"Технология работы над проблемно-поисковой темой" Методические рекомендации В. А. Фадеева, учитель начальных классов ГУ «СОШ № 10» г. Семей. Л.З. Хусаинова, учитель русского языка и литературы ГУ «СОШ № 10» г. Семей. Фадеева Т. В., педагог - психолог ГУ «СОШ № 10» г. Семей Научно-исследовательская работа как компонент педагогической деятельности, направ-ленная на усиление теоретической и практической подготовки, способствует созданию общена-учного фундамента и привития навыков исследования. В.И. Загвязинский справедливо утвер-ждает: " Учитель же, выполняя свою основную функцию - обучение и воспитание ребят, -вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени бу-дет важнейшим элементом педагогической деятельности". Основным средством повышения педагогического мастерства учителя, связующим в единое целое всю систему работы, является комплексная разработка проблемно-поисковой те-мы. Выявление проблем и обоснование их актуальности. Для работы в обновленной школе педагог должен овладеть навыками исследовательской работы. Проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, исследователя представляется как никогда актуальной. Постоянные инновации и изменения в содержании и характере педагогического труда ста-вят проблему: исследование условий, порождающих потребность учителя в исследователь-ской работе, развитии своего творческого потенциала. Исходя из этого, нами была выбрана проблемно- поисковая тема: «Исследовательская ра-бота как средство повышения творческого потенциала учителя». Диагностика затруднений педагогов. Диагностика учителей – одно из важнейших условий, которое обеспечивает информаци-ей, необходимой для организации методической работы. В рамках данной проблемы проведены: исходные диагностические срезы, промежуточные (текущие), итоговые. В ходе диагностики мы оценили свои теоретические знания и практические умения Формы проведения: 1. Семинары – практикумы. 2. Деловые игры. 3. Взаимодиагностика. Наибольшее количество ответов «владею» было дано при оценке: • знания учителем своего предмета; • владение методикой преподавания; • знание теоретических основ и т. д. Наименьшее количество ответов «не владею» было дано по вопросу: • умение обобщать свой опыт; • владение методами и приемами самообразования; • умение пользоваться методами исследовательской работы. Исходя из данных проблем, строилась работа над проблемно-поисковой темой. Прежде, чем приступить к работе над проблемно-поисковой темой провели исходное ис-следование «Каков ваш творческий потенциал?» Вашему вниманию предлагается таблица. В ней отражены результаты по каждому учителю, принявшему участие в исследовании. № Ф. И. О. учителя Вопросы Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 б у 1. 2 2 1 1 1 2 2 3 2 1 2 3 3 3 1 3 2 3 37 С.у. 2. 2 2 1 1 1 2 1 3 3 3 3 1 1 1 1 3 3 1 39 С.у. 3. 2 2 2 2 3 2 3 3 3 3 3 1 1 2 3 3 3 3 44 С.у. 3 Диагностика выявила, что творческий потенциал находится на среднем уровне, но воз-можности для повышения творческого роста имеются. Таким образом, была определена проблема повышения творческого потенциала учителя. Данная проблема будет решаться при работе над проблемно-поисковой темой. Затем были изучены трудности в работе учителей. Цель исследования. Выявление реальной картины педагогической деятельности. Задачи. 1. Создать технологию диагностики труда учителя. 2. Определить уровень теоретических и профессиональных знаний и умений учителя. 3. Составить карту образовательных запросов учителей. 4. Повысить аналитическую культуру педагогов. 5. Использовать творческий потенциал каждого учителя в соответствии с его возможно-стями и способностями. Учителям была предложена анкета. «Изучение трудностей в работе учителя» Ниже предлагается сравнительный анализ результатов по методическим объединениям. № п/п Вопрос Начальные классы Русский язык Математика История и география Естественный цикл Иностранный язык Казахский язык Физкультура Технология, Изо. музыка 1. Тематическое планирование 32 24 15 8 18 12 18 6 15 2. Поурочное планирование 36 24 15 8 17 12 18 9 16 3. Планирование воспитательной работы 34 27 15 8 16 9 18 9 14 . . . . . . . . . . 25. Внедрение передового опыта и рекомендаций псилого-педагогической науки 25 19 12 6 14 7 18 9 12 Итого: 768 568 350 168 397 238 450 205 В процентах 79 84 93 75 88 79 67 91 74 Проведение диагностических исследований учителей помогло выявить трудности в рабо-те учителя. Далее в соответствии с полученными результатами можно четко сформулировать цель на-учно-методической работы учителя, выявить условия реализации этой цели, определить формы и средства ее достижения. Выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации. Реализацию проблем мы начали с анализа противоречий: 1. С одной стороны, наблюдается необходимость изменений в содержании учебного про-цесса и его управлении, а с другой – неудовлетворенность результатами проводимых измене-ний. 2. С одной стороны ведется научно – исследовательская работа по изменению содержания учебно – воспитательного процесса, а с другой – наблюдается отставание по темам управления этим процессом. 3. С одной стороны, утверждается необходимость изменения содержания учебно-воспитательного процесса, системы управления, а с другой – недостаточно высокий уровень управленческой культуры педагога. 4. С одной стороны настоятельная потребность практики к исследовательской работе в школе, с другой - отсутствие должной научно-теоретической и научно-методической базы для осуществления этой задачи. Таким образом, проанализировав реальные противоречия существующей системы образо-вания, методической работы, мы решили найти такой способ точного описания технологии ис-следовательской работы, пользуясь которым учитель может по ходу обучения соотнести ре-альный результат обучения с запланированным. Решение проблемы состояло в том, чтобы: - построить четкую систему целей, - выделить в ней обобщенные виды (категории) целей и их последовательные уровни, - разработать программу работы над проблемно-поисковой темой. Разработка развернутой программы - прогно¬стический этап. Мы представляем разработку программы работы над проблемно-поисковой темой на основе алгоритма Постановка цели, ее декомпозиция в веер задач. Цель - то, к чему стремятся, что надо осуществить. Искусство постановки цели и задач - это искусство управления. Правило: первейшая цель-это определение цели. Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Цель педагогического воздействия является системообразую¬щим (определяющим) эле-ментом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и сред-ства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвос¬хищение в сознании субъекта результата, на дос-тижение которого направлена деятельность. Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и за-дач педагогической деятельности. Цель программы. Формирование творческого потенциала личности учащихся ,рост профессионализма учителя Только имея цель, можно указывать направление, оценивать достижения. Для нас цель – это «характеристика необходимого конечного состояния» проекция того, чего хотим. Мы определили цель, а на протяжении последующих лет работаем над реформировани-ем содержания, средств, форм, методов педагогической деятельности. Знание целей - предпосылка успешного применения всех приемов и методов работы. Как же найти и поставить цель? Мы используем две исходные позиции определения цели: 1. Позиция: «Где мы находимся?» 2. Позиция: «Чего мы хотим?» (прогноз-пожелание). Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой це-ли, необходимо дать ответ на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемой педагоги-ческой деятельности?» Целью работы над проблемно – поисковой темой является формирование творческого потенциала личности учащихся, рост профессионализма учителя. Таким образом, цель мы определили, то есть задали такие характеристики, которыми должен обладать ожидаемый «результат» и достижение которых можно проверить. Задачи программы. Создать необходимые условия для обеспечения исследовательской работы Выявить приоритетные формы, виды исследовательской деятельности педагогического коллектива. Изучить опыт исследовательской работы учителей школы. Цели и задачи педагогического исследования позволяют опреде¬лить конечный, результат на основе анализа проблемы. Определение задач позволяет педагогам конкретно, поэтапно реа-лизовать цель исследования. Определив цель и задачи, важно соизмерить их значимость с ре¬альными затратами. Формулирование гипотезы, прогнозирование положитель¬ных результатов и возможных негативных последствий. Гипотеза исследовательской работы: Организация исследовательской работы будет способствовать профессиональному росту педагогов, росту заинтересованности учащихся в усвоении предметных знаний, улучшению качества знаний, повышению творческого потенциала учащихся и учителей В ходе педагогического исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и от-вергнута. Организация работы над проблемно-поисковой темой – организационный этап. Подготовка материальной базы. Оснащенность кабинетов компьюторами, интерактивной доской, наглядным, раздаточ-ным, дидактическим материалом, пособиями, кодоскопами, телевизорами и другой тех-никой. Осмысление технологии исследовательской деятельности в школе. Исследовательская направленность педагога - это интегральное динамическое образо-вание личности, выполняющее функцию, побуждающую к деятельности, и определяющееся совокупностью потребностей в профессиональном самоопределении интересов, основных уст-ремлений и отношений. Проведение работы по вопросам организации исследовательской деятельности. Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сфор-мировать нетворческий, посредственный учитель, а поэтому очень важной на современном эта-пе задачей является формирование личности учителя – мастера, профессионала. Именно поэто-му вся методическая работа должна быть направлена на стимулирование творчества учителя и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объеди-няющим различные формы повышения квалификации и расширение кругозора педагога. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования. Повышение квалификации и переподготовка кадров: на курсах повышения квалификации, на семинарах по месту работы или в других школах, в предметно-методических объединениях, научно-методических конференциях. Индивидуальная самообразовательная работа. В рамках методической работы мы применяем следующие формы самообразования: общение с высоквалифицированными учителями, мастерами своего дела; решение конкретной задачи, имеющей практический характер критический обзор периодической печати; критический обзор существующих форм ведения урока; реферат; В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности. Проведение семинаров по организации исследовательской деятельности. Научно-методическое обеспечение. 1. Планирование работы по самообразованию. 2. Анализ документации учителя. 3. Планирование взаимопосещений уроков с целью изучения эффективности работы. 4. Определить рост профессионального мастерства учителей в успешной реализации методи-ческой темы школы. 5. Проведение тестирования, анкетирования. 6. Создание комплексной программы исследований. Реализация программы - практический этап. Проведение исходных диагностических срезов. Прежде, чем приступить к реализации программы, мы провели исходные диагностиче-ские исследования по следующим параметрам: • «Диагностика уровня профессиональности учителя к поведению исследователь-ской деятельности». • «Мотивация исследовательской деятельности». • «Отношение к исследовательской деятельности». • «Оценка сформированности конструктивно – содержательных и конструктив-но-оперативных умений учителя». Цель исследований на данном этапе — получение достоверной информации о состоянии дел в учреждении, о степени удовлетво¬ренности ситуацией педагогов, учащихся и их родите-лей. Необходимость охвата при опросе всех участников процесса обусловлена тем, что объек-тивность информа¬ции в значительной мере возрастет, если будут учтены все точки зрения, все позиции. Предлагаемые в качестве примера анкеты целесо¬образно модифицировать в соответ-ствии со спецификой каждого конкретного учреждения. Все диагностические данные сведены в таблицы. Сводная диагностика «Отношение к исследовательской деятельности» Цель: выявление мнения учителя об организации и проведении исследовательской деятельности. Ф. И. О. учителя Отношение к исследовательской дея-тельности Примечание (можно обосновать свой ответ) поло-жи-тель-ное противо-речивое безраз-личное от-рица-тель-ное Сводная диагностика уровня профессиональной и теоретической подготовленности учителя к проведению исследовательской деятельности Цель: определение уровня теоретических знаний и профессиональных умений учителей, необ-ходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы № п/п Вопрос ФИО 1. Знание своего предмета 2. Знание дидактики 3. . 27. Педагогический эксперимент Итого: В процентах Сводная диагностика Мотивация исследовательской деятельности Цель: определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя. № п/п Мотивы ФИО 1. Совершенствование методических знаний и умений 2. Пополнение психолого-педагогических знаний 10. Формирование интегральных умений Итого: В итоге аналитического этапа необходимо получить ответы на следующие вопросы: — что учитель делает хорошо? — какие направления деятельности проработаны слабо или реализуются недостаточно? Результаты диагностики. % положительных ответов. № п/п Содержание ФИО 1. Диагностика уровня профессиональной и теорети-ческой подготовленности учителя к проведению исследовательской дея-тельности 2. Отношение к исследовательской дея-тельности 3. Оценка сформированности конструк-тивно-содержательных и конструктив-но-оперативных умений учителя 4. Изучение трудностей в работе учителя Проведение диагностических исследований учителей помогло определить: - уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей, необходимых для проведения экспериментально - исследовательской работы, то есть готовность к ис-следовательской деятельности. - уровень мотивации к исследовательской деятельности: Доминирующими мотивами явились: 1. совершенствование методических знаний, 2. пополнение психолого-педагогических знаний, 3. влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса К сожалению, мотив создания целостной педагогической системы, обеспечивающей реа-лизацию функций процесса обучения, не был выделен как главный. В результате данного исследования была выявлена еще одна проблема, над которой пред-стоит работать в ходе реализации программы. Результаты диагностики учитываются при планировании работы по совершенствованию педагогического мастерства. На основе диагностики была сформирована наша проблемная группа с целью повышения профессионального роста. Началась эта работа с создания диагностических карт учителей и учащихся школы. Се-годня это уже мониторинг всего учебно-воспитательного процесса Реализация программы. Программа работы над проблемно-поисковой темой разработана на 3 года. Проблема. «Исследовательская работа как средство повышении творческого потенциала учителя» Реализация программы осуществляется поэтапно. Этапы реализации программы I этап - Информационно-мотивационный II этап - Подготовительный IV этап - Обобщающий III этап - Практический V этап – Заключительный Каждый этап имеет свои направления, цели, задачи и мероприятия по его выполнению. Отслеживание процесса, промежуточных (текущих) результатов. С целью анализа эффективности исследовательской деятельности и определения проблем проведены следующие промежуточные диагностические исследования: • Диагностика. Самооценка методологической культуры учителя. • Анкетирование. Готовность к педагогическому творчеству. • Проведение мониторинга технологической подготовленности учителей, изучение наличия и качества средств диагностики результативности образования. • Диагностика. Оценка уровня творческого потенциала личности. • Диагностика. Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллек-тиве. • Диагностика. Оценка развития творческой активности педагогов. • Составление информационной карты о педагогическом поиске. • Исследование с целью определения эффективности исследовательской деятель-ности, рациональности и действенности ее. В ходе исследования выявили, что уровень методологической культуры Данная методика помогла выявить уровень творческого потенциала учителей. На данный период уровень творческого потенциала стал выше среднего. Если сравнить «промежуточные» результаты с «исходными», то увидим, что у отдель-ных учителей наблюдается высокий и очень высоки уровень творческого потенциала. Сравнительный анализ результатов исследования. «Самооценка методологической культуры учителя» ФИО Кол-во Уровни творческого потенциала Итого Очень высокий Высокий Выше среднего Чуть выше среднего Средний Чуть ниже среднего Ниже среднего Низкий Очень низкий б % б % б % б % б % б % б % б % б % б % У Работа над проблемно – поисковой темой четко просматривалась как в деятельность пе-дагогического совета – главного органа методической работы, так и в работе методических объединений, проблемных групп… Мы решительно взяли курс на людей инициативных, думающих, энергичных, которые могут и хотят смело идти вперёд, умеют добиваться успеха. Предоставляя любому, в том числе и начинающему педагогу право на поиск, мы требуем от каждого настойчивой учёбы, вдумчи-вого отношения к накопленному опыту, рекомендациям науки. Какие бы условия для педагогического творчества ни были созданы, как бы эффективно ни была поставлена работа с учителями, решающее значение всегда будут иметь его внутрен-няя неуспокоенность, его самообразование и самовоспитание, его настойчивая работа над со-бой. Совершенствовать ту или иную деятельность нужно в системе решения общей, конечной цели, с условием, чтобы любая часть была согласована, взаимодействовала с другими частями общего, работала с максимальной эффективностью на запланированный результат. Самым первым условием успеха в решении данной проблемы является мотивация учи-телей. Вторым - профессиональная готовность учителей к организации исследовательской ра-боты. Третье условие связано с разработкой практических материалов. Систематизации методической работы в школе, созданию атмосферы коллективного по-иска и творчества, формированию и распространению передового педагогического опыта, включенности каждого в исследовательскую деятельность, работу по самосовершенствованию способствует организация деятельности педагогического коллектива по разработке единой ме-тодической темы. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. - СП: КАРО, 2002 2. Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997. С. 176 178. 3. Зверева М.И. «Нетрадиционный подход к процессу обучения» //Начальная школа – 1991 г. №6 – с. 69-75. 4. Уланов, В. В. Логика организации школы. - М.: Сентябрь, 1998. 5. Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и нова¬торстве // Педагогика. - 1992. - № 7-8. 6. Чечель, Н. Д. Управление исследовательской деятельностью педа¬гога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. 7. Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично¬сти. - М.: ВЛ А ДОС, 1999. 8. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. - М., 1999. 9. Яцукова, И. Л. Педагогические технологии: сущность, классифи¬кация, основные параметры. - Астрахань, 2000.
|