицу собственную начал строить, поросят куплю, кур, корову… Вот только на пенсию выйду… На директора я смотрела, надо сказать, с большим недоверием (как-то не совмещался в сознании его облик с проектом будущей «собственнической» жизни), но спорить не стала. Человека можно отчасти узнать, внимательно изучив книги, стоящие на его полках. В кабинете Прохорова я увидела томик Писемского и «Время, вперед!» Катаева, Людвига Фейербаха и «Как закалялась сталь». Впрочем, для учителя истории — явление вполне типичное. Человек, профессия которого история, как никто другой владеет этой волшебной связью времен. Сотрудница районной газеты Надежда Ивановна Казакова дала такую характеристику Прохорову. «Это директор несколько старомодного стиля. Такие сегодня редко встречаются. Старомодного — в хорошем смысле этого слова. В последнее время у нас как-то принижена роль учителя. Он стал таким же, как все. Живет рядом, на соседней улице. Обременен семьей, работает в огороде...». Прохоров самим своим существованием школу как бы поднимает. Нет, конечно, меньше всего Георгия Константиновича можно назвать недоступным, этаким богом, спустившимся со своего Олимпа, чтобы осчастливить учеников. Напротив, дверь директора всегда открыта: ребята идут со своими предложениями, проблеми, советуются по личным вопросам. В трудную минуту Прохоров может кинуться на помощь совершенно постороннему человеку. Привез, например. из города учительницу, оказавшуюся в трудном положении, устроил на работу, выбил квартиру. Директор выступает в художественной самодеятельности. Всех перепоет, рассказали мне в клубе юного моряка. Особенно вот эта песня у него хорошо получается: «На верность полю присягаю». Десять раз заглянет на ферму к ребятишкам. «Это наша героиня, Наташенька Шараевская, - восторженно знакомил он меня со своей лучшей дояркой из ученической производственной. — Подумайте, толъко в 10-й класс перешла, а уже состя-залась с передовыми доярками района, первое место не дали только по малолетству». Прост, доступен наш директор, и вместе с тем готов без устали отстаивать «высокие школьные идеалы». Учитель всегда должен стараться быть образцом для подражания. Мне, например, не безразлично, как одеты наши молодые учительницы. Одна пришла — вес пальцы в кольцах. Пришлось объяснять: учитель не должен одеваться ярко, но обязан быть опрятен. Ну и самое — педагог непременно быть честным, справедливым, объективным. Здесь учеников не обманешь. Заметьте, не либеральным, а требовательным, взыскательным. Знаете, что больше всего ребята ценят в нашем клубе юного моряка? Дисциплину. У нас там все кА на флоте – пост, увольнение. Играем всерьез. У имантавских выпускников есть традиция. Перед уходом они готовят школе какой-нибудь подарок. Однажды после окончания занятий актовый зал нуждался в ремонте. Чтобы побелить потолок, надо было лезть на верхотуру. Ребята с опаской посмотрели вверх: страшновато. Когда для ремонта было готово, первым поднялся вверх директор. «Не так уж страшно, как вам кажется». 'Жизнь каждого человека вперемешку заполнена трагическим и комическим. И ярче всего эта закономерность заметна, наверное, у тех, чья жизнь активна, спресованна до предела. Не знаю, как в других школах, но в Имантавской руководство уже думает не о том, как организовать ученическую, бригаду, а как t перевести ее на бригадный подряд. — Представляете выгоды всего этого? — воодушевляется Георгий Констаитинович.— Ребятам, объясняем. Ваша работа целиком будет зависеть от конкретного результата. Вот пример. В.прошлом году копали картошку. Сказали школьникам: у вас Школа уже приобрела 16 швейных машинок — договорились со швейной фабрикой о производительном труде. Ездил директор на Кокчетавский приборостроительный завод: «Оборудуйте у нас цех, хотим серьезную продукцию выпускать». Завод пока думает — далековато... Чем больше разговаривала я с Георгием Константиновичем, с другими людьми, его знающими, тем ярче вставал передо мной герой совсем из другой эпохи — директор наш не пересекся с ним ни во времени, ни в пространстве. Дон Кихот. И в средневековом, и в современном герое можно было заметить некротимую энергию, готовность идти в поход во имя другого, во имя человека. И бескорыстие, и небоязнь ради Дела расшибить себе лоб, и подняться, и снова ринуться в бой. — А вы знаете, я однажды поднял руку на человека, был такой грех на моей совести, — словно прочитал мои мысли Прохоров. — Эта история все из той же серии-строительства клуба. Очень уж сильно мне мешала одна личность. Есть ведь такие люди. В самом чистом деле норовят увидеть что-то дурное, черное. Вот и пришел один такой ко мне. Личный дом, говорит, строишь за государственной счет. Письма разослал во все инстанции. Комиссии понаехали, мешают работать. Не удержался я тогда, схватил его за шиворот и спустил с лестницы. А что прикажете делать? Убеждать? Жаловаться? Долго, нерезультативно. ...Честно сказать, о поступке этом до сих пор не жалею. — Что вас больше всего огорчает в ребятах? — Не хватает им еще порой чувства собственного достоинства. Хулиган оскорбляет девушку, а рядом стоит парень. Меня в этой ситуация возмущает не столько обидчик, сколько равнодушный. — За время работы вы выработали какой-то свой стиль взаимоотношений с детьми? — С ребятами нужно держаться естественно. Я знаю, что ко мне они относятся с доверием, и ценю это. Ведь они все умеют... И сейчас, признаюсь, есть у меня мечта. Хочу в нашей ученической бригаде кроликов развести. Ходил к директору птицефабрики Геннадию Григорьевичу, Шкуратову — он мой очень старый друг и первый помощник школы. Говорю: сделай нам цех, вроде твое подсобное хозяйство будет, и нам польза. Он на что уж «на все готов», но эта идея ему чересчур революционной показалась: «Лучше еще один птичник построю». Поехал в кролиководческий совхоз —есть такой в области, попросил: создайте у нас филиал; там тоже удивляются: «Почему именно у вас? Далековато». Вот так пока и не удалось никого зажечь. А ведь выгода какая от кроликов будет! И с кормами проблем нет. Картофель, морковку, свеклу ребята в бригаде выращивают. — А как же пенсия? — не удержалась я. Георгий Константинович промолчал... В последнее время мы как-то стесняемся говорить возвышенные слова – век, наверное, стал суровее. Но о Георгии Константиновиче мне хочется писать именно так, «высоким- стилем». Живет в своем Имантавском селе директор сельской школы Прохоров. Живет в деревне, а одновременно — на переднем крае педагогики. Учит ребятишек работать, на тракторах и доить коров. Воспитывает в своем моряцком клубе рыцарей «без страха и упрека» и, напрочь забывая о своих личных делах, спешит делать государственные. В самодеятельном хоре он споет песню на «бис», а если попросите, заговорит на французском и иранском языках. И на все лето окунется в бесконечные хлопоты, и каждый год ему будет недосуг уйти летом в свой законный отпуск. — Благодарю за хорошую службу! — скажет он мальчишкам в конце лагерного сезона. И подумает, что без школы ему, наверное, никуда, а пенсия подождет... 2 августа | |
Просмотров: 1034 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|