Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Рефлексивный отчёт
Рефлексивный отчёт об использовании
модуля Программы обучение критическому мышлению
в планировании серии последовательных уроков

На втором этапе обучения я постаралась реализовать основные идеи Программы. Мной были применены новые подходы в ежедневной собственной практике преподавания в процессе планирования и проведения серии последовательных уроков. Я считаю, что одним из инновационных подходов, позволяющих добиться высоких результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, является технология развития критического мышления.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению. (Руководство для учителя, 2012 год).
Критически мыслящий ученик не только даёт правильный ответ, но и выясняет суть проблемы и причины через осмысление ситуации. Таким образом, мыслительный процесс у учащихся начинается тогда, когда возникает какая-то проблема или задача, которую надо решить. И когда у ребёнка появляется стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то тогда речь идёт о мышлении. Наблюдая за детьми во время уроков, я сделала следующий вывод, что ребёнок с хорошо развитым критическим мышлением может:
- формулировать вопросы, проблемы ясно и четко;
- использовать абстрактные идеи, затем эффективно их представить;
- выделить главную идею;
- дать обоснованные заключения и решения;
- проверить свои заключения по определённым критериям и стандартам;
- думать непредубежденно, не по шаблону;
- предполагать, допускать что-либо, обосновывать свои предположения.
- эффективно общаться с другими при выработке решения.
На проведённых уроках серии последовательных уроков во время практики я целенаправленно вовлекала учеников в процесс мышления высокого уровня и развивала у них навыки сотрудничества. На уроке использовала три последовательные стадии технологии критического мышления: “вызов – осмысление новой информации – рефлексия”.
Стадия «вызов» - мотивационная. На этой стадии ученики делали предположения, вспоминали всё, что им было известно по изучаемому вопросу, систематизировали информацию до изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Я же пробуждала у детей интерес к обсуждаемому вопросу, познавательную активность. Моя роль была координирующая. Для этого использовала разные приёмы. Приведу некоторые примеры. При изучении темы «Моя одежда» использовала приём «Покопаемся в памяти». Я задавала ученикам вопросы низкого и высокого порядка:
1. Какая тема?
2. Что вы уже знаете об одежде?
3. Что вы хотите узнать?
4. Почему вам это нужно знать? – таковы были вопросы.
Ученикам было предложено «покопаться в памяти», подумать об одежде. Затем ребята взяли лист бумаги и ручку и в течение двух минут отвечали на вопросы. Они записывали все то, что пришло им на ум по поводу одежды. Наргиз в своих записях указала, что одежду одевают, поделила по сезонам года. Почти то же самое записал Равиль. Тогжан поделила одежду на две категории: для девочек, для мальчиков. Амина написала о национальной одежде. Остальные ученики просто перечислили виды одежды.
После этого учащиеся свои записи обсудили с рядом сидящими партнерами. После того, как партнеры в парах завершили свое обсуждение, они поделились своими знаниями об одежде с членами группы. А я в свою очередь записала их идеи на интерактивную доску. Разногласия были обсуждены. Задала вопрос: «Все ли согласны с тем, что сказано?» Все дали утвердительный ответ, что согласны.
При работе с текстом учащимся была дана инструкция по их дальнейшей работе (класс поделился на три группы, так как текст был поделён на три части). Из инструкции учащиеся узнали, что дан текст о национальной одежде. Дети в каждой группе назначили эксперта. Эксперт 1- в области «Особенности казахской национальной одежды». Эксперт 2- в области «Женская одежда и головные уборы казахского народа». Эксперт 3-в области «Мужская одежда и головные уборы казахского народа». Учащиеся нашли эффективные способы преподнесения информации, изучили вопрос так, что смогли объяснить другим, объяснили другим то, что было им не понятно.
На одном из уроков предложила несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбрали «верные» утверждения, при этом кто-то полагался на свою интуицию, кто-то знал на самом деле, а были и те, кто просто угадал. Выполняя это задание, дети настроились на изучение новой темы, при этом выделили ключевые моменты (позже на стадии рефлексии вернулись к этим утверждениям, убедились, какие же из них были правильными). На стадии вызова также проводила мозговой штурм. Во время которого (на втором уроке), учащимся предложила последовательно ответить на вопросы разных уровней:
I уровень – Приведите примеры игрушек;
II уровень – Чем данные игрушки похожи и в чем у них отличие
III уровень – А нужны ли игрушки?
На вопрос первого уровня ответ знали все, но я старалась спрашивать ребят с более слабыми знаниями. На вопрос второго уровня не ответил только Данил. Прежде чем ответить на вопрос третьего уровня дети сначала задумались, а потом «полетел шквал» ответов. Некоторые дети давали на этот вопрос по несколько ответов (Тогжан, Жанна, Амина, Аида, Артур, Гульназ, Камилла, Наргиз). Ответы были интересными, самый оригинальным был ответ Белека. Равиль ответил на русском языке. «Чтобы играть» – таков был ответ, который звучал чаще всего.
На стадии «вызова» также дети анализировали существующие собственные знания по теме, которые потом дополняли новыми знаниями.
Они высказывали свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, фиксировали все высказывания: и правильные, и не правильные. Дети работали сначала индивидуально, это нужно было для того, чтобы каждый ребёнок определил свои знания.
Затем ученики работали в группе, делились своими знаниями, слушали чужое мнение, в конце у них появлялась общая идея, которая была чаще всего интересна. Я же не исправляла их, просила не бояться отвечать, даже когда они ошибались.
Стадия «осмысление» - информационная. На этой стадии дети получали новую информацию по теме, систематизировали её, сопоставляли эту информацию с уже имеющимися, искали ответы на поставленные вопросы. При работе с текстом использовала такие приёмы как маркировка текста; ведение различных записей, ответы на «толстые» и «тонкие» вопросы, взаимоопрос. При взаимоопросе два ученика читали текст, останавливались после каждого абзаца для того, чтобы задать друг другу вопросы разного уровня по содержанию текста. На четвёртом уроке при работе с текстом ученики задали следующие вопросы:
-По названию определи, о чем будет рассказ?
-Какие ассоциации вызвал прочитанный абзац?
-Какой день описывается? Почему?
-Как одет ребёнок? Почему он так одет?
-Какой праздник у ребёнка?
Дети во время игры осмысливают, анализируют, наблюдают, рассуждают и конечно же фантазируют. Игра вызывает интерес к теме, направляет мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. Во время игры можно увидеть уровень мышления каждого ученика, поэтому и потому что мои ученики учащиеся начальной школы я на своих уроках применила игровые технологии. В одной из игр я предложила детям «приукрасить» слово прилагательными (прилагательные записывались в тетрадь). Были даны названия игрушек: «медвежонок», «кукла», «мяч», «скакалка». Больше всего слов записала Амина. Дети зачитывали слова, записанные соседом по парте. Исмира свои слова записала на доске.
На этом же уроке для развития критического мышления детям было предложено сыграть в игру «Пойми слово». Любой желающий ученик садился на стул лицом к классу, спиной к интерактивной доске, на которой была изображена игрушка. Класс видел это слово, а сидящий – нет. Задача сводилась к тому, что нужно было определить, что изображено на доске с помощью вопросов задаваемых классу, на которые можно ответить «да» или «нет». Количество вопросов было ограничено (пять вопросов), чем раньше догадался отвечающий, тем лучше. Эту игру я выбрала, чтобы дети повторили характеристики определённой игрушки, были внимательны, обогатили свой словарный запас. Дильназ, задав пять вопросов, не смогла определить загаданную игрушку, мы ей дали еще две попытки, после чего
она справилась с заданием. Әди потребовался ещё один дополнительный вопрос. А Артур сразу угадал игрушку.
– Это мягкая игрушка
– Да.
– Это – медвежонок. Таков был краткий диалог.
Затем на этом же уроке дети «превращались» в игрушки (ролевая игра). Например, Алихан от имени игрушки рассказал о себе, просил беречь себя, сказал каким хотел бы видеть ребёнка, который с ним играет. Камилла и Диана нарисовали игрушку, в роли которой выступала одна из этих девочек. Это задание выполняли в парах, для подготовки и самопрезентации было отведенно время. На третьем уроке играли в игру «Алиби» . В начале игры была создана ситуация: два участника первой группы отправились в магазин покупать одежду. Это были Жанна и Гульназ. (За дверью они совещались). Через определённое время задача второй группы была доказать, что дети не были вместе в магазине. Для этого они засыпали детей, строивших алиби друг другу, разными вопросами. (Когда ходили в магазин? Зачем туда ходили? Что купили? Понравилась ли такая одежда?...) Третья группа фиксировала ответы учеников первой группы. По правилам игры сначала отвечал один ученик (Гульназ), второй ученик не слышал ответы, так как находился за дверью. Затем те же самые вопросы были заданы ему
(Жанне). Вначале ответы совпадали, в какой-то момент пошли несоответствия, в этот момент игра прекращалась, констатировался факт, что дети не были вместе. Во время игры дети вели себя непринуждённо, с интересом задавали вопросы, были внимательны к поставленным вопросам, ведь от этого зависел ход игры. Некоторые усложненные вопросы задавала я, например: «Какой фасон одежды понравился Жанне? Почему?» Затем дети, повторяя за мной, стремились задать такой вопрос, который быстрее выведет детей «на чистую воду». Таким образом, прежде чем поставить вопрос, они его анализировали. Они уже тогда предполагали каков будет ответ. На этом же уроке вопросы дети писали и складывали в виде записок в
шапки, которых было три. В первую – вопросы для проверки знания текста, во вторую – вопросы для проверки грамматической темы, в третью – вопросы на которую дети затруднялись отвечать. Затем сообща мы ответили на все эти вопросы. На последнем уроке серии последовательных уроков
учащиеся играли в ролевую игру «Рекламодатель ». Они рекламировали вещи. 1-группа –учебные принадлежности, 2-одежду, 3-игрушки.
Моим детям очень понравилось вступать в дискуссию, надев шляпы определённых цветов. Поэтому я на каждом уроке на стадии «осмысления » использовала приём «6 шляп». На втором уроке мои дети рассуждали об игрушках. Марина была в белой шляпе. Она сказала, что это кубики. Саша, стоящий в синей шляпе, спросил для чего они нужны. Марина ответила для чего. Жанна, которая была в жёлтой шляпе, хвалила кубики. Равиль, стоящий в чёрной шляпе, выложил негативные качества этой игрушки (есть углы - можно пораниться; вечно валяются под ногами;.. ). Саша захотел узнать какими они бывают. Марина ответила – деревянными, пластмассовыми. Наргиз в красной шляпе высказала свои догадки по поводу кубиков. А Артур, который был в зелёной шляпе, предложил креативное применение кубикам.
Этот приём «шести шляп» позволил произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. На каждом уроке,
на стадии «осмысления», мои ученики поддерживали активность, созданную во время стадии «вызова».
Стадия «рефлексия» - коммуникационная. На этой стадии мы с учениками суммировали и систематизировали новую информацию, давали оценку новой информации, ответы на поставленные вопросы в стадии «вызова», формулировали новые вопросы. Приведу пример рефлексии, проведённой на третьем уроке. Во время рефлексии учащиеся вернулись к первоначальным записям - предположениям, внесли изменения, дополнения на основе изученной информации.
Я стимулировала рефлексию с помощью вопросов, диалога. Высказывала своё мнение по поводу происходящего на занятиях. Проводила диагностику, корректировку и систематизацию знаний учащихся. Во время рефлексии выявила, что у меня есть один ученик, который умеет ставить только простые вопросы. Два ученика, которые ставят простые и обобщающие вопросы. А остальные не затрудняются ставить вопросы разного типа. Большинство учеников умеют систематизировать, работать с новой информацией самостоятельно. Двум ученикам почти всегда
требовалась помощь группы. Мои ученики умеют применять навыки критического мышления в различных жизненных ситуациях, умеют проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности других. Для себя я выявила интересный факт, что шесть моих учеников - Тогжан, Амина, Жанна, Наргиз, Артур, Камилла очень хорошо логически мыслят, умеют без труда обобщать, анализировать, умеют устанавливать причинно-следственные связи. А вот для двоих учеников Данилу и Дильназ, такую работы выполнять сложно.
На уроках важно не давать учащимся готовые знания, а учить добывать знания самостоятельно, учить мыслить критически, тогда дети обязательно получат устойчивые знания. При этом учителю надо готовиться усиленно, так как только грамотно составленные, интересные задания вызывают желание думать. Если я буду мотивировать детей думать критически, то мои ученики научатся решать трудные задачи, смогут в будущем принимать правильные решения.

Использованная литература:
1. Руководство для учителя, 2012 год/
Категория: Творческая мастерская | Добавил: vbkfz (2014-12-21) | Автор: Ержанова Гульнар Кабеновна E
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru