Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Воспитание успешной личности через формативное оценивание. Менсулу Абишева, учитель биологии, п. Кушмурун Аулиекольского района Костанайской области. Многие ученики желают, чтобы отметки в школе сохранились, так как это позволяет им систематически контролировать себя, отсчитываться о своих учебных успехах перед родителями. Но все мы прекрасно знаем, что объективность школьной отметки часто теряется из-за того, что на неё оказывают влияние факторы, внешние по отношению к усвоению…. Учителя, пройдя курсы повышения квалификации третьего уровня, заново пересмотрели свою педагогическую практику. Многое было известным, уже с успехом применялось, но и новое видение заинтриговало, увлекло. Интересные занятия на курсах, где раскрылись многие стороны, возможности педагогической деятельности, повлекли за собой и новое отношение к урокам, ученикам, да и вообще, у некоторых кардинально поменялась точка зрения на преподавание. Задача учителя не только дать знания, но и научить учеников пользоваться различными способами учебной деятельности. Чем богаче арсенал способов учебной работы ученика, тем больше у него возможностей самостоятельно строить свою учебную деятельность, оценивать её результаты. На уроках неотъемлемым этапом стало оценивание: самооценивание и взаимооценивание. Если раньше анализ учебных возможностей, отношение к ошибкам в учебной деятельности проводились под непосредственным влиянием учителя, то теперь к концу учебного года мои ученики пытаются самостоятельно анализировать свои реальные достижения, те способы учебной работы, которыми они уже овладели в ходе обучения. Я считаю, что для сохранения и дальнейшего развития познавательного интереса учеников к обучению необходимо постоянное оценивание для обучения. С каким трудом дается взаимооценивание для учеников, которые понимают всю ответственность их оценивания работы одноклассников. Вот именно здесь проявляется характер наших учеников: кто – то сдержан, кто – то не терпит фальши, кто – то откровенно льстит…… Из урока в урок, овладевая навыками оценивания, ученики учатся жить в демократическом обществе, развивая в себе такие важные качества как толерантность, уважение к коллективу. Весомую лепту в развитие положительного эмоционального настроя на уроке играет и оценивание учителя. Для правильного оценивания необходимо точно сформулировать образовательную цель данного урока. Но и этого недостаточно. Учитель должен научиться определять, на какой стадии находится ученик по отношению к нужному результату. Здесь играет важную роль знание учителем индивидуальных особенностей учеников. Давая оценку ученику за выполненную работу или за какой-либо определенный отрезок работы, учитель объясняет причину успеха или отставания ученика, дает четкое разъяснение предстоящего продолжения. Выставление оценок один из наиболее ответственных моментов итога урока и к нему надо отнестись очень серьезно, не урезая времени на него, не на ходу, будучи мыслями уже на рефлексии урока. При выставлении оценки сильным ученикам я часто отмечаю хорошую усвоенность материала, проявленную способность к самостоятельности, гибкость, продуктивность мышления. Многие сильные ученики из-за их гиперактивности, желания показать свои знания бывают небрежными, невнимательными при выполнении письменных работ и допускают небольшие ошибки. Однако я не занижаю оценки, так как это точно не способствует формированию положительных мотивов учения, особенно у них - пытливых, ищущих, думающих. Чтобы дать возможность ученикам погрузиться в учебную задачу, им даю такие задания, которые провоцируют мысль, требуют объяснения, а где-то необходимо обобщение. Для дальнейшего продвижения вперед ученикам необходима обратная связь, способствующая усовершенствованию обучения. В ходе оценивания ученики учатся размышлять над происходящим обучением. На этом этапе урока как никогда идет активная мыслительная деятельность, развивается речь, ученики учатся говорить доказательно, отстаивать свое мнение, соглашаться, приходить к единому мнению. Во время формативного оценивания происходит активное обучение, а это есть «всё, что вовлекает учащихся в действия и обдумывание своих действий». Ученики все более ответственно начинают относиться к обучению. На уроках я наблюдаю сосредоточенность, большую работу памяти, стремление учеников правильно, логично выражать свои мысли. Когда к концу урока ученики испытывают радость от таких коротких сорока пяти минут, то ясно видно, что урок оставил след в воспитании успешной личности. И хотелось бы, чтобы как можно больше учителей прошли курсы третьего уровня, и были бы успешными наши ученики по всем школьным предметам. | |
Просмотров: 658 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|