Главная » Статьи » Творческая мастерская |
«Формы, краски и звуки соеди- няются в магическую силу, зовущую человека жить» Ван Гог Введение Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня делают этот процесс ещё более трудным. В связи с этим в настоящее время развиваются школьные педагогические технологии, которые требуют новых подходов в системе обучения и воспитания школьников. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В данной брошюре собраны крупицы опыта по использованию эффективных педагогических технологий, которые развивают мотивацию учащихся к учёбе и способствуют формированию у него активной позиции. Изменения, происходящие в наше время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью создаются новые планы, программы, которые требуют и новых форм уроков. Главная задача современной системы образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. (Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан) Но предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной предметной интеграции «Интеграция предметов, межпредметные связи способствуют формированию представлениq о единстве природных явлений, взаимосвязи между различными отраслями познания, всесторонне интеллектуальному, эстетическому развитию школьников». (Государственные стандарты 12-летнего среднего образования, 1 ступень). Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности, препятствуют органичному восприятию культуры. Для их решения нужны такие жанры уроков, которые позволяют непосредственно вовлечь ребёнка в процесс открытия новых граней жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявления мира. Жанр - понятное любому музыканту слово. Жанр-единство содержания и формы. Применительно к уроку - жанр – это каркас, основа, которая задаёт правила конструирования его содержания. Можно выделить 4 основных жанра урока музыки: 1. Тематический - тема является главным в выборе содержания и формы. 2. Творческий портрет- концентрация содержания на творчестве одного композитора, исполнителя. Что позволяет погрузиться в мир человека- творца. 3. Творческая лаборатория - способы практических действий, требующие неоднократного повторения музыкального материала (хоровое пение, инструментальное исполнительство). 4. Интегрированный - рассмотрение содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными дисциплинами. В этом жанре строятся интегрированные уроки, проводимые 2-3 учителями, по продолжительности могут быть дольше обычного или сдвоенными. Интегрированный урок предполагает слияние, синтез различных учебных дисциплин. Рано или поздно у любого учителя возникает потребность в осуществлении межпредметных связей с другими дисциплинами, так как он начинает чувствовать, что иначе не возможно сформировать у учащихся всестороннюю научную картину мира. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин: 1. Разрозненность учебных предметов не дает целостного представления о мире и многообразии окружающей детей действительности. 2. Развивают потенциал (логика, мышление, коммуникативность). Пробуждают к активному познанию, осмыслению и нахождению причинно-следственной связи. 3. Нестандартная форма проведения урока повышает интерес учащихся к предмету и эффективность его преподавания. 4. Интеграция в современном обществе делает необходимым интеграцию в образовании. 5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества учителя. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что: они способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают напряжение, перегрузку; не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но способствуют формированию разносторонне развитой, гармонично и интеллектуально развитой личности; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. При реализации интегрированного обучения необходимо использовать следующие интегративные подходы: комплексное поурочное планирование, предусматривающее взаимодействие учителей различных предметов; комплексная постановка задач урока, сочетающая образовательные, развивающие и воспитательные задачи смежных предметов; комплексное использование средств активизации учебной деятельности учащихся, методов и форм учебной работы, наглядных пособий, типичных для предметов, которые интегрируются; анализ уровней обученности и воспитанности учащихся, в соответствии с задачами, общими для разных учебных предметов. Таким образом, учитель, осознав особенности интегрированного подхода, приступает к реализации обучения через интеграцию. Углубление связей предмета «Музыка» с другими дисциплинами направлено на: установление общности учебных предметов с позиций основных принципов обучения; включение опыта эмоционально- нравственного отношения человека к действительности заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента; установление единства в подходе к ключевым знаниям и отбору художественного материала программы; разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному усвоению школьниками его содержания. В процессе осуществления межпредметных связей у детей развивается интегративный тип мышления, они глубже познают основные формы и жанры, синтетические по своей природе (балет, опера, кантата), творчество выдающихся деятелей искусства, традиции и обычаи разных народов. Основная цель организации интегрированного урока в том, что каждый урок направлен на реализацию триединой функции обучения: 1. Развитие интереса к предмету через интеграцию знаний; 2. Формирование знаний на основе установления связей жизненного и музыкального опыта с направленным восприятием; 3. Осознание места и роли человека в окружающем его мире. Анализируя интегративное обучение, нельзя оставить без внимания содержание урока с позиций комплексного подхода: на одних уроках интеграция выражается в комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач; на других уроках интеграция осуществляется в содержании изучаемого материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагменты в структуре урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван «фрагментальным»), (характерно для начальной школы); есть уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это «узловой »урок с межпредметными связями), (изо, музыка); наконец учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительнообобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов с позиций общих мировоззренческих идей (это «синтезированный» урок с межпредметными связями). Интегрированная форма урока требует соблюдать следующие условия: объекты исследования должны совпадать либо быть близкими; одинаковые или близкие методы исследования; общность теоретических концепций. Поэтому основные требования интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, т. к. интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого восприятия анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность, Формы урока могут быть различны. Подготовка к интегрированному уроку требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личного общения. При подготовке к уроку учителям важно отобрать и создать такие логические конструкции научных знаний, которые будут являться: инструментом познавательной деятельности; инструментом мышления вообще и творческого в особенности. Интегрированный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определённых разделов учебного материала смежных курсов. Целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие функции интеграции знаний: обобщающие уроки; уроки - лекции, уроки - путешествия, уроки - экскурсии; комплексные домашние задания. В зависимости от форм проведения интегрированного урока, учителями выбираются методы и приёмы обучения (как общие, так и специфические): словесные методы (рассказ, беседа, работа с учебником); наглядные (иллюстрации, демонстрация); практические (упражнения, исполнение). Приёмы, используемые на интегрированном уроке, имеют специфический характер и обобщают систему методов обучения: учебная дискуссия; работа с учебниками по нескольким предметам; межпредметные тесты; дифференцированные по предметам групповые задания. Данные приёмы являются приёмами стимуляции: положительного отношения учащихся к интегрированному уроку; интереса учащихся к установлению и изучению межпредметных связей; также: учат быстро сконцентрировать внимание; настроить на единый пульс, темп действий; распознать закономерные связи через вслушивание; развивают слуховой, зрительный, мыслительный контакты (деятельность); через чувственные, экспериментальные, логические методы к творческому познанию. Наиболее эффективные методы, используемые на интегрированном уроке, направлены на активизацию умственной деятельности, на развитие навыков самостоятельной работы учащихся. В ходе решения межпредметных проблемных ситуаций учащиеся сочетают индивидуальное восприятие с фактами, что способствует развитию навыков эффективной интеллектуальной работы. К этой работе можно отнести: критическое мышление, способность к анализу, творчеству и умению обрабатывать полученную информацию для того, чтобы сформировать новое расширенное восприятие, изучаемых явление и процессов. Внедрение интегрированного обучения в школьный курс предусматривает определенные закономерности интегрированного урока: урок и дидактический материал соответствуют авторскому замыслу; урок - единое целое, этапы урока – фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости. На основе вышеизложенного – интегрирование является высокоэффективной формой, отвечает современным требованиям педагогики, психологии и максимально развивает мотивацию к обучению, творческое мышление. А для учителя это в шаг вперед к его мастерству. «Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности». | |
Просмотров: 1101 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|