Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Г.Петропавловск СКО ГККП я/с «Айголек» учитель ИЗО: Иванищева Р.В. Проект по изобразительной деятельности «Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста» Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Тема проекта: «Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста» Цель проекта: познакомить детей с пейзажной живописью, с разновидностями пейзажей, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость от творческой деятельности. Объект исследования: творчество великих мастеров, наблюдение за изменениями в природе. Предмет исследования: творческая деятельность. Продукт: Вернисаж (выставка детских работ). Интеграция: музыка, чтение художественной литературы, познание. Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Оно осуществляется через следующие задачи: 1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи. 2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ природы, используя соответствующий изобразительные материалы. 3. Развивать творческие способности, эстетический вкус. 4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству. Гипотеза: Предполагается, что знакомство с репродукциями пейзажей великих художников и принципами построения пейзажной композиции будет способсвовать формированию и развитию творческой личности. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста; руководитель изо студии; музыкальный руководитель; воспитатели; родители. Сроки реализации: сентябрь-июнь. Актуальность. Тема - «Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста» - очень актуальна, так как проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящие время. Введение Один из самых эмоциональных жанров в изобразительном искусстве – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями. Детское творчество основано на подражании, копировании действий педагога, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать креативное мышление, целенаправленность и творчество. Детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Рисование для ребенка - своеобразная форма самовыражения и познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания и вкуса детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, применять в своих работах многообразие цветов красок и их оттенков. Пейзажная живопись дает простор детской фантазии и возможность самовыражения. 1 этап. Что же такое пейзаж, пейзажная живопись? Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы. Пейзаж (фр.рaysage– местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени. Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа, как бы вновь сотворенная, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворенна чувством художника. Создавая художественные образы, живопись использует цвет, колорит и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, воздушную перспективу. Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: • первозданный природный пейзаж (поле, луг, река, озеро); • лесной пейзаж, • морской; • горный; • космический; • сельский ; • городской пейзаж; • индустриальный (конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы); • исторический (изображение какой-либо местности в определенную эпоху), • сказочный, фантастический. Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает нам о знакомых и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит в свое видение, создает поэтический образ природы. И.Левитан, К.Коровин, И.Шишкин - внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека, раскрыли многообразие цветовой палитры на своих полотнах. Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение, линия разграничивает пространство листа бумаги либо холста, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. А цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение , ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. 2 этап Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста, это: 1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия, тематика картин обязательно должна быть интересна детям, соответствовать их возрасту. 2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. 3. Яркая выраженность эмоционального состояния. 4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм). Педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок. Каждый возрастной период имеет свои особенности. Впервые обучение пейзажному рисованию начинают в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи. Момент восприятия картины - это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту и картины, как некого символа, посланного человеку автором. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз. Эстетическое восприятие дошкольниками художественных произведений, в том числе и пейзажей, также имеет свои особенности: • Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. • Дети дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом. • Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют. • В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни. Психологи рассматривают эстетическое восприятие живописи детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку. Таким образом, сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими. 3 этап Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становится таковым. Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности. Поэтому содержание детского рисунка почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становится сюжетным. Сначала у ребенка не возникает такая необходимость, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей. Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа. Без передачи главного трудно понять содержание рисунка. Однако этому умению ребенка надо научить. При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит. Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога. Распределение деятельности по проекту «Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста» Направления работы Взаимодействие с детьми воспитателем музыкальным руководителем родителями Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми Формы работы Специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество. Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин) Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала. Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок - передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество. 4 этап Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ««Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета». Название мини проекта Формы работы Содержание работы «Осенние мелодии». Наблюдения на прогулках. Экскурсия в сквер. Труд в природе. Игровая деятельность. Знакомство художественной литературой. Знакомство с искусством Детское художественное творчество. Художественный труд. Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе. Цель. Учить узнавать и называть приметы осени. Учить видеть красоту осенней природы,рассматривая деревья и кустарники восеннем убранстве. Сбор природного материала; подготовкаматериала к работе. Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность. Дидактические, игры: «Подбери краски для художника». Цель. Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины. «Собери пейзаж». Цель. Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа. Разучивание стихотворений об осени: В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина...», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов « Осень в лесу». Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения. Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Туман» И. Остроухов «Золотая осень», И.Репин «Осень», М.В.Нестеров, И. Бродский «Осенние листья». Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками. Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Листопад», «Поздняя осень». Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит. Аппликацияиз осенних листьев: гербарий - гороскоп «Знаки зодиака». Цель.Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. Интегрированное занятие: «Вальс осенних листьев» Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве. Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника». Цель.Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество. Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина «Времена года - осень», «На лесной опушке». Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других. Зимние напевы. Ежедневные наблюдения за погодой. Экскурсия в сквер. Знакомство с художественной литературой. Игровая деятельность. Знакомство с искусством Детское художественное творчество. Художественный труд. Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом. Рассматривание зимних пейзажей. Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе. Разучивание стихотворений: А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима - аукает», И. Суриков «Белый снег пушистый». Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег». Цель.Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе. Проведение дидактических игр: «Художники реставраторы». Цель.Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу. «Вижу - дорисовываю» Цель.Развивать у детей творческое воображение. Рассматривание картин: И.Левитан «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег». Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. Рисование на темы: «Зима»; «Какая она, зимушка - зима?»; Лепка «Зимний денек». Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь». Цель. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы. Интегрированное занятие «Какая она зима?» Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений. Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация). Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима». Весенняя трель Ежедневные наблюдения за погодой. Экскурсия в сквер. Знакомство с художественной литературой. Игровая деятельность. Знакомство с искусством. Игровая деятельность. знакомство с искусством. Детское художественное творчество. Художественный труд. Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна. Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев. Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны. Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет...»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна». Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны». Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе. Игра «Галерея картин» Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление. Игра «Найди картину по эскизу». Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе. Рассматривание картин: А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; И.И.Левитан «Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум». Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи. Игра « Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор. Игра «Что лишнее». Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров. Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг». Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности. Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета». Лепка: «Цветущий луг». Развлечение «Лето, ах лето!». Цель.Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом. Коллаж на тему «Времена года - лето». Заключение В течение года мы наблюдали все изменения в природе, сравнивая натуру с произведениями великих мастеров: характерные признаки, особенности цвета, формы, колорита. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в своем творчестве.В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя. Приложение: Репродукции : Р.В.Иванищева «Айгөлек» б/бақшасы Ұйымдастырылған іс-әрекеттің технологиялық картасы Білім беру саласы: творчество, социум. Бөлім: знакомство с творчеством художников Тақырыбы: Рассматривание репродукций картин художников Мақсаты: Б.О.Познакомить детей с творчеством русских художников, научить составлять описательные рассказы, глядя на репродукции картин. Д.Р. Развивать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость при созерцании художественного произведения. Закрепить понятие пейзаж. Т.В. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства, любовь к прекрасному. Көрнекіліктер: репродукции ИЛевитана, И.Репина Сөздік: осенний пейзаж, колорит Билингвальді компонент: табиғат, күз,сүрет Әрекет кезеңдері Этапы деятельности Әдістері (методы и приемы) Средства реализации Мұғалімнің іс-әрекеті Действия педагога Балалардың іс-әрекеті Действия детей Мотивациялық қозғаушы Мотивационно – побудительный Круг приветствия Стихотворение Беседа Арайлап таң атты, Алтын сәуле таратты. Жайнай түсті даламыз, Жарқырайды күніміз Если видишь на картине Нарисована река, Илиель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется.. - Ребята, мы с вами наблюдали, как красивы пейзажи, как изменяется цвет неба, деревьев, травы в различное время суток, как изменяется цвет листвы в определенное время года. А сейчас какое время года? давайте посмотрим, как рассказали об этом времени года художники. Дети проговаривают слова, стоя в кругу Дети слушают и завершают строки стихотворения Ответы детей Іздену ұйымдастырушысы Организованно – поисковый Рассматривание муляжа Работа с натурой Показ на доске стихотворение В.Миронович С.Дрожжин Детям поочередно предлагается рассмотреть репродукции картин 1. И.Левитан “Золотая осень”. Художника восхитил осенний лес, на переднем плане картины колышатся на ветру стройные березки, шелестя своей золотистой листвой. В центре картины – река. На дальнем плане – лес превращается в узкую полоску, создавая ощущение бесконечности, бескрайности. Можно увидеть яркие, сочные краски осени. Небо освещено солнцем. От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преображенного золотом листвы. 2 . картина И.Репина “Осень”. Посмотрите на нее. Этот пейзаж не похож на тот, который мы только что с вами видели. Что вы видите на этом полотне, какие краски осени?Интересно выстроена художником композиция картины. Высокие деревья, дорога. Удивительно яркие нарядные краски создают настроение светлой печали и восхищения красотой этого времени года. 2.Послушайте какую погоду описывает поэт В.Миронович, какой он видит осень: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Стали голыми леса, Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. С.Дрожжин Догорает лес зарею Ярко пышут небеса, А вдали туманной мглою Одеваются леса. О каком времени суток идет речь? Какие оттенки поэт описывает в своем стихотворении. Что вы чувствуете, послушав это стихотворение? Расскажите. Вот, оказывается, каким может быть осенний пейзаж. Рассматривают репродукци И.Левитан “Золотая осень”. рассматривают и описывают репродукцию картины И.Репина «Осень» Слушают и анализируют стихотворения Рефлексивті-коррекциялаушы Рефлексивно – коррегирующий Анализ работ • Какая это картина? К какому жанру живописи относится? • Кто автор репродукций этих картин? • Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое настроение? • Представьте, что вы вошли в картину. Что бы вам хотелось сделать? Варианты ответов детей Звонкая–звучная– тихая; Просторная–тесная; Тревожная–беспокойная–спокойная; Радостная–унылая (грустная); Легкая–тяжелая; Теплая – холодная. Р.В.Иванищева «Айгөлек» б/бақшасы Ұйымдастырылған іс-әрекеттің технологиялық картасы Білім беру саласы: творчество, социум. Бөлім: рисование Тақырыбы: «Қыс» - «Зима» Мақсаты: Б. О.Научить заполнять все пространство листа бумаги, использовать холодную гамму красок, работать по предварительно смоченой бумаге, выполнять равномерную заливку акварелью. Закрепить понятие пейзаж. Д. Р.Развивать фантазию, навыки работы красками. Т. В.Воспитывать любовь к природе и бережно относиться к ней. Көрнекіліктер: акварель, вода, кисточка, альбом, репродукции зимних пейзажей Сөздік: живопись по сырому, заливка Билингвальді компонент: қыс,көк,көгілдір, күлгін Әрекет кезеңдері Этапы деятельности Әдістері (методы и приемы) Средства реализации Мұғалімнің іс-әрекеті Действия педагога Балалардың іс-әрекеті Действия детей Мотивациялық қозғаушы Мотивационно – побудительный Круг радости Стихотворение Беседа Здравствуй, детский сад веселый, Очень я тебя люблю! Здравствуйте, мои друзья! Очень рад вас видеть я! Послушайте стихотворение: Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется.. - Ребята, мы с вами наблюдали, как красивы пейзажи, как изменяется цвет неба, деревьев, травы в различное время суток, как изменяется цвет листвы в определенное время года. А сейчас какое время года? Какие особенности характерны для этого времени года? давайте посмотрим, как рассказали об этом времени года художники. Дети проговаривают слова, стоя в кругу Слушают стихотворение и завершают строки стих. Ответы детей Іздену ұйымдастырушысы Организованно – поисковый Созерцание пейзажей: Алексей Саврасов «Зима» Борис Кустодиев «Масленица» Архип Куинджи «Формула бытия» Нагядный показ Практическая часть Ребята какие средства использует художник, чтобы передать то или иное настроение, состояние природы, погоду характерную для определенного времени года? Давайте, чтобы разобраться рассмотрим репродукции некоторых русских художников-пейзажистов, а затем опишите их: Алексей Саврасов «Зима» Борис Кустодиев «Масленица» Архип Куинджи «Формула бытия» Обратите внимание какой цвет доминирует в зимних пейзажах? К какой гамме красок мы можем отнести эти цвета? С чего нужно начинать рис. пейзаж: 1.разместить формат листа (по вертикали или по горизонтали,) 2.наметить линию горизонта(легкой линией), 3.выполняем заливку(акварелью) в основном холодной гаммой красок прокрываем плоскость неба, затем плоскость земли-снежные равнины(равномерно, сверху вниз, слева направо, мазок плавно перетикает в последующий) 4. просушить 5.методом «тычка» жесткой, сухой кистью наметить заснеженные деревья, сугробы 6.тонкой кистью прорисовать стволы и ветки Пальчиковая разминка У тебя есть две руки, Есть и 10 пальчиков. Будут пальчики трудиться, Не пристало им лениться. Дети рассматривают репродукции Описывают работы художников Ответы детей Цвет, линию, композицию синий, голубой, фиолетовый к холодной гамме красок дети выстраивают план изображения пейзажа Выполняют пальчиковую разминку Самостоятельная работа Рефлексивті-коррекциялаушы Рефлексивно – коррегирующий Анализ Вернисаж Вывешивание работ на стенде. Кому на ваше усмотрение лучше удалось передать настроение и признаки зимей природы, назовите и покажите на своей работе их? С работами каких художников вы сегодня познакомились? Какую гамму красок вы применили в своей работе? В какой технике вы писали свой пейзаж? Дети размещают свои работы на стенде. Ответы детей Список литературы: 1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М., 2001 2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. – М., 2002 3. Гомозова С.А. Использование художественного слова// Дошкольное воспитание. - 1980. №3. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,2001 5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000 6. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М., 1996 7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1990 8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М., 1985 9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1981 10. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1985 11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 2006 12. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – С.-П., 2000 Фотоотчет | |
Просмотров: 3306 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|