Главная » Статьи » Творческая мастерская |
г. Караганда «Школа искусств №2» статья на тему: «Техника как изобразительно-выразительное средство создания художественного образа» Преподаватель изобразительного искусства и компьютерной графики Лысенко. Е. Е. 2013 – 2014 учебный год Техника как изобразительно-выразительное средство создания художественного образа. Введение Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает своей непосредственностью, оригинальностью, потрясающей фантазией. Дети рисуют много и с большим желанием. Знакомясь с окружающим миром, ребята пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, которыми они работают, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные умения. Техника исполнения – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Применяя разные способы изображения в одном рисунке, малыши учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование оригинальной техникой стимулирует хорошую мотивацию, вызывает радостное настроение. У каждого ребенка индивидуально складывается потенциал художественного развития, эти возможности надо видеть и раскрывать. Дошкольный и школьный возраст это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Уже на первоначальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Дети знакомятся с жанрами живописи, пробуют и отрабатывают технические навыки владения кистью, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию новых изобретательных материалов: ткани, ниток, бумаги, стекла, и других. Применяя необычную технику в изобразительном искусстве, дети творчески развиваются, получают дополнительные возможности для творческого самовыражения, что позволяет раскрыть разнообразные ресурсы изобразительной деятельности. Цель: - Познакомить педагогов по изодеятельности с использованием техник рисования с детьми на уроках изобазительного искусства. Задачи: - познакомить детей с видами и техниками изображения, переходя от простых к более сложным; - развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование новых изобразительных материалов; - учить детей раскрывать свой внутренний мир, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности. Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие уроки пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детской памяти на всю жизнь. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, пятно, мазок, штрих, линия, это стихия, из которой возникают образы.. Рисование для ребёнка это игра. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится более интересной. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии. Рисовать мелком, ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное и привычное дело. Несомненно, нестандартные приёмы изобразительной деятельности вызовут больший интерес у детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. На занятиях дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия. У детей в процессе занятий формируется интерес к своей работе, а главное, её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость. Техники для создания выразительных художественных образов на уроках изобразительного искусства: 1. Рисунок-отпечаток Рисуем пальчиками. Многие дети очень любят рисовать. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. 1. Штампы пальчиками Вам понадобится краска разных цветов, вода, губка, бумага. С помощью этой техники можно рисовать все что угодно: животных, пейзаж, цветы и многое другое. Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Её автор немецкий художник Гюнтер Юрген. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладоней можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в различные рисунки. 2. Флоротипия Техника изображения с помощью растений (шишек, мака, мха, колоска, листка и др.). Гуляя, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Пример техники печать листами: Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев. Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне. 3. Тиснение Техника тиснения развивает усидчивость, мелкую моторику рук. Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет). Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе. 4. Рисование методом тычка Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать как натюрморт, так и пейзаж, падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое. Рисунок выполненный в такой технике можно смело назвать - пуантилизм (франц. pointillisme, от pointiller - писать точками, point - точка) - письмо "точками", один из совр. методов композиции. Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»: Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке. От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков. Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков. Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке. Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик. Таким образом можно придумать для оттиска свои варианты, например уже готовые фактурные обои и многое другое. Проявите фантазию! 5. Ниткография Ниткография разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения. Для получения одинарного изображения нужно взять нить длиной 30-50см, покрасить её тушью, акварелью или гуашью. Один конец нитки длиной 10-15см остаётся неокрашенным. Покрашенная нить произвольно выкладывается на листе бумаги, немного выше его середины. Сверху на нить накладывается пластмассовая планшетка и слегка прижимается ладонью. Другой рукой за неокрашенный конец вытягиваем нитку. Планшет снимается, и на поверхности листа остаётся замудрённый рисунок след, оставленный ниткой. Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа. Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов. Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. Также интересные изображения получаются с помощью скомканных нитей: опускаем комок ниток в краску, кладём на чистый лист бумаги, сверху слегка прижимаем другим чистым листом; снимаем верхний лист и нитки (облако, волны, кроны деревьев, трава и др.). 6. Кляксография Кляксография это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется редкими красками: тушью, чернилами, акварелью, анилиновыми красками, разведёнными гуашью. Изображения можно получить как одноцветные, так и многоцветные. Для одноцветного изображения краска наносится на поверхность листа с помощью пипетки. При этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам. Далее оживление кляксы. Нужно приподнять лист бумаги с одной стороны, затем с другой, чтобы краска расплылась и приобрела определённую форму. Интересное изображение получится, если кляксу раздуть в одном или нескольких направлениях с помощью соломки, корпуса шариковой ручки, трубочки. Для создания многоцветного изображения работа проводится аналогично, но используется не один, а несколько цветов. Работа в технике кляксографии может выполняться не только на белой, но и на цветной бумаге, которая имеет плотную, гладкую поверхность тёмных тонов. Для создания рисунка на цветной поверхности лучше использовать гуашь светлых цветов, акварель, разведённую белой гуашью или водоэмульсионной краской. Краску набирают на зубную щётку, а затем распрыскивают на поверхность листа, преобразовывая в звёздное небо, подводное царство или цветущий луг. Чтобы сделать крупное изображение, в определённое место наносится большая клякса и видоизменяется её форма. Затем изображение подрисовывается кисточкой, спичкой, заострённой палочкой. Кляксография отличная техника для развития фантазии, которая обогащает мир воображения и восприятия ребёнка. 7. Монотипия Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок. Вариант: лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой. 8. Техника раздувания На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д. 9. "водяная печать". Подробно разработала приемы работы в технике водяной печати Линда Маркус. Она наливает краску... на воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название "водяная печать", так как печатанье происходит прямо с водяной поверхности. Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварельной краской. 10. Рисунок по-сырому Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет, начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Если нужно прорисовать детали, необходимо порождать, пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. 11. Набрызг Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё. С такой техникой интересные работы получаются с использованием заранее готовых шаблонов, например фрукты, овощи, животные, насекомые и др. 12. Тампонирование Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой Трафарет. 13. Трафарет Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги и с помощью тампона закрасим силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике. 14. Рисование штрихом Штрих это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой. Штрихи могут двигаться по кругу, пересекаться, наплывать один на одного. Проводят их карандашом, шариковой ручкой, фломастером, пером и т.д. с помощью штриха создаются образы, передаётся характер, настроение героя, его отношение к окружающему миру. Приёмы рисования штрихом самые разные. В начале обучения детям целесообразно предложить шаблон с изображение головы и туловища животного, который станет основой для создания будущего образа. Чтобы детям было легче представить образы животных, что создаются, можно провести игры-загадки Чьи уши?, Чей нос?, Чей хвост?, предложенные ещё в своё время Леонардо да Винчи. Очертание головы зарисовывается короткими штрихами по окружности ряд за рядом, пока вся поверхность не будет заполнена. Такими же короткими штрихами зарисовываются туловище и остальные детали. Затем создаются изображения глаз, при этом штрихи должны передавать не только их форму, но и выразительность, движение. Можно начинать рисовать с маленького пятна, которое нужно расположить в окружности головы чуть выше геометрического центра. Возле пятна оставляется небольшой просвет и проводятся штрихи по кругу в направлении к центру. Затем создаются второй ряд штрихов, третий, четвёртый и т.д., пока не получится шар нужной величины. При рисовании штрихом значительное место нужно уделять композиции, это значит правильному размещению рисунка на листе бумаги. Техника штрихования позволяет создавать сюжетные рисунки на различные темы, передавать общее настроение работы, взаимосвязь между героями, выразительность образов. Штрихи подбираются в соответствии с характером, образом персонажа. Например, в рисунке овцы, собаки пуделя используется штрих завиток. Техника штрихования развивает мелкую моторику пальцев, чувство формы, конструкции, композиционную культуру, глазомер, воспитывает умение доводить начатое дело до конца. 15. Граттаж Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело. Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши или тушь, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем (цвет туши по желанию). Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. 16. Сухая кисть Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается. А теперь возьмём заострённую палочку, зубочистку, толстую иглу, и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений. 17. Рисование на мятой бумаге Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить холст, аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело! 18. Рисование восковыми мелками Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок. 19. Коллаж Это техника сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций. 20. Авангард Большой потенциал для раскрытия детского творчества имеет авангардное искусство: кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Авангардисты проявляют обостренный интерес к уникальности детского мышления и видения мира, отраженных в детских рисунках. Их творчество является родственным детскому. Они, как и дети, отражают действительность не так, как ее видят, а как знают, чувствуют, выделяют то, что считают главным: одушевляют неживые объекты и считают, что детская изобразительная деятельность развивает не только детей, но и взрослых. 21. Кубизм Название модернистского направления кубизм начала XX века происходит от слова куб. Кубизм возник во Франции в 1908 г. Создателем течения был испанец по происхождению П. Пикассо. Кубизм входил в круг бунтарских течений, бросивший вызов буржуазному миропорядку. Противопоставляли ему простые формы, элементарные мотивы, аскетический цвет (бледно-коричневый и серые тона, кое-где зеленоватые, тускло-голубые). Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости (последние часто треугольные). Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои работы куски газет, обоев, тканей и т. д. Кубический период мир машин, холодный и бездушный. В этом мире вынужден жить человек. Кубизм это упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. В стиле кубизма созданы картины П. Пикассо: Авиньонские девушки, Голубь мира, Герника. Знакомя с особенностями этого направления изобразительного искусства, педагог учит детей создавать новые образы, развивать воображение, подбирать цветовую гамму. 22. Абстракционизм Абстракционизм беспредметное искусство. Родоначальники художники-авангардисты В. Кандинский, К. Малевич, Ф. Леже. Абстракционисты считают, что точно выразить эмоциональное состояние человека, движение, смех, цвет, аромат можно только в беспредметной живописи. Картины художников, работающий в данном направлении, состоят из хаотичных пятен, небрежных мазков, густых слоев краски. 23. Сюрреализм Сюрреализм противоестественное сочетание фантастических и реальных элементов в произведении искусства. 24. Рваная техника (мозаика) Методический прием: детям предлагают материал (кусочки рваной бумаги глянцевых журналов), клей ПВА. Затем ребята рисуют силуэт цветов, вазы на листе. Выкладывают изображения из рваных кусочков бумаги всех оттенков одного цвета по силуэту. 25. Рисование пластилином Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. Для этой техники интересен любая сюжетная, многофигурная композиция, изображения животных, птиц, городской пейзаж, а также натюрморт. Ребята по контуру изображения заполняют рисунок, размазывая, тонким слоем пластилина (желательно выбирать пластилин, для данного вида рисования, мягкий восковой) 26. Психорисование Данная техника развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете. Под звучащую музыку дети по сигналу руководителя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали. 27. Пиктография (говорящий рисунок) Материал: карандаши, бумага. Руководитель читает детям сказку или рассказ. Дети графически зарисовывают наиболее запоминающиеся сюжеты сказки. Записи предельно схематичны и будут совсем просто выглядеть, если дети овладеют `графической аналогией`, предлагают детям после того, как они овладевают графической аналогией. Заключение Чтобы успешно развивать творческие способности детей, умения самовыражаться, фантазировать, необходимо применять различные способы изображения в рисовании, описанные выше. Их использование способствует развитию моторики рук, изобразительных навыков и творческих способностей у детей. При развитии творческих способностей важно комплексное и системное использование методов и приёмов. На занятиях с детьми одним из важнейших условий развития творческой деятельности воспитанника является отношение окружающих к результатам детского художественного творчества. Оценивая работы важно понять каждого ребёнка, проникнуть в его настроение, мечты, разобраться, что ему удалось в работе, что не получилось. Приобщение к художественному творчеству и к искусству необходимо всем детям. Ведь главная цель художественного развития не только сформировать у каждого ребёнка высокий уровень специальных способностей, но и помочь обрести способность так относиться к природе, к другому человеку, как это свойственно художнику. | |
Просмотров: 3549 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|