Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Интегрированный урок биологии и химии в 9 классе Нурышева А.К.,учитель биологии; Жакупова Н.Ш., учитель химии; Ivan Martinеs, biology teacher. Назарбаевская интеллектуальная школа физико-математического направления г. Астана Цель урока: изучить химический состав крови Тип урока: комбинированный урок Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный. Формы: фронтальный опрос, групповая работа, презентации ответов. Оборудование: модели форменных элементов крови, слайдовая презентация, кубик, раздаточный материал (листы А4, фломастеры), Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие на трех языках(1мин.). 2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала (1мин.). В целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель биологии Нурышева А.К. обращает внимание учащихся на родство наук химии и биологии, учитель химии Жакупова Н.Ш. объявляет девиз урока: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи!» (слайд №1) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд №2. (Проблемный вопрос): - глядя на эти рисунки, попытайтесь найти взаимосвязь между ними и определить вытекающую из неё тему сегодняшнего урока. (Заслушиваются ответы учащихся) (слайд № 3). Фронтальный опрос (2 мин.). 3. Проверка знаний, умений и повторение изученного материала посредством активных методов обучения. (5мин.). biology teacher Ivan Martinеs проводит «Гимнастику ума» на английском языке по теме: «Состав и свойства крови» (учитель бросает параллоновый кубик ученику, задавая вопрос, если ученик отвечает, он перекидывает этот кубик, задавая однокласснику следующий вопрос, если не знает ответа, возвращает кубик учителю) - What are the main blood components? Учащиеся перекидывают друг другу кубик, задавая вопрос по теме. Завершая цепочку вопросов, ученик задает вопрос учителю: - What lood cells have no nucleus? - Red Blood Cells. На этом этапе у учащихся развиваются навыки полиязычия. Учитель биологии Нурышева А.К. подводит итоги по составу и свойствам крови (1мин.). Демонстрирует состав крови: В 5-литровую банку наливает воду (плазма) на 55% , добавляет белые шарики (лейкоциты) 1%, серые шарики (тромбоциты) 3%, красные шарики (эритроциты). Учитель уточняет, что именно эритроциты придают красный цвет крови, так как содержат особый белок - гемоглобин. 3.Актуализация знаний. Определение темы и цели урока. (7мин.). Учитель химии Жакупова Н.Ш. объявляет цель урока и переходит к объяснению нового материала (слайд №4). работа с классом (фронтальный опрос): - Какие химические вещества (органические и неорганические) входят в состав крови? - Какие белки вам известны? - Какие углеводы вам известны? - Какие соли входят в состав крови? (Заслушиваются ответы учащихся) Учитель перечисляет химический состав крови. Запись учащихся в тетрадях. (слайд № 5) На слайде изображены белки, углеводы, липиды, ферменты, пигменты, неорганические вещества и витамины, низкомолекулярные азотистые вещества. (слайд №6) Неорганические вещества крови. По рисунку ученики перечислили катионы и анионы крови. Проблемные вопросы: - Для чего нужно делать биохимический анализ крови? - От чего зависят нормы составляющих крови? (Заслушиваются ответы учащихся) (слайд № 7). По содержанию данного слайда учащиеся приходят к выводу, что нормы составляющих крови зависят от пола и возраста человека. (слайд № 8) Белки крови. (слайд № 9) Ферменты крови. (слайд № 10) Липиды крови. (слайд № 11) Углеводы крови. (слайд № 12) Пигменты крови. (слайд № 13) Неорганические вещества крови. (слайд № 14) Гемоглобин легко связывает и отщепляет кислород. Присоединяя кислород, гемоглобин переходит в окисленную форму – оксигемоглобин; 1 г гемоглобина может связать 1,34 мл кислорода. (слайд № 15) Образование соединения с оксидом углерода (II) - угарным газом (СО) карбокси - гемоглобин (HbCO). СО обладает высоким сродством к Hb, и Hb теряет способность переносить кислород. Вытеснить СО из комплекса с Hb можно только при повышении концентрации кислорода в крови (путем вдыхания чистого кислорода или усиленной вентиляции легких воздухом). 4. Закрепление нового материала. 4.1. По химии Ученикам были предложены две задачи логического характера (2 мин.). (слайд № 16). Задача №1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза установила наличие крови на одежде. Каким образом? (Слайд №17) Задача №2. Человек ежедневно употребляет с пищей в среднем 3 г калия. Какая масса картофеля, содержащего 0,6 % этого элемента, обеспечит суточную потребность человека в калии? 4.2. По биологии (учитель биологии Нурышева А.К) (15 мин.). Учащимся предлагается алгоритм выполнения презентации на тему «Состав и свойства крови» (презентуют и оценивают самопроверкой через дескриптор) (работа в группах – 4 мин. на листах А4). 1-я группа 1...Составить рисунок эритроцитов (1мин.) 2. Раскрыть значение функции эритроцитов в крови (2мин.) 3. Дополнительное задание. «Найди ошибку» (1 мин.). Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл). 1. Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3. В 1 мм3 их 10 млн. 4. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. 2-я группа 1. Составить рисунок лейкоцитов (1мин.). 2. Раскрыть значение функции лейкоцитов в крови (2 мин.) 3. «Найди ошибку» (1 мин.). Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл). 1. Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2. Они мельче эритроцитов. 3. Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. 5. Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7. Такой способ питания называется пиноцитозом. 8. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9. Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. 3-я группа 1. Составить рисунок тромбоцитов (1мин.). 2. Раскрыть значение функции тромбоцитов в крови (2 мин.). 3. «Найди ошибку» (1 мин.). Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл). 1.Тромбоциты – маленькие бесцветные и безъядерные форменные элементы крови. 2.Тромбоциты имеют правильную округлую форму. 3. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. 4. Продолжительность жизни около 7 дней. 5. Тромбоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 6. Тромбоциты разрушаются в селезенке, образуют депо, оттуда поступают в кровь. 7. Тромбоциты вырабатывают особый белок глобулин. 8. Тромбоциты участвуют в процессе газообмена. 9. У здорового человека кровотечение при ранении мелких сосудов прекращается в течение 10минут. 10. Плотный тромб не закупоривает сосуд и кровотечение не останавливается Каждая группа защищают свою презентацию (по 2 мин.). Свой ответ оценивают согласно критериям дескриптора: Дескрипторы Оценивание (баллы) Учащийся правильно составляет рисунок Раскрыть значение функции форменного элемента крови Учащийся находит в дополнительном задание ошибки. 5. Рефлекси (5 мин.). Обозначе ние Палец Сектор Вопрос Ответ М мизинец Мыслитель ный процесс Какие знания, опыт я сегодня получил? Б безымянный близость цели Что я сегодня делал и чего достиг? С средний состояние духа Каким было сегодня преобладающее настроение? У Указа тельный услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособство-вал? Б! большой бодрость, физическая форма Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? 6. Итоги урока(1мин.).: Учителя сделали выводы и подвели итоги урока. Прозвучало пожелание крепкого здоровья на трех языках и для его поддержания были вручены плитки гематогена. | |
Просмотров: 1303 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|