Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Технология педагогических мастерских. Нургалиева К.И., воспитатель ГККП я/с «Айголек», г. Петропавловск Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских. Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию путём самостоятельного или коллективного открытия. Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к постановке множества вопросов. Затем идёт индивидуально - коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Принципы построения педагогической мастерской. 1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. 2. Равенство всех, включая мастера. 3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности. 4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. 5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. 6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс. Алгоритм построения педагогической мастерской. Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [31, с.284]: 1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3. «Социоконструкция» -- построение этих элементов группой. 4. «Социализация» -- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5. «Афиширование» -- вывешивание «произведений» -- работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними -- все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик). 6. «Разрыв» -- внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7. «Рефлексия» -- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена детям в тот момент, когда в ней возникает необходимость Для развития личности ребёнка, формирования критического мышления использована педагогическая мастерская. Мастерская даёт простор творчеству и фантазии ребёнка, учит принимать, искать новые пути, выбирать из множества вариантов один, необязательно правильный (с точки зрения воспитателя). Схема мастерской: догадка – гипотеза – знание. Догадка – важнейший компонент этой цепочки: она затрагивает мотивационную сферу ребёнка, привлекает имеющиеся знания, позволяет почувствовать собственную значимость. Первый этап - это побуждению к действию. Таким побуждением стали загадки и появление на доске картинки с изображением животных (лев и мышь). У детей сразу же возникают вопросы. А почему мышь рядом со львом? Как связаны между собой эти картинки? …Эта неожиданность вызвала множество вопросов, личную заинтересованность каждого. На втором этапе мастерской – «деконструкция» работаем со словом. Дети с удовольствием рассказывают то, что они знают об этих животных, затем в группах подбирают слова, характеризующие животных. Каждая группа представляет результаты своей работы. На этапе «социализации» происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Дальше объявляется тема. После чтения 1 части предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни. На этапе «афиширование» дети представляют свои версии продолжения басни. И как логическое завершение этап «рефлексия». Перед воспитателем стояли задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе с детьми и дать почувствовать каждому ребёнку, пусть даже маленький шаг вперёд. Тема: Л.Н.Толстой. Басня «Лев и мышь» Задачи: Формирование навыков слушания; умения ставить вопросы; активизация словарного запаса, расширение лексического опыта; Развитие творческого воображения, творческой активности: развитие смысловой догадки; Воспитание умения выслушивать другое мнение. Воспитание дружелюбия, взаимопомощи. Билингвальный компонент: арыстан, тышқан Оборудование: картинки льва и мыши. Технология: педагогическая мастерская. Алгоритм ОУД (подготовительная группа) Индукция. а) - Догадайтесь, о каком из животных я расскажу? Этот зверь относится к кошкам. Все животные любознательные, но это животное по любопытству можно сравнить с человеком. Иногда они, как люди, даже рот разевают от удивленья и любопытства. Исключительно добродушное животное. Сытым никогда не нападает. Простодушный силач великодушен и никого не боится. Царь зверей. (лев) б)- Отгадайте загадку: На даче их полно, не счесть… В саду и даже дома есть. Смешные бусинками глазки, Как будто к нам пришла из сказки. Панически боится кошек, Большой любитель хлебных крошек. Вокруг темно, но ты не спишь - Шуршит за тонкой стенкой …(мышь) На доске картинки с изображением льва и мыши. Деконструкция. Рассматривание картинок(лев и мышка). Дети рассказывают, что они знают о животных. Задание: Составить каждой группе слова – признаки, характеризующие этих животных. ЛЕВ МЫШЬ Большой маленькая Сильный шустрая Хищный юркая Ловкий серенькая Крупный полевая Быстрый домовая Добродушный любопытная Умный… прожорливая… Социализация. Соотносят свою деятельность с деятельностью остальных. - Сегодня мы будем читать басню Л.Н. Толстого «Лев и Мышь». - Какие по этому поводу вы хотите мне задать вопросы? На эти вопросы я отвечать не буду, надеюсь, что мы вместе сможем найти на них ответы. Читать басню будем по частям, с остановками. Предлагаю послушать 1 часть текста. Чтение 1 части басни. Появляются новые вопросы. А что же будет дальше? Предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни. Реконструкция. Работа самостоятельно В паре В группе. Афиширование. Дети от группы представляют свои версии продолжения басни. - А как у автора? Чтение авторской концовки басни. - Совпали ли ваши предположения? Разрыв. Задание: Прочитать внимательно пословицы. Выберите подходящую пословицу, которой можно озаглавить басню. Высказывания своих точек зрения. Сам с воробья, а сердце с кошку. Делай добро и жди добра. Добро не умрёт, а зло пропадет. Рефлексия. Продолжите предложения: 1) Мне понравилось... 2) Я запомнил(а)... 3) Я понял(а)... 4) Меня удивило.. Басня Лев и Мышь. Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро. Литература: 1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 СПбГУПМ, 2000. 2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. 2000. 3. Белова Н.И. Педагогические мастерские. Теория и практика. -СПб. 1998. | |
Просмотров: 2654 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|