Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Технология работы над проблемно-поисковой темой
"Технология работы над проблемно-поисковой темой"
Методические рекомендации
В. А. Фадеева, учитель начальных классов ГУ «СОШ № 10» г. Семей.
Л.З. Хусаинова, учитель русского языка и литературы
ГУ «СОШ № 10» г. Семей.
Фадеева Т. В., педагог - психолог
ГУ «СОШ № 10» г. Семей
Научно-исследовательская работа как компонент педагогической деятельности, направ-ленная на усиление теоретической и практической подготовки, способствует созданию общена-учного фундамента и привития навыков исследования. В.И. Загвязинский справедливо утвер-ждает: " Учитель же, выполняя свою основную функцию - обучение и воспитание ребят, -вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени бу-дет важнейшим элементом педагогической деятельности".
Основным средством повышения педагогического мастерства учителя, связующим в единое целое всю систему работы, является комплексная разработка проблемно-поисковой те-мы.
Выявление проблем и обоснование их актуальности.
Для работы в обновленной школе педагог должен овладеть навыками исследовательской работы. Проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, исследователя представляется как никогда актуальной.
Постоянные инновации и изменения в содержании и характере педагогического труда ста-вят проблему: исследование условий, порождающих потребность учителя в исследователь-ской работе, развитии своего творческого потенциала.
Исходя из этого, нами была выбрана проблемно- поисковая тема: «Исследовательская ра-бота как средство повышения творческого потенциала учителя».
Диагностика затруднений педагогов.
Диагностика учителей – одно из важнейших условий, которое обеспечивает информаци-ей, необходимой для организации методической работы.
В рамках данной проблемы проведены:
 исходные диагностические срезы,
 промежуточные (текущие),
 итоговые.
В ходе диагностики мы оценили свои теоретические знания и практические умения
Формы проведения:
1. Семинары – практикумы.
2. Деловые игры.
3. Взаимодиагностика.
Наибольшее количество ответов «владею» было дано при оценке:
• знания учителем своего предмета;
• владение методикой преподавания;
• знание теоретических основ и т. д.
Наименьшее количество ответов «не владею» было дано по вопросу:
• умение обобщать свой опыт;
• владение методами и приемами самообразования;
• умение пользоваться методами исследовательской работы.
Исходя из данных проблем, строилась работа над проблемно-поисковой темой.
Прежде, чем приступить к работе над проблемно-поисковой темой провели исходное ис-следование «Каков ваш творческий потенциал?»
Вашему вниманию предлагается таблица. В ней отражены результаты по каждому учителю, принявшему участие в исследовании.

№ Ф. И. О. учителя Вопросы Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 б у
1. 2 2 1 1 1 2 2 3 2 1 2 3 3 3 1 3 2 3 37 С.у.
2. 2 2 1 1 1 2 1 3 3 3 3 1 1 1 1 3 3 1 39 С.у.
3. 2 2 2 2 3 2 3 3 3 3 3 1 1 2 3 3 3 3 44 С.у.
3
Диагностика выявила, что творческий потенциал находится на среднем уровне, но воз-можности для повышения творческого роста имеются.
Таким образом, была определена проблема повышения творческого потенциала учителя. Данная проблема будет решаться при работе над проблемно-поисковой темой.
Затем были изучены трудности в работе учителей.
Цель исследования. Выявление реальной картины педагогической деятельности.
Задачи.
1. Создать технологию диагностики труда учителя.
2. Определить уровень теоретических и профессиональных знаний и умений учителя.
3. Составить карту образовательных запросов учителей.
4. Повысить аналитическую культуру педагогов.
5. Использовать творческий потенциал каждого учителя в соответствии с его возможно-стями и способностями.
Учителям была предложена анкета. «Изучение трудностей в работе учителя»
Ниже предлагается сравнительный анализ результатов по методическим объединениям.


п/п Вопрос Начальные классы Русский язык Математика История и география Естественный цикл Иностранный язык Казахский язык Физкультура Технология, Изо. музыка
1. Тематическое планирование 32 24 15 8 18 12 18 6 15
2. Поурочное планирование 36 24 15 8 17 12 18 9 16
3. Планирование воспитательной работы 34 27 15 8 16 9 18 9 14
. . . . . . . . . .
25. Внедрение передового опыта и рекомендаций псилого-педагогической науки 25 19 12 6 14 7 18 9 12
Итого: 768 568 350 168 397 238 450 205
В процентах 79 84 93 75 88 79 67 91 74

Проведение диагностических исследований учителей помогло выявить трудности в рабо-те учителя.
Далее в соответствии с полученными результатами можно четко сформулировать цель на-учно-методической работы учителя, выявить условия реализации этой цели, определить формы и средства ее достижения.
Выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации.
Реализацию проблем мы начали с анализа противоречий:
1. С одной стороны, наблюдается необходимость изменений в содержании учебного про-цесса и его управлении, а с другой – неудовлетворенность результатами проводимых измене-ний.
2. С одной стороны ведется научно – исследовательская работа по изменению содержания учебно – воспитательного процесса, а с другой – наблюдается отставание по темам управления этим процессом.
3. С одной стороны, утверждается необходимость изменения содержания учебно-воспитательного процесса, системы управления, а с другой – недостаточно высокий уровень управленческой культуры педагога.
4. С одной стороны настоятельная потребность практики к исследовательской работе в школе, с другой - отсутствие должной научно-теоретической и научно-методической базы для осуществления этой задачи.
Таким образом, проанализировав реальные противоречия существующей системы образо-вания, методической работы, мы решили найти такой способ точного описания технологии ис-следовательской работы, пользуясь которым учитель может по ходу обучения соотнести ре-альный результат обучения с запланированным.
Решение проблемы состояло в том, чтобы:
- построить четкую систему целей,
- выделить в ней обобщенные виды (категории) целей и их последовательные уровни,
- разработать программу работы над проблемно-поисковой темой.
Разработка развернутой программы - прогно¬стический этап.
Мы представляем разработку программы работы над проблемно-поисковой темой на основе алгоритма
Постановка цели, ее декомпозиция в веер задач.
Цель - то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Искусство постановки цели и задач - это искусство управления.
Правило: первейшая цель-это определение цели.
Задача - то, что требует исполнения, разрешения.
Цель педагогического воздействия является системообразую¬щим (определяющим) эле-ментом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и сред-ства получения результатов.
Цель как научное понятие есть предвос¬хищение в сознании субъекта результата, на дос-тижение которого направлена деятельность.
Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и за-дач педагогической деятельности.
Цель программы.
Формирование творческого потенциала личности учащихся ,рост профессионализма учителя
Только имея цель, можно указывать направление, оценивать достижения. Для нас цель – это «характеристика необходимого конечного состояния» проекция того, чего хотим.
Мы определили цель, а на протяжении последующих лет работаем над реформировани-ем содержания, средств, форм, методов педагогической деятельности.
Знание целей - предпосылка успешного применения всех приемов и методов работы.
Как же найти и поставить цель?
Мы используем две исходные позиции определения цели:
1. Позиция: «Где мы находимся?»
2. Позиция: «Чего мы хотим?» (прогноз-пожелание).
Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой це-ли, необходимо дать ответ на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемой педагоги-ческой деятельности?»
Целью работы над проблемно – поисковой темой является формирование творческого потенциала личности учащихся, рост профессионализма учителя.
Таким образом, цель мы определили, то есть задали такие характеристики, которыми должен обладать ожидаемый «результат» и достижение которых можно проверить.
Задачи программы.
Создать необходимые условия для обеспечения исследовательской работы
 Выявить приоритетные формы, виды исследовательской деятельности педагогического коллектива.
 Изучить опыт исследовательской работы учителей школы.
Цели и задачи педагогического исследования позволяют опреде¬лить конечный, результат на основе анализа проблемы. Определение задач позволяет педагогам конкретно, поэтапно реа-лизовать цель исследования. Определив цель и задачи, важно соизмерить их значимость с ре¬альными затратами.
Формулирование гипотезы, прогнозирование положитель¬ных результатов и возможных негативных последствий.
Гипотеза исследовательской работы:
Организация исследовательской работы будет способствовать
профессиональному росту педагогов,
росту заинтересованности учащихся в усвоении предметных знаний,
улучшению качества знаний,
повышению творческого потенциала учащихся и учителей
В ходе педагогического исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и от-вергнута.
Организация работы над проблемно-поисковой темой – организационный этап.
Подготовка материальной базы.
 Оснащенность кабинетов компьюторами, интерактивной доской, наглядным, раздаточ-ным, дидактическим материалом, пособиями, кодоскопами, телевизорами и другой тех-никой.
Осмысление технологии исследовательской деятельности в школе.
Исследовательская направленность педагога - это интегральное динамическое образо-вание личности, выполняющее функцию, побуждающую к деятельности, и определяющееся совокупностью потребностей в профессиональном самоопределении интересов, основных уст-ремлений и отношений.
 Проведение работы по вопросам организации исследовательской деятельности.
Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сфор-мировать нетворческий, посредственный учитель, а поэтому очень важной на современном эта-пе задачей является формирование личности учителя – мастера, профессионала. Именно поэто-му вся методическая работа должна быть направлена на стимулирование творчества учителя и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии.
Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объеди-няющим различные формы повышения квалификации и расширение кругозора педагога. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования.
Повышение квалификации и переподготовка кадров:
 на курсах повышения квалификации,
 на семинарах по месту работы или в других школах,
 в предметно-методических объединениях,
 научно-методических конференциях.
Индивидуальная самообразовательная работа.
В рамках методической работы мы применяем следующие формы самообразования:
 общение с высоквалифицированными учителями, мастерами своего дела;
 решение конкретной задачи, имеющей практический характер
 критический обзор периодической печати;
 критический обзор существующих форм ведения урока;
 реферат;
В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности.
 Проведение семинаров по организации исследовательской деятельности.
Научно-методическое обеспечение.
1. Планирование работы по самообразованию.
2. Анализ документации учителя.
3. Планирование взаимопосещений уроков с целью изучения эффективности работы.
4. Определить рост профессионального мастерства учителей в успешной реализации методи-ческой темы школы.
5. Проведение тестирования, анкетирования.
6. Создание комплексной программы исследований.
Реализация программы - практический этап.
Проведение исходных диагностических срезов.
Прежде, чем приступить к реализации программы, мы провели исходные диагностиче-ские исследования по следующим параметрам:
• «Диагностика уровня профессиональности учителя к поведению исследователь-ской деятельности».
• «Мотивация исследовательской деятельности».
• «Отношение к исследовательской деятельности».
• «Оценка сформированности конструктивно – содержательных и конструктив-но-оперативных умений учителя».
Цель исследований на данном этапе — получение достоверной информации о состоянии дел в учреждении, о степени удовлетво¬ренности ситуацией педагогов, учащихся и их родите-лей. Необходимость охвата при опросе всех участников процесса обусловлена тем, что объек-тивность информа¬ции в значительной мере возрастет, если будут учтены все точки зрения, все позиции.
Предлагаемые в качестве примера анкеты целесо¬образно модифицировать в соответ-ствии со спецификой каждого конкретного учреждения.
Все диагностические данные сведены в таблицы.
Сводная диагностика
«Отношение к исследовательской деятельности»
Цель: выявление мнения учителя об организации
и проведении исследовательской деятельности.
Ф. И. О. учителя Отношение к исследовательской дея-тельности Примечание
(можно обосновать свой ответ)
поло-жи-тель-ное противо-речивое безраз-личное от-рица-тель-ное



Сводная диагностика
уровня профессиональной и теоретической подготовленности учителя
к проведению исследовательской деятельности
Цель: определение уровня теоретических знаний и профессиональных умений учителей, необ-ходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы


п/п Вопрос ФИО
1. Знание своего предмета
2. Знание дидактики
3. .
27. Педагогический эксперимент
Итого:
В процентах

Сводная диагностика
Мотивация исследовательской деятельности
Цель: определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя.


п/п
Мотивы ФИО
1. Совершенствование методических знаний и умений
2. Пополнение психолого-педагогических знаний
10. Формирование интегральных умений
Итого:
В итоге аналитического этапа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
— что учитель делает хорошо?
— какие направления деятельности проработаны слабо или реализуются недостаточно?
Результаты диагностики. % положительных ответов.


п/п Содержание ФИО

1. Диагностика
уровня профессиональной и теорети-ческой подготовленности учителя к проведению исследовательской дея-тельности

2. Отношение к исследовательской дея-тельности

3. Оценка сформированности конструк-тивно-содержательных и конструктив-но-оперативных умений учителя


4. Изучение трудностей в работе учителя


Проведение диагностических исследований учителей помогло определить:
- уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей, необходимых для проведения экспериментально - исследовательской работы, то есть готовность к ис-следовательской деятельности.
- уровень мотивации к исследовательской деятельности:
Доминирующими мотивами явились:
1. совершенствование методических знаний,
2. пополнение психолого-педагогических знаний,
3. влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса
К сожалению, мотив создания целостной педагогической системы, обеспечивающей реа-лизацию функций процесса обучения, не был выделен как главный.
В результате данного исследования была выявлена еще одна проблема, над которой пред-стоит работать в ходе реализации программы.
Результаты диагностики учитываются при планировании работы по совершенствованию педагогического мастерства. На основе диагностики была сформирована наша проблемная группа с целью повышения профессионального роста.
Началась эта работа с создания диагностических карт учителей и учащихся школы. Се-годня это уже мониторинг всего учебно-воспитательного процесса

Реализация программы.
Программа работы над проблемно-поисковой темой разработана на 3 года.
Проблема.
«Исследовательская работа как средство повышении творческого потенциала учителя»
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Этапы реализации программы
I этап - Информационно-мотивационный
II этап - Подготовительный
IV этап - Обобщающий
III этап - Практический
V этап – Заключительный
Каждый этап имеет свои направления, цели, задачи и мероприятия по его выполнению.
Отслеживание процесса, промежуточных (текущих) результатов.
С целью анализа эффективности исследовательской деятельности
и определения проблем проведены следующие промежуточные диагностические исследования:
• Диагностика. Самооценка методологической культуры учителя.
• Анкетирование. Готовность к педагогическому творчеству.
• Проведение мониторинга технологической подготовленности учителей, изучение наличия и качества средств диагностики результативности образования.
• Диагностика. Оценка уровня творческого потенциала личности.
• Диагностика. Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллек-тиве.
• Диагностика. Оценка развития творческой активности педагогов.
• Составление информационной карты о педагогическом поиске.
• Исследование с целью определения эффективности исследовательской деятель-ности, рациональности и действенности ее.
В ходе исследования выявили, что
уровень методологической культуры
Данная методика помогла выявить уровень творческого потенциала учителей.
На данный период уровень творческого потенциала стал выше среднего.
Если сравнить «промежуточные» результаты с «исходными», то увидим, что у отдель-ных учителей наблюдается высокий и очень высоки уровень творческого потенциала.
Сравнительный анализ результатов исследования.
«Самооценка методологической культуры учителя»

ФИО Кол-во Уровни творческого потенциала Итого
Очень высокий Высокий Выше среднего Чуть выше среднего Средний Чуть ниже среднего Ниже среднего Низкий Очень низкий
б % б % б % б % б % б % б % б % б % б % У

Работа над проблемно – поисковой темой четко просматривалась как в деятельность пе-дагогического совета – главного органа методической работы, так и в работе методических объединений, проблемных групп…
Мы решительно взяли курс на людей инициативных, думающих, энергичных, которые могут и хотят смело идти вперёд, умеют добиваться успеха. Предоставляя любому, в том числе и начинающему педагогу право на поиск, мы требуем от каждого настойчивой учёбы, вдумчи-вого отношения к накопленному опыту, рекомендациям науки.
Какие бы условия для педагогического творчества ни были созданы, как бы эффективно ни была поставлена работа с учителями, решающее значение всегда будут иметь его внутрен-няя неуспокоенность, его самообразование и самовоспитание, его настойчивая работа над со-бой.
Совершенствовать ту или иную деятельность нужно в системе решения общей, конечной цели, с условием, чтобы любая часть была согласована, взаимодействовала с другими частями общего, работала с максимальной эффективностью на запланированный результат.
Самым первым условием успеха в решении данной проблемы является мотивация учи-телей.
Вторым - профессиональная готовность учителей к организации исследовательской ра-боты.
Третье условие связано с разработкой практических материалов.
Систематизации методической работы в школе, созданию атмосферы коллективного по-иска и творчества, формированию и распространению передового педагогического опыта, включенности каждого в исследовательскую деятельность, работу по самосовершенствованию способствует организация деятельности педагогического коллектива по разработке единой ме-тодической темы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. - СП: КАРО, 2002
2. Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997. С. 176 178.
3. Зверева М.И. «Нетрадиционный подход к процессу обучения» //Начальная школа – 1991 г. №6 – с. 69-75.
4. Уланов, В. В. Логика организации школы. - М.: Сентябрь, 1998.
5. Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и нова¬торстве
// Педагогика. - 1992. - № 7-8.
6. Чечель, Н. Д. Управление исследовательской деятельностью педа¬гога и
учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.
7. Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично¬сти. -
М.: ВЛ А ДОС, 1999.
8. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. - М., 1999.
9. Яцукова, И. Л. Педагогические технологии: сущность, классифи¬кация,
основные параметры. - Астрахань, 2000.

Категория: Творческая мастерская | Добавил: Лариса (2010-02-10) | Автор: Хусаинова Лариса E
Просмотров: 3832 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru