Технологические мастерские в школе как условие ориентации учащихся на успех Пономарева Л.В., учитель технологии школы-лицея № 101 Педагогическая технология претерпела множество изменений и стала многогранной, шагая в ногу со временем. Школа-лицей № 101 давно славится своими технологическими мастерскими, благодаря которым ученики получают возможность не только реализовать свои творческие способности, но и учатся правильно выражать свои творческие идеи, участвовать в выставках городского и областного масштаба. Это, несомненно, влияет на профессиональное ориентирование в будущем. Педагоги уделяют такому творческому развитию особое внимание. Поэтому здесь ведутся занятия в нескольких направлениях: швейное дело, деревообработка, а также парикмахерское, кулинарное искусства и различные виды художественных промыслов. Кроме этого ведутся занятия по информационным технологиям. Разделение учеников по интересам начинается в восьмом классе. При выборе направления учитываются индивидуальные способности и наклонности каждого ребенка. Здесь они осваивают, развивают свои умения, совершенствуют мастерство. Конечно же, с помощью педагога. Современный учитель труда, а теперь «учитель технологии», использует новейшие методы обучения – проекты. В современной педагогической науке вопросам метода проектов посвящены труды Е. С. Полат, Н. М. Щукина и О. В. Теслина и др. Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения и осваиваются основные элементы технологических цепочек. Она позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность, создавать из простых обыденных вещей оригинальные композиции. Именно эти критерии являются определяющими для школы-лицея №101. Технология изготовления предметов декоративно-прикладного характера становится актуальной для практической жизни и требует привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Полученные знания, умения и навыки закладывают фундамент для построения успешной карьеры в будущем. Работа в технологических мастерских способствует более обдуманному выбору профессии в дальнейшем. Художественное творчество включает в себя освоение культурного наследия. Народное искусство, в том числе народное декоративно-прикладное искусство (искусство ручного труда), играет важную роль в системе профессионального образования. Доведенная до совершенства техника выполнения работ становятся основой нового восприятия современности. Культура труда перенимается учеником от учителя не полностью, а формируется под влиянием собственных творческих идей и авторских замыслов. Ежегодно в школе проводятся выставки работ декоративно-прикладного характера. С лучшими произведениями школьного творчества ученики выходили на Областной конкурс творческих и научно-исследовательских работ в декоративно-прикладном искусстве и дизайне “Сиқырлы саусақ”. За успешную защиту учебно-исследовательской работы в конкурсе 1-ого уровня ХХХХ научно-практической конференции Малой академии наук юных исследователей учащимся 7 класса Абдуллаевой Жаннель, Горбачевой Альбине, Жумади Дарине (руководитель Пономарева Л.В.) был присвоен диплом I степени. На областной выставке детского художественного творчества «Радуга степей» учащиеся Болтайхан Саида и Матюшенко Ольга заняли II место в номинации «Декоративно – прикладное искусство». Участвуя в I фестивале декоративно-прикладного искусства «Шебер» среди учащейся молодежи г. Караганды, учащиеся Сариева Ж. и Горбачева А. награждены дипломом II степени. В школе создана галерея, состоящая из лучших работ учеников 5-7 классов, исполненных в технике изонить, вышивка лентами, аппликация, декорирование бисером и многое другое. Целенаправленное профессиональное воспитание школьников способно подготовить детей к хорошей адаптации в обществе, что приобретает важное значение и после окончания школы, и в дальнейшем обучении в учреждениях профессионального образования. Список литературы: 1. Н. И. Лазарева, «Формирование творческого мышления подростков посредством проектной деятельности». // Известия Уральского государственного университета № 3(67), 2009. Педагогика и просвещение. 2. Г. К. Селевко Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 1998. 3. В.А. Есина «Информационные и творческие проекты», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Сборник тезисов.2007/2008 учебный год.
|