Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
Структурно-функциональная модель
развития творческих способностей учащихся на уроках истории

Блок целеполагания
Цель: развитие творческих способностей учащихся на уроках истории


Задачи
Развитие активности учащихся
Развитие творческого воображения
Развитие способностей к самовыражению

Методологический блок Педагогические условия развития творческих способностей учащихся
Организация творческой среды (создание творческой атмосферы и ситуации успеха, обеспечение свободы творчества, формирование потребности и эмоционального отношения к творчеству) Внедрение форм, методов и средств обучения, направленных на творческую деятельность

Содержательный блок

Критериальный блок Критерии Уровни
- эмоционально-целостный;
- действенный;
- когнитивный Высокий
Средний
низкий

Результативный блок

Результат: высокий уровень развития творческих способностей



Данная модель представляет собой совокупность целевого блока; методологического блока, включающего систему педагогических условий (организация творческой среды; обеспечение свободы творчества; осуществление сотворчества; внедрение форм, методов и средств обучения, направленных на творческую деятельность); содержательного блока, представляющего учебный курс «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право»; критериального блока, состоящего из критериев и показателей оценки уровня развития творческих способностей и результативного блока.
В основе блока целеполагания структурно-функциональной модели развития творческих способностей учащихся заложена ориентация современной школы на концепцию развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного образования.
Опираясь на анализ научно-теоретической и методической литературы, личный опыт работы в общеобразовательной школе и экспериментальные материалы, мы сформулировали основные задачи развития творческих способностей учащихся при преподавании истории:
1. развитие активности;
2. развитие воображения;
3. стремление к самовыражению.

Условиями, стимулирующими творчество учащихся на уроках истории, являются:
1. Психологическая безопасность (ощущение безопасного психологического климата; когда ребенок может быть самим собой, без притворства и масок, так как его считают ценным вне зависимости от того, что он делает);
2. Создание атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка (свобода и раскрепощенность, достигаемая тем, что ребенок обнаруживает, что его не оценивают, не меряют по неким внешним стандартам);
3. Эмпатийное понимание;
4. психологическая свобода(полная свобода думать, чувствовать, быть собой в полном смысле слова).

Творческая атмосфера требует свободы мысли, самопроявления, нацеленности на восприятие нового, необычного, поощрения независимости и самостоятельности суждения, воспитания любознательности, способности мыслить нестандартно, педагогического такта, оптимистического настроя в творческой учебно-познавательной деятельности, творческого общения.
Таким образом, как бы ни казалось это тавтологией, творческая атмосфера при развитии творческих способностей учащихся – необходимое условие.
Еще одним важным педагогическим условием является организация на уроке ситуации успеха.
Более пристальное внимание к успехам школьников показывает, что они не сводится лишь к учебной компетенции и достижениям, для них важен не столько сам результат, сколько характер переживаний, связанный с их достижением и социальное признание индивидуальных заслуг личности, что находит свое отражение в позитивных переживаниях и в адекватной самооценке.
Создание ситуаций успеха на уроках истории позволяет активизировать и формировать мотивацию достижения, существенно повысить уровень позитивной эмоциональности учащихся, предупреждать переутомление, тревожность и другие негативные психические состояния, наиболее полно раскрыть и проявить личность школьника, изменить статус находящихся в психологической изоляции в среде сверстников. Итогом такой организации ситуации успеха должна стать радость детей. Б.М.Неменский пишет: «Во время урока весь класс активно работает. В завершении после проделанной работы учащиеся прыгают от удовольствия, удивляясь творению рук своих. Вот что мы вместе сделали!». Таким образом, ситуации успеха позволят учащимся испытывать радость от учения, верить в собственные силы, стремиться к новым рубежам, преодолевая возникающие трудности.
Одним из условий эффективного развития творческих способностей учащихся является свобода творчества. Творческое развитие учащихся в достаточной степени связано с тем, каким образом создает учитель для ученика реальную свободу проявлений его индивидуальности и творчества. Проблема соотношения свободы и необходимости в педагогике не нова. Ей посвящены философско-педагогические размышления Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и многих других авторов. Они доказывают: чем большей свободы добивается ученик в творчестве, тем большей эффективности он достигает и в творческом развитии. О необходимости личной свободы творчества, о необходимости создания условий для творческого самовыражения писал философ Н.А.Бердяев, вероятно, этот закон имел в виду академик А.Д.Сахаров, когда отстаивал права ученых на свободомыслие как важнейшее условие продуктивности их научного творчества.
На уроках необходимо предоставлять учащимся свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы. Это может войти в практику проведения различных предметов, в том числе и истории (учитель может предложить в начале урока учащимся несколько вариантов его организации). Как правило, если учащимся дать возможность заниматься тем, что им нравится, лучше будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для их самораскрытия и самовыражения. Тем самым будут развиваться их творческие способности. При этом желание школьника, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет на пользу. Однако предоставленная свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Итак, когда учитель предоставляет учащимся свободу думать, чувствовать, быть собой в полном смысле слова, это стимулирует открытость, непосредственность и спонтанное манипулирование образами, понятиями и значениями, что является частью творчества. Причем описанная свобода, как подчеркивает К. Роджерс, является свободой символического выражения.
Большую роль на уроках играет сотворчество учителя и учащихся.
Это предметный процесс совместного поиска истины, при котором учение принимает форму диалога, где кругозор учителя взаимодействует с кругозором ученика, и процесс обучения протекает на личностно-значимом уровне, переходя в межличностный процесс. Взаимодействие учителя и ученика превращает учебное сотворчество в фактор развития человеческих гуманных отношений. В нем школьник становится соавтором педагогического процесса, который творит учитель.
Такая ситуация благоприятно влияет практически на все мотивы и выступает одновременно и как цель, и как средство процесса обучения.
Учитель, не создающий атмосферу сотворчества, творит «в гордом одиночестве», не ощущая смысла «ансамблевости» педагогического труда. Такие уроки нередко весьма технологичны, но лишены живого человеческого сопереживания. Мы считаем, что сотворчество – непременное условие эффективности педагогического процесса.
Ведь даже с точки зрения логики «учитель» и«ученик» соотносительны, т.е. не имеют смысла один без другого.
Творческие способности учащихся не смогут полностью реализоваться, если не будет соблюдено еще одно условие – предоставление им самостоятельности.
Нами под творческой самостоятельностью учащихся понимается созидающая творческая деятельность, включающая как ее результат (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, когда ученик, обученный творчески действовать в одной области деятельности, экстраполирует это умение в другую область деятельности. К примеру, творческие задания – придумать свой рассказ, инсценировать миф; придумать завершение рисунка; т.п. – приводят к нестандартным решениям задач по физике, математике.
Другими словами, предметы гуманитарного цикла прекрасно развивают нестандартное, логическое мышление, необходимое на уроках точных и естественнонаучных дисциплин.
Безусловно, для полноценного развития творческих способностей учащихся на уроках истории необходимо использовать в образовательном процессе формы обучения, направленные на творческую деятельность. На сегодняшний день самая распространенная форма – классно-урочная, основной единицей учебных занятий которой с Я.А.Коменского выступает урок. Мы считаем, что для реализации задач, связанных с индивидуализацией образования, необходимо выходить за рамки такой системы, чтобы искать новые формы организации учебного процесса, использовать уже существующие, забытые или используемые локально. Поэтому, наряду с уроком, система общих форм организации учебной деятельности обучающихся включает целый комплекс традиционных и нетрадиционных форм организации учебного процесса. К ним относятся коллективная творческая деятельность учителя и учащихся, организационно-деятельностные игры, семинары, «круглые столы», рецензирование ответа, дискуссии, построение плана, интервью, художественное проектирование, выставки творческих работ, коллекций, анализ самостоятельно сделанной подборки. Это могут быть также уроки-погружения, уроки-зачеты, дидактический театр, ярмарки идей, чтение проблемных текстов, уроки-диспуты, творческие недели, индивидуальное самообучение, поисковая работа в группах (парное взаимообучение, самоорганизующийся коллектив и т.п.).
При всех названных вариантах форм организации обучения, творческие способности учащихся будут развиваться наиболее эффективно, если в процессе проведения уроков учитель будет применять игровые моменты.
О целесообразности использования игр известно всем, однако их дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и выпускника средней школы. В педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к обоснованию сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученые(Л.С.Шубина, Л.И.Крюкова) относят их к методам обучения. Другие(В.П.Бедерканова, Н.Н.Богомолова) характеризуют игры как средство обучения. Мы придерживаемся точки зрения, что игра – это одна из форм организации обучения и отводим организации уроков в форме игр немаловажную роль.
Итак, на уроках истории наиболее оптимальными для развития творческих способностей учащихся являются следующие формы: уроки (традиционного и нетрадиционного вида), внеклассные и внешкольные мероприятия (викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, проведение праздников, посещение музеев, театров, концертных залов, творческие встречи с представителями культуры и др.). Следует отметить, что при этом необходимо применять активные, контрастные методы обучения.
Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения; как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.
Роль и место метода в обучении определяется его функциями: информационной (изложение знаний, объяснение материала, рассказ, самостоятельный поиск знаний и их присвоение); практической (формирование умений и навыков, освоение способов деятельности); познавательной (обогащение знаний, приобретение опыта, познавательной деятельности); управленческой(метод предписывает средства, организует деятельность, обеспечивает результат); воспитательной(формирует убеждения, систему взглядов, качества личности, мировоззрение). Наличие разных классификаций методов обучения (А.Н.Алексюк, Ю.К.Бабанский, Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Т.А.Ильина, Л.Н.Ланда, И.Я.Лернер, В.А.Онищук, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, С.Г.Шаповаленко и др.) обусловлено выбором подхода или признака, положенного в качестве основания классификации.

