Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

методическая разработка"Интеграция. как способ формирования творческого мышления школьников"
«Формы, краски и звуки соеди-
няются в магическую силу,
зовущую человека жить»

Ван Гог

Введение

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня делают этот процесс ещё более трудным. В связи с этим в настоящее время развиваются школьные педагогические технологии, которые требуют новых подходов в системе обучения и воспитания школьников. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности.
В данной брошюре собраны крупицы опыта по использованию эффективных педагогических технологий, которые развивают мотивацию учащихся к учёбе и способствуют формированию у него активной позиции.

Изменения, происходящие в наше время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью создаются новые планы, программы, которые требуют и новых форм уроков.
Главная задача современной системы образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
(Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан)

Но предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной предметной интеграции «Интеграция предметов, межпредметные связи способствуют формированию представлениq о единстве природных явлений, взаимосвязи между различными отраслями познания, всесторонне интеллектуальному, эстетическому развитию школьников».
(Государственные стандарты 12-летнего среднего образования, 1 ступень).

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности, препятствуют органичному восприятию культуры. Для их решения нужны такие жанры уроков, которые позволяют непосредственно вовлечь ребёнка в процесс открытия новых граней жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявления мира.
Жанр - понятное любому музыканту слово. Жанр-единство содержания и формы. Применительно к уроку - жанр – это каркас, основа, которая задаёт правила конструирования его содержания. Можно выделить 4 основных жанра урока музыки:
1. Тематический - тема является главным в выборе содержания и формы.
2. Творческий портрет- концентрация содержания на творчестве одного композитора, исполнителя. Что позволяет погрузиться в мир человека- творца.
3. Творческая лаборатория - способы практических действий, требующие неоднократного повторения музыкального материала (хоровое пение, инструментальное исполнительство).
4. Интегрированный - рассмотрение содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными дисциплинами.
В этом жанре строятся интегрированные уроки, проводимые 2-3 учителями, по продолжительности могут быть дольше обычного или сдвоенными. Интегрированный урок предполагает слияние, синтез различных учебных дисциплин.
Рано или поздно у любого учителя возникает потребность в осуществлении межпредметных связей с другими дисциплинами, так как он начинает чувствовать, что иначе не возможно сформировать у учащихся всестороннюю научную картину мира.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
1. Разрозненность учебных предметов не дает целостного представления о мире и многообразии окружающей детей действительности.
2. Развивают потенциал (логика, мышление, коммуникативность). Пробуждают к активному познанию, осмыслению и нахождению причинно-следственной связи.
3. Нестандартная форма проведения урока повышает интерес учащихся к предмету и эффективность его преподавания.
4. Интеграция в современном обществе делает необходимым интеграцию в образовании.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества учителя.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что:
 они способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
 в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают напряжение, перегрузку;
 не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но способствуют формированию разносторонне развитой, гармонично и интеллектуально развитой личности;
 интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
При реализации интегрированного обучения необходимо использовать следующие интегративные подходы:
 комплексное поурочное планирование, предусматривающее взаимодействие учителей различных предметов;
 комплексная постановка задач урока, сочетающая образовательные, развивающие и воспитательные задачи смежных предметов;
 комплексное использование средств активизации учебной деятельности учащихся, методов и форм учебной работы, наглядных пособий, типичных для предметов, которые интегрируются;
 анализ уровней обученности и воспитанности учащихся, в соответствии с задачами, общими для разных учебных предметов.

Таким образом, учитель, осознав особенности интегрированного подхода, приступает к реализации обучения через интеграцию.
Углубление связей предмета «Музыка» с другими дисциплинами направлено на:
 установление общности учебных предметов с позиций основных принципов обучения;
 включение опыта эмоционально- нравственного отношения человека к действительности заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;
 установление единства в подходе к ключевым знаниям и отбору художественного материала программы;
 разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному усвоению школьниками его содержания.

В процессе осуществления межпредметных связей у детей развивается интегративный тип мышления, они глубже познают основные формы и жанры, синтетические по своей природе (балет, опера, кантата), творчество выдающихся деятелей искусства, традиции и обычаи разных народов.
Основная цель организации интегрированного урока в том, что каждый урок направлен на реализацию триединой функции обучения:
1. Развитие интереса к предмету через интеграцию знаний;
2. Формирование знаний на основе установления связей жизненного и музыкального опыта с направленным восприятием;
3. Осознание места и роли человека в окружающем его мире.

Анализируя интегративное обучение, нельзя оставить без внимания содержание урока с позиций комплексного подхода:
 на одних уроках интеграция выражается в комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач;
 на других уроках интеграция осуществляется в содержании изучаемого материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагменты в структуре урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван «фрагментальным»), (характерно для начальной школы);
 есть уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это «узловой »урок с межпредметными связями), (изо, музыка);
 наконец учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительнообобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов с позиций общих мировоззренческих идей (это «синтезированный» урок с межпредметными связями).

Интегрированная форма урока требует соблюдать следующие условия:
 объекты исследования должны совпадать либо быть близкими;
 одинаковые или близкие методы исследования;
 общность теоретических концепций.
Поэтому основные требования интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, т. к. интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого восприятия анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность, Формы урока могут быть различны.
Подготовка к интегрированному уроку требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личного общения. При подготовке к уроку учителям важно отобрать и создать такие логические конструкции научных знаний, которые будут являться:
 инструментом познавательной деятельности;
 инструментом мышления вообще и творческого в особенности.
Интегрированный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определённых разделов учебного материала смежных курсов. Целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие функции интеграции знаний:
 обобщающие уроки;
 уроки - лекции, уроки - путешествия, уроки - экскурсии;
 комплексные домашние задания.
 В зависимости от форм проведения интегрированного урока, учителями выбираются методы и приёмы обучения (как общие, так и специфические):
 словесные методы (рассказ, беседа, работа с учебником);
 наглядные (иллюстрации, демонстрация);
 практические (упражнения, исполнение).

Приёмы, используемые на интегрированном уроке, имеют специфический характер и обобщают систему методов обучения:
 учебная дискуссия;
 работа с учебниками по нескольким предметам;
 межпредметные тесты;
 дифференцированные по предметам групповые задания.
Данные приёмы являются приёмами стимуляции:
 положительного отношения учащихся к интегрированному уроку;
 интереса учащихся к установлению и изучению межпредметных связей;
также:
 учат быстро сконцентрировать внимание;
 настроить на единый пульс, темп действий;
 распознать закономерные связи через вслушивание;
 развивают слуховой, зрительный, мыслительный контакты (деятельность);
 через чувственные, экспериментальные, логические методы к творческому познанию.

Наиболее эффективные методы, используемые на интегрированном уроке, направлены на активизацию умственной деятельности, на развитие навыков самостоятельной работы учащихся.
В ходе решения межпредметных проблемных ситуаций учащиеся сочетают индивидуальное восприятие с фактами, что способствует развитию навыков эффективной интеллектуальной работы. К этой работе можно отнести: критическое мышление, способность к анализу, творчеству и умению обрабатывать полученную информацию для того, чтобы сформировать новое расширенное восприятие, изучаемых явление и процессов.
Внедрение интегрированного обучения в школьный курс предусматривает определенные закономерности интегрированного урока:
 урок и дидактический материал соответствуют авторскому замыслу;
 урок - единое целое, этапы урока – фрагменты целого;
 этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости.
На основе вышеизложенного – интегрирование является высокоэффективной формой, отвечает современным требованиям педагогики, психологии и максимально развивает мотивацию к обучению, творческое мышление. А для учителя это в шаг вперед к его мастерству.
«Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности».
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Галинамуз (2014-06-19) E
Просмотров: 1101 | Теги: интеграция, музыка | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru