Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

открытый урок в начальной школе
Открытый интегрированный урок
по познанию мира

Тема: «По страницам Красной книги»




Цели:

. сформировать у учащихся представление о роли животных в жизни человека и природы;
. учить бережно относиться к животным;
. рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
. ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
. развивать познавательную активность детей;
. развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
. осуществлять межпредметные связи окружающего мира, математики.
. воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе;
. воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

- компьютер;
- слайды с изображением животных и картин природы;
- схемы «Правила поведения в природе»;

Ход урока.

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на монитор компьютера. (Звучат голоса птиц) Вслушайтесь в эти прекрасные трели, посмотрите на эту красоту. Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О том, как сохранить этих животных).

2. Сообщение темы и целей урока.

Это и будет темой нашего урока. Вы сами её сформулировали.
Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

3. Введение в тему (лекция учителя).

Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Учитель: Для чего нужна Красная книга?
(Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)
Учитель: Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных.
Учитель: Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
(Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Учитель: Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.
Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)



К сожалению, этой книги сейчас нет даже в районной библиотеке, как только она появится, я вас с ней познакомлю. Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше.

4. Животные Красной книги.

Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем.
(Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле и показывают этих животных в Красной книге.)

Соболь

Соболь – ценный пушной зверек. Средняя длина тела соболя 50 см, масса – 1-1,5 кг.
Днем соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью становится очень ловким.
Питается соболь мышевидными грызунами. Нападает на различных птиц и зверьков, а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.
В апреле-мае у соболихи появляется от 2 до 7 детенышей, они слепые. Малыши быстро растут и через месяц прозревают.
У соболя превосходный мех, который высоко ценится. Ему грозило полное исчезновение. Охота была запрещена.

Выхухоль

Выхухоль – зверек небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой.
Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой.
Питается выхухоль животной и растительной пищей. Находит он ее на дне. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.
Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он рядом с человеком. Разве что весной, во время половодья, сидит он на деревьях или плывет на куче хвороста у всех на виду. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого, но очень ценного зверька строго охраняют.
Розовый фламинго

Птица эта стала редкой, потому что ее преследовали ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.
Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Птенцы появляются смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Журавль

В нашей стране обитает семь видов журавлей. Всего в мире 14 видов. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Пока не поздно, журавлей надо спасать.
Журавли очень стройные, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.
В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, а журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.

Учитель: Молодцы ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений.
(Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.)

Белый медведь

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома.
Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами.
Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.

Тигр

Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными.
Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25-30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.
Охота на полосатого красавца запрещена.

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу .
Учитель: Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими?
(Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.)
Учитель: Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу?
(Люди должны их беречь и охранять)
Учитель: Ребята, а что делают люди для охраны животных?
(Заповедники, национальные парки, зоопарки).
Учитель: В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

5. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.

6. Экологические правила

Учитель: Как вы думаете, как нужно относиться к животным, которые не внесены в Красную книгу? Ведь они тоже беззащитны и даже могут жаловаться. Посмотрите, ребята, нам в класс поступили жалобы от животных. От кого они?

Жалоба 1

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто это. (Сова)

Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2

«Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
- А это кто? (Это жаба)

Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Как же нужно относиться к таким животным?
(Охранять нужно всех животных, потому что все животные нужны в природе).
Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца.
Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду.

7. Работа по учебнику

Давайте вспомним экологические правила.
Учитель: Прочитайте «Правила друзей природы» в учебнике на странице 115.
(Дети читают правила по учебнику).
О чем говорят эти плакаты?
(Учитель показывает плакаты, а ученики называют правила).

8. Работа в рабочей тетради.

Учитель: Откройте страницу 53 и прочитайте задание под №5.
Напротив каждого знака кратко запишите правило. Работаем самостоятельно.
(Взаимопроверка).
- Кто нашел ошибку?
- Проверим задание.
- Какое правило записали к 1 рисунку, ко 2, к 3?
Учитель: Ребята, как вы помогаете животным?
(Делаем кормушки, строим скворечники)
Учитель: Помните, что эти правила нужно не только знать, но и соблюдать.

9. Красная книга Тамбовской области

Учитель: Ребята, в нашей области тоже есть животные, которые находятся на грани исчезновения. Поэтому учёные нашей области в 2000 году создали Красную книгу. Она так и называется Красная книга Тамбовской области. А знаете, сколько видов животных в неё включено?
А хотите узнать?
Давайте решим математическую задачу.

10. Математическая задача.

В Красной книге Тамбовской области 3 вида паукообразных, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида земноводных, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих и 187 видов насекомых.
Какова общая численность видов животных? (299 видов).

Мы должны сохранить этих животных, ведь это наша земля и жить на ней нам и нашим детям и внукам.

11. Природа с. Шехмань

Учитель: Посмотрите внимательно на фотографии. Вам знакомы эти места? (Показ слайдов).





Ведь согласитесь, какие живописные места у нас в селе! Не каждое село может этим похвастаться. Мы должны сохранить эту красоту, потому что это наша малая Родина.

12. Итог урока.

Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили, как к ним нужно относиться и разгадайте кроссворд.
Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь)
Владыка Арктики. (Белый медведь)
В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
Учитель: Так как же мы должны относиться, прочитайте выделенное слово.
(Береги).



С О Б О Л Ь
Б Е Л Ы Й М Е Д В Е Д Ь
Ж У Р А В Л Ь
Л Е Б Е Д Ь
Т И Г Р
Ф Л А М И Н Г О

Вот вы и сами ответили на вопрос, прозвучавший в теме урока.

(Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы Учитель: Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные?
.)
Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...
Об этом же просит и поэт М.Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса».

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
Категория: Творческая мастерская | Добавил: rezida-2501 (2014-11-17) | Автор: Резида E
Просмотров: 900 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-27, 6:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru