Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Открытый интегрированный урок по познанию мира Тема: «По страницам Красной книги» Цели: . сформировать у учащихся представление о роли животных в жизни человека и природы; . учить бережно относиться к животным; . рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; . ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; . развивать познавательную активность детей; . развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; . осуществлять межпредметные связи окружающего мира, математики. . воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе; . воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: - компьютер; - слайды с изображением животных и картин природы; - схемы «Правила поведения в природе»; Ход урока. 1. Оргмомент Учитель: Ребята, давайте посмотрим на монитор компьютера. (Звучат голоса птиц) Вслушайтесь в эти прекрасные трели, посмотрите на эту красоту. Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О том, как сохранить этих животных). 2. Сообщение темы и целей урока. Это и будет темой нашего урока. Вы сами её сформулировали. Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги. Охраняется Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих границ, Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы! 3. Введение в тему (лекция учителя). Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир. В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. Учитель: Для чего нужна Красная книга? (Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.) Учитель: Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных. Учитель: Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Учитель: Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти. Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь? Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры) К сожалению, этой книги сейчас нет даже в районной библиотеке, как только она появится, я вас с ней познакомлю. Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше. 4. Животные Красной книги. Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем. (Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле и показывают этих животных в Красной книге.) Соболь Соболь – ценный пушной зверек. Средняя длина тела соболя 50 см, масса – 1-1,5 кг. Днем соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью становится очень ловким. Питается соболь мышевидными грызунами. Нападает на различных птиц и зверьков, а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки. В апреле-мае у соболихи появляется от 2 до 7 детенышей, они слепые. Малыши быстро растут и через месяц прозревают. У соболя превосходный мех, который высоко ценится. Ему грозило полное исчезновение. Охота была запрещена. Выхухоль Выхухоль – зверек небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой. Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. Питается выхухоль животной и растительной пищей. Находит он ее на дне. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок. Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он рядом с человеком. Разве что весной, во время половодья, сидит он на деревьях или плывет на куче хвороста у всех на виду. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого, но очень ценного зверька строго охраняют. Розовый фламинго Птица эта стала редкой, потому что ее преследовали ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена. Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Птенцы появляются смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд. Журавль В нашей стране обитает семь видов журавлей. Всего в мире 14 видов. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Пока не поздно, журавлей надо спасать. Журавли очень стройные, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, а журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки. Учитель: Молодцы ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений. (Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.) Белый медведь Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома. Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану. Тигр Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25-30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости. Охота на полосатого красавца запрещена. Лебеди Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена. Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу . Учитель: Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими? (Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.) Учитель: Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу? (Люди должны их беречь и охранять) Учитель: Ребята, а что делают люди для охраны животных? (Заповедники, национальные парки, зоопарки). Учитель: В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки. 5. Физкультминутка Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так И из речки воду пили. А потом они плясали Дружно лапы поднимали. Вот так, вот так Дружно лапы поднимали. 6. Экологические правила Учитель: Как вы думаете, как нужно относиться к животным, которые не внесены в Красную книгу? Ведь они тоже беззащитны и даже могут жаловаться. Посмотрите, ребята, нам в класс поступили жалобы от животных. От кого они? Жалоба 1 «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». - Кто это. (Сова) Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Жалоба 2 «Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». - А это кто? (Это жаба) Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Как же нужно относиться к таким животным? (Охранять нужно всех животных, потому что все животные нужны в природе). Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду. 7. Работа по учебнику Давайте вспомним экологические правила. Учитель: Прочитайте «Правила друзей природы» в учебнике на странице 115. (Дети читают правила по учебнику). О чем говорят эти плакаты? (Учитель показывает плакаты, а ученики называют правила). 8. Работа в рабочей тетради. Учитель: Откройте страницу 53 и прочитайте задание под №5. Напротив каждого знака кратко запишите правило. Работаем самостоятельно. (Взаимопроверка). - Кто нашел ошибку? - Проверим задание. - Какое правило записали к 1 рисунку, ко 2, к 3? Учитель: Ребята, как вы помогаете животным? (Делаем кормушки, строим скворечники) Учитель: Помните, что эти правила нужно не только знать, но и соблюдать. 9. Красная книга Тамбовской области Учитель: Ребята, в нашей области тоже есть животные, которые находятся на грани исчезновения. Поэтому учёные нашей области в 2000 году создали Красную книгу. Она так и называется Красная книга Тамбовской области. А знаете, сколько видов животных в неё включено? А хотите узнать? Давайте решим математическую задачу. 10. Математическая задача. В Красной книге Тамбовской области 3 вида паукообразных, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида земноводных, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих и 187 видов насекомых. Какова общая численность видов животных? (299 видов). Мы должны сохранить этих животных, ведь это наша земля и жить на ней нам и нашим детям и внукам. 11. Природа с. Шехмань Учитель: Посмотрите внимательно на фотографии. Вам знакомы эти места? (Показ слайдов). Ведь согласитесь, какие живописные места у нас в селе! Не каждое село может этим похвастаться. Мы должны сохранить эту красоту, потому что это наша малая Родина. 12. Итог урока. Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили, как к ним нужно относиться и разгадайте кроссворд. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь) Владыка Арктики. (Белый медведь) В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль) Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь) Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр) Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго) Учитель: Так как же мы должны относиться, прочитайте выделенное слово. (Береги). С О Б О Л Ь Б Е Л Ы Й М Е Д В Е Д Ь Ж У Р А В Л Ь Л Е Б Е Д Ь Т И Г Р Ф Л А М И Н Г О Вот вы и сами ответили на вопрос, прозвучавший в теме урока. (Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы Учитель: Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные? .) Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва... Об этом же просит и поэт М.Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса». Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! | |
Просмотров: 900 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|