Средства обучения, используемые
на уроках истории

Средства обучения,
используемые на уроках истории
Слово
Образ

Действие




Изучение уровня развития творческих способностей учащихся
на уроках истории
Уровни сформи-рованности Критерии развития творческих способностей учащихся
Эмоционально-
ценностный Когнитивный Действенный
1 2 3 4
Высокий Ярко выраженное эмоциональное отношение к выполняемому заданию, выражение эмоциональных состояний и чувств в своих произведениях творчества, создание «эмоциональных образов», коммуникативные и практические эмоции, желание добиваться успехов в творческой работе, удовлетворение от выполнения этой работы. Относительно полный уровень осведомленности о способах выполнения творческих заданий. Правильное и обоснованное решение творческих задач. Творческий подход к анализу возникающих ситуаций, к организации коллективных творческих дел. Положительное отношение к составлению и выполнению творческих заданий. Оценки «4» и «5» по профилирующим предметам. Регулярное выполнение поручений, предполагающих практическую деятельность. Активное участие в общественных делах школы и класса, в работе органов ученического самоуправления. Систематическая работа по самовоспитанию и самообразованию (факультативы, кружки и т.п.). время, отводимое на деятельность, связанную с профилем обучения – более 2 часов в неделю, на чтение художественной литературы – ежедневно. Выбор и стремление выполнить более сложное задание из предложенных (упражнения, тесты и т.д.
Средний Предпочтение отдается не всем названным эмоциям. Главные недостатки - слабо выраженное эмоциональное отношение к выполняемому заданию или неудовлетворение от выполнения творческой работы. Фрагментальный уровень осведомленности о способах выполнения творческих заданий. Правильное, но не обоснованное решение творческих задач; элементы творчества при этом наблюдается редко. Положительное отношение к организации коллективных творческих дел, без ярко выраженного удовлетворения данной формой работы. Оценки «4» и «3» по профилирующти предметам (больше «4», чем «3»). Поручения, предполагающие практическую деятельность, носит скорее временный характер, чем систематический. Недостаточно активное участие в общественных делах школы и класса. Самообразованием и самовоспитанием занимается нерегулярно. Время, отводимое на деятельность, связанную с профилем обучения – 1-2 часа в неделю, на чтение художественной литературы – не более 1 часа в неделю. Из серии заданий предпочтение отдается менее сложным.
Низкий Предпочтение отдается одной из названных групп эмоций. Чаще встречается выражение эмоциональных состояний и чувств в своих произведениях творчества (не всегда положительных). Низкий уровень осведомленности и способах выполнения творческих заданий. Нежелание и неумение анализировать и решать творческие задачи. Пассивное или равнодушное отношение к организации коллективных творческих дел. Преобладает оценка «3» по профилирующим предметам. Временный характер поручений, предполагающих участие в деятельности с творческим содержанием. Редко участвует в общественных делах школы и класса. Не занимается самообразованием и самовоспитанием. Время, отводимое на деятельность, связанную с профилем обучения – менее 1 часа в неделю, на чтение художественной литературы – менее 1 часа в неделю.

Таким образом, в процессе развития творческих способностей учащихся на уроках истории необходимо точно определять задачи обучения (развитие активности, развитие воображения, развитие способности к самовыражению в различных видах деятельности). Обоснованные в предложенной структурно-функциональной модели педагогические условия приводят к эффективному развитию творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры.

Система развития творческих способностей учащихся
на уроках истории

I этап
Первоначальное развитие творческих способностей учащихся
1-4 классы
Развитие задатков, первоначальных творческих способностей учащихся
1-2 классы Развитие потребностей в актуализации творческих способностей
3-4 классы

II этап
Развитие отдельных творческих способностей
5-8 классы
Формирование мотива удовлетворения творческих потребностей, поиск способов решения задач:
 художественные способности
 театральные способности
 музыкальные способности
5-6 классы Развитие творческих действий учащихся, самоопределение:
 литературное творчество
 образное творчество

7-8 классы

III этап
Творческая деятельность учащихся в разных областях знаний
9-11 классы

Для старшего школьного возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. Аргументация суждений в этом возрасте часто подменяется категоричностью выводов и обобщений. В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, чувство юмора и остроумие. Исходя из этого, мы полагаем, что в старших классах необходимо проведение таких уроков истории, на которых учащиеся могли бы творчески самоопределяться и формировать жизненную позицию в творческой деятельности.
Таковым может стать научное творчество. Например, защита учебных проектов. Это популярный в современной школе вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества. Его назначение в том, чтобы предоставить детям возможность включиться в процесс поиска истины и получения результата. При этом активно развивается творческий потенциал учащегося и одновременно формируются личностные качества: умение брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам. Близкой к защите учебных проектов является защита рефератов и презентация учебно-методических материалов по истории, подготовленных школьниками. Реферат должен отвечать следующим требованиям: выполняться по актуальной теме (как правило, она утверждается самим педагогом по данной дисциплине); освещать историю вопроса и показывать уровень его разработанности; содержать сравнительный анализ различных позиций и мнение автора; содержать выводы и рекомендации на предмет возможностей использования материалов, представленных в работе. Учебно-методическими материалами, подготовленными школьниками, могут быть: дидактические материалы к учебной теме; подборка публикаций по спорной теме с кратким аннотированным изложением их содержания; аннотированный каталог дополнительной литературы для учащихся к отдельной теме или целому разделу учебного курса; материалы к словарю (набор определенных понятий); подборка литературных рецензий с их краткой аннотацией.
Нетрадиционной формой аттестации учеников является научно-практическая конференция учащихся. Технология ее подготовки и проведения отличается от обычной конференции, поскольку здесь каждому участнику следует проявить себя и в качестве докладчика, и в качестве оппонента. Тема конференции формулируется заранее. Предметным методическим объединением школы готовятся и утверждаются вопросы для обсуждения. Каждый учащийся, изъявивший желание участвовать в данной форме аттестации, также заранее выбирает и готовит тему для выступления из предложенного перечня. Выступления должны быть лаконичными (не более10 минут); остальные участники, помимо собственного доклада, должны быть готовы к тому, чтобы задать по 2-3 вопроса докладчикам, анализировать выступления своих одноклассников(не менее 2-3) и делать по ним дополнения. Такая форма аттестации позволяет оценить уровень знаний участников по предмету, их умение самостоятельно работать с научной литературой, аргументировано представлять собственную позицию, анализировать чужие взгляды, вести диалог, работать в группе.
Как и в младших и средних классах школы, в процессе обучения старшеклассников возможно использование на уроках игровых моментов театрального творчества. Сюжетная игра на уроках истории требует погружения «артистов» и«зрителей» в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Она может быть придумана педагогом, учащимися или может быть заимствована из телепередач: «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра» и др. Темы таких игр могут быть самыми разными; они зависят от того, какая эпоха или тематическая единица рассматривается на уроках. Такое занятие в оформленном виде не может выглядеть как сценарий – это лишает школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов.

Оценка учебного проекта учащегося

Вид оценки Параметры оценки Балы

Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5
10
20
Объем разработок и количество предлагаемых решений 5
10
20
Реальность и практическая ценность 5
10
Уровень самостоятельности 10
20
Качество оформления 5
10
20
Оценка рецензентом 5
10

Оценка защиты Качество доклада 5
10
20
Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме 5
10
20
Ответы на вопросы преподавателя 5
10
Ответы на вопросы учащихся 5
10

Итог. оценка
(балл) 160-180 – отлично
120-160 – хорошо
90-120 – удовлетворительно
Менее 90 – неудовлетворительно

Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей учащихся на уроках истории

1. Необходимо помнить, что каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым. Это возможно только в творческом коллективе, где могут заниматься все дети, вне зависимости от успеваемости. Для этого необходимо на уроках истории создавать определенные педагогические условия. Это, прежде всего, творческая атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка (свобода и раскрепощенность достигаются тем, что ребенок обнаруживает, что его не оценивают, не меряют по неким внешним стандартам); эмпатийное понимание; психологическая свобода (полная свобода думать, чувствовать, быть собой в полном смысле слова).
2. Не стоит запрещать учащимся заниматься любимым делом (например, оформлять стенгазету по «близкому и доступному им» предмету, участвовать в защите исследовательских работ, в инсценировках литературных отрывков и т.п.), даже если они не успевают по каким-либо другим предметам общеобразовательной школы (чаще всего, точных и естественных наук).
3. На уроках необходимо выделять время на самовыражение учащихся. Важно помнить, что не все дети «звездочками класса и школы», не каждый из них становится участником концертов и конкурсов разного уровня. Поэтому, урок по истории может стать для учащихся источником показа своих возможностей.
4. При проверке самостоятельной творческой работы или при руководстве над ее выполнением необходимо, чтобы у педагога преобладала доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не резкость, неудовлетворенность, раздражительность. Не стоит злоупотреблять попреками, замечаниями, плохими отметками. Анализ типичных ошибок и недостатков учащихся лучше вести в доброжелательной форме.
5. Необходимо как можно раньше окружить учащихся такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали их на самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали творческую активность, воображение и способность к самовыражению. Наиболее эффективно начинать данный процесс с начальной школы.
6. Школьник, и тем более учащийся младших классов, не может создать оригинальный продукт творчества, не имея необходимых для этого знаний, умений и навыков. Следовательно, в учебном процессе стоит внедрять такие практические задания, которые опирались бы на уже имеющиеся знания, используя их при этом как можно полнее.
7. Учащиеся младших и средних классов в отличие от более взрослых, самостоятельно не могут грамотно сделать творческую работу. Даже выслушав все правила, которые нужно соблюдать при выполнении творческой работы, на практике они их все равно выдержать не смогут. Следовательно, если только объяснить задание и этим ограничиться, работа будет сделана с нарушением правил, что допускать нельзя. Поэтому творчеству в начальный период необходимо учить постепенно, что значит выполнять совместно с учащимися разнообразную работу с элементами творчества.
8. На уроках необходима ситуация успеха. Творческие занятия должны доставлять учащимся радость. Нужен интерес к его замыслам, дружеское обсуждение, совет, данный в такой форме, чтобы ребенок имел моральное право этот совет отклонить, если не убежден в его правильности. Нужно и уважение к результатам работы – поначалу, может быть, несколько большее, чем работа того заслуживает.
9. Творческое развитие учащихся в достаточной степени связано с тем, каким образом создает учитель для ученика реальную свободу проявления его индивидуальности и творчества. Необходимо предоставлять учащимся свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.п. Для этого учащимся можно дать возможность заниматься тем, чем им хочется(в рамках дозволенного предметом), только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения. С такой целью целесообразно предлагать детям не один вид работы, а несколько на выбор. Однако предоставленная учащимся свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь учителя. Поэтому не нужно делать за учащихся то, что они сами могут сделать. Не думайте за них, когда они сами могут догадаться. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» школьникам, но она только вредит делу.
10. Необходимо использовать творческие задания такого уровня сложности, чтобы учащийся справлялся с ними либо самостоятельно, либо с некоторой помощью педагога. Не стоит спешить оказывать ученику помощь. Лучше дать ему возможность в полной мере проявить свои знания, умения и способности, и, в конечном итоге, испытать радость «открытия», «изобретения» успеха.
11. Насколько возможно, каждому учителю нужно развивать собственные творческие способности и педагогическое мастерство, демократический стиль общения со своими учениками. Для этого необходимо осуществлять совместные с учениками поиски условий и средств для развития творческих способностей; чаще вводить совместные поиски новых идей, обсуждение оригинальных методов решений творческих задач.
12. На уроках необходимо сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Говоря о явлениях жизни, обычаях, традициях народов, их продуктивной деятельности и т.п., не стоит забывать, что их наглядное видение и практическое воплощение в жизнь (особенно, если сделано руками самих учащихся, увидено их глазами – например, при посещении музея, театра и т.п.) не только украсят учебный процесс, но и позволят использовать полученные знания в дальнейшем.
13. Главное в педагогическом труде – научиться поддерживать интерес и внимание учащихся на уроках. Это может быть достигнуто путем создания проблемных ситуаций; изменением (ускорением или замедлением) темпа учебной деятельности; постановкой неожиданных, интересных для учащихся вопросов; применением аудио-, видеосредств обучения, наглядности; активным чередованием фронтальных и групповых форм обучения; использованием шутки, занимательного учебного материала; активным включением в содержание урока игровых ситуаций; постановкой заданий, выполнение которых осуществляется на соревновательной основе; вовлечением учащихся в активный доверительный диалог и др.
14. Каждый урок необходимо проводить эффективно. Как это сделать? Заинтересовать, мобилизовать и без«раскачки» вовлекать учащихся в активную учебную деятельность с первой минуты урока. Нужно добиться того, чтобы интерес учащихся на уроке поддерживался от начала до конца. Для этого необходимо стремиться, чтобы на уроке была не только деловая, но и творческая, эмоционально насыщенная, доброжелательная атмосфера. Системное использование всего арсенала подготовленных к уроку дидактических и технических средств обучения положительно влияет на внимание учащихся. Нужно разнообразить арсенал применяемых методов и приемов обучения и воспитания. Завершая урок, лучше всего четко сформулировать домашнее задание учащимся и тем самым «перебросить мостик» – акцентировать, что именно будет изучаться на следующем уроке.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Сара8815 (2014-12-06) | Автор: Сабаганова Анар Капетовна E
Просмотров: 3799 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru