Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Интегрированный урок по биологии: Химический состав крови
Интегрированный урок биологии и химии в 9 классе
Нурышева А.К.,учитель биологии; Жакупова Н.Ш., учитель химии; Ivan Martinеs, biology teacher.
Назарбаевская интеллектуальная школа физико-математического направления г. Астана

Цель урока: изучить химический состав крови
Тип урока: комбинированный урок
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Формы: фронтальный опрос, групповая работа, презентации ответов.
Оборудование: модели форменных элементов крови, слайдовая презентация, кубик, раздаточный материал (листы А4, фломастеры),
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие на трех языках(1мин.).
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала (1мин.).
В целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель биологии Нурышева А.К. обращает внимание учащихся на родство наук химии и биологии, учитель химии Жакупова Н.Ш. объявляет девиз урока: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи!»


(слайд №1)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд №2. (Проблемный вопрос):

- глядя на эти рисунки, попытайтесь найти взаимосвязь между ними и определить вытекающую из неё тему сегодняшнего урока.
(Заслушиваются ответы учащихся) (слайд № 3). Фронтальный опрос (2 мин.).
3. Проверка знаний, умений и повторение изученного материала посредством активных методов обучения. (5мин.).
biology teacher Ivan Martinеs проводит «Гимнастику ума» на английском языке по теме: «Состав и свойства крови» (учитель бросает параллоновый кубик ученику, задавая вопрос, если ученик отвечает, он перекидывает этот кубик, задавая однокласснику следующий вопрос, если не знает ответа, возвращает кубик учителю)
- What are the main blood components?
Учащиеся перекидывают друг другу кубик, задавая вопрос по теме.
Завершая цепочку вопросов, ученик задает вопрос учителю:
- What lood cells have no nucleus?
- Red Blood Cells.
На этом этапе у учащихся развиваются навыки полиязычия.
Учитель биологии Нурышева А.К. подводит итоги по составу и свойствам крови (1мин.).
Демонстрирует состав крови: В 5-литровую банку наливает воду (плазма) на 55% , добавляет белые шарики (лейкоциты) 1%, серые шарики (тромбоциты) 3%, красные шарики (эритроциты).

Учитель уточняет, что именно эритроциты придают красный цвет крови, так как содержат особый белок - гемоглобин.
3.Актуализация знаний. Определение темы и цели урока. (7мин.).
Учитель химии Жакупова Н.Ш. объявляет цель урока и переходит к объяснению нового материала (слайд №4).
работа с классом (фронтальный опрос):
- Какие химические вещества (органические и неорганические) входят в состав крови?
- Какие белки вам известны?
- Какие углеводы вам известны?
- Какие соли входят в состав крови?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель перечисляет химический состав крови. Запись учащихся в тетрадях.
(слайд № 5)
На слайде изображены белки, углеводы, липиды, ферменты, пигменты, неорганические вещества и витамины, низкомолекулярные азотистые вещества.
(слайд №6)
Неорганические вещества крови.
По рисунку ученики перечислили катионы и анионы крови.

Проблемные вопросы:
- Для чего нужно делать биохимический анализ крови?
- От чего зависят нормы составляющих крови?
(Заслушиваются ответы учащихся)
(слайд № 7).
По содержанию данного слайда учащиеся приходят к выводу, что нормы составляющих крови зависят от пола и возраста человека.


(слайд № 8) Белки крови.
(слайд № 9) Ферменты крови.
(слайд № 10) Липиды крови.
(слайд № 11) Углеводы крови.
(слайд № 12) Пигменты крови.
(слайд № 13) Неорганические вещества крови.
(слайд № 14)
Гемоглобин легко связывает и отщепляет кислород. Присоединяя кислород, гемоглобин переходит в окисленную форму – оксигемоглобин; 1 г гемоглобина может связать 1,34 мл кислорода.
(слайд № 15)
Образование соединения с оксидом углерода (II) - угарным газом (СО) карбокси - гемоглобин (HbCO). СО обладает высоким сродством к Hb, и Hb теряет способность переносить кислород. Вытеснить СО из комплекса с Hb можно только при повышении концентрации кислорода в крови (путем вдыхания чистого кислорода или усиленной вентиляции легких воздухом).
4. Закрепление нового материала.
4.1. По химии
Ученикам были предложены две задачи логического характера
(2 мин.).
(слайд № 16).
Задача №1.
Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза установила наличие крови на одежде. Каким образом?
(Слайд №17)
Задача №2.
Человек ежедневно употребляет с пищей в среднем 3 г калия. Какая масса картофеля, содержащего 0,6 % этого элемента, обеспечит суточную потребность человека в калии?
4.2. По биологии (учитель биологии Нурышева А.К) (15 мин.).

Учащимся предлагается алгоритм выполнения презентации на тему «Состав и свойства крови» (презентуют и оценивают самопроверкой через дескриптор)
(работа в группах – 4 мин. на листах А4).
1-я группа
1...Составить рисунок эритроцитов (1мин.)
2. Раскрыть значение функции эритроцитов в крови (2мин.)
3. Дополнительное задание. «Найди ошибку» (1 мин.).
Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл).
1. Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3. В 1 мм3 их 10 млн.
4. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

2-я группа
1. Составить рисунок лейкоцитов (1мин.).
2. Раскрыть значение функции лейкоцитов в крови (2 мин.)
3. «Найди ошибку» (1 мин.).
Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл).
1. Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2. Они мельче эритроцитов. 3. Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. 5. Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7. Такой способ питания называется пиноцитозом. 8. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию.
9. Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался
И. П. Павлов.

3-я группа
1. Составить рисунок тромбоцитов (1мин.).
2. Раскрыть значение функции тромбоцитов в крови (2 мин.).
3. «Найди ошибку» (1 мин.).
Дается текст на листочках, необходимо исправить допущенные ошибки в тексте. На их обнаружение даётся 2 минуты. (Каждая ошибка -1 балл).
1.Тромбоциты – маленькие бесцветные и безъядерные форменные элементы крови. 2.Тромбоциты имеют правильную округлую форму. 3. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.
4. Продолжительность жизни около 7 дней. 5. Тромбоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
6. Тромбоциты разрушаются в селезенке, образуют депо, оттуда поступают в кровь. 7. Тромбоциты вырабатывают особый белок глобулин. 8. Тромбоциты участвуют в процессе газообмена.
9. У здорового человека кровотечение при ранении мелких сосудов прекращается в течение 10минут. 10. Плотный тромб не закупоривает сосуд и кровотечение не останавливается


Каждая группа защищают свою презентацию (по 2 мин.). Свой ответ оценивают согласно критериям дескриптора:

Дескрипторы Оценивание
(баллы)

Учащийся правильно составляет рисунок

Раскрыть значение функции форменного элемента крови
Учащийся находит в дополнительном задание ошибки.

5. Рефлекси (5 мин.).
Обозначе
ние Палец Сектор Вопрос Ответ
М мизинец Мыслитель
ный процесс Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б безымянный близость цели Что я сегодня делал и чего достиг?
С средний состояние духа Каким было сегодня преобладающее настроение?
У Указа
тельный услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособство-вал?
Б! большой бодрость, физическая форма Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?



6. Итоги урока(1мин.).:
Учителя сделали выводы и подвели итоги урока.
Прозвучало пожелание крепкого здоровья на трех языках и для его поддержания были вручены плитки гематогена.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Aika4876 (2014-02-02) | Автор: Нурышева Ардак Каироллиновна E
Просмотров: 1290 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru