Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Речь, по всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения в процессе которого, она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связанно с формированием мышления и воображения ребенка. „Литературная гостиная“ является тем необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Она открывает детям дверь в красоту духовности. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связано высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Одна из основных задач интеллектуального развития ребенка является развитие речи. Важную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии детей этого возраста играет чтение доступных детям произведений, рассказывание им сказок, других произведений (поговорок, загадок, пословиц, песенок), заучивание детьми стихотворений наизусть. Правильно и четко организовать работу по развитию речи детей в условиях организационных занятий возможно лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей. Это помогает педагогу правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корректировка занятия в группе. Выборочное обследование речи детей в своей группе дают возможности контролировать усвоение детьми материалов, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов: дидактических игр, упражнений. Систематическая диагностика по усвоению материала имеет важное значение и для установления преемственности между детсадом и школой. Обследование речи детей осуществляется мною на контрольно – проверочных занятиях, я выясняю, как дети овладели тем или иным материалом. Специфика работы в условиях комплекса «Школа – детский сад «Таңшолпан» ставит в необходимость усиление внимания речевого развития детей. Для решения этой задачи я разработала «Книжная шкатулка», которая состоит из серии занятий по художественной литературе и развитию речи. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания. Она оказывает большие влияние на развитие речи и обогащение речи. Круг проблем, обусловленных современным состоянием развития дошкольного образования, дискуссионный характер позиций в понимании преемственности детского сада и начальной школы ставит дошкольное учреждение, а значит и нас, воспитателей, в необходимость осторожного и обоснованного подхода к содержанию и организации образования дошкольника, разработки и использования новых подходов, развивающих обучающих технологий. Базисными определены следующие критерии развития ребенка: самостоятельность – способность решать разного рода жизненные задачи без посторонней помощи; при этом ребенок имеет право на ошибку и грамотное отношение к ней взрослого. Уровень самостоятельности - показатель осведомленности ребенка. активность – в дошкольном возрасте это проявление любознательности и пытливости ума. произвольность – управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами. Она проявляется, когда обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными, появляется осознанная и желанная цель и необходимость преодоления трудности для ее достижения. креативность – способность к творческому решению проблем, вариативность и гибкость мышления, высокий уровень развития памяти и воображения. свобода – осознание необходимого правильного выбора, предвидение последствий своих действий и поступков, понимания меры допустимого, ответственность за свои действия. Разрешено все кроме 4 табу: 1) не навреди физически и духовно другому человеку; 2) не навреди себе; 3) не навреди вещам, сделанным другими людьми; 4) не навреди окружающей природе. компетентность – комплексная характеристика личности, гармоничное сочетание «хочу» и «могу», умение находить необходимую информацию и, владея определенными знаниями, умениями, навыками, располагать способами их применения в самых разнообразных ситуациях. Считаю, что только полноценное развитие всех составляющих личности помогают ребенку-дошкольнику легко адаптироваться и самоорганизовываться в новых школьных условиях. Мое глубокое убеждение: ребенок учится тогда, когда во-первых, он просто живет интересной, насыщенной значимыми событиями жизни и, во-вторых, когда сам учит другого. Поэтому необходимыми условиями при организации обучения ребенка с целью его полноценного развития как личности широко использую: мотивацию детской деятельности; работу с источниками информации; организацию ситуации выбора; практическое применение знаний в новых ситуациях; расширение зоны ближайшего развития – обеспечение радости открытия; разноуровневые задания; организацию микрогруппового взаимодействия; сочетание индивидуальных и дифференцированных заданий организацию взаимообучения; работу с детьми продвинутого уровня развития; моделирование образовательного процесса (работу со схемами и алгоритмами); организацию диалогового развивающего общения; развитие способности самоорганизации в продуктивных видах деятельности; обеспечение ситуации успеха; развитие адекватной самооценки; Любая педагогическая технология, как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Поэтому при разработке оптимальной модели дидактической системы следует иметь в виду следующие аспекты: Развивая речь детей я развиваю их интеллектуальные способности, умение устанавливать при общении, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы, определять новый преобладающий тип общения. Технология организации занятий «Литературная серпантин» построена на динамической особенности памяти ребенка-дошкольника – реминисценции – отсроченного воспроизведения того, что первоначально не воспроизводилось. После внутренней переработки информации, спустя некоторое время, происходит улучшение воспроизведения материала как речевого, так и зрительных образов. Вторая часть «Литературного серпантина»: занятие по развитию речи. Занятие проводим в двух вариантах. I вариант В первой части проводится работа по формированию связной речи, мотивированные предыдущем занятием – художественная литература. Во второй части занятия решаются задачи грамматического строя речи, обогащение словаря, формируется звуковая культура речи в форме игровых заданий и упражнений, подобранных по принципу тематического единства. II вариант В первой части проводится серия игр и игровых упражнений, подготавливающих детей к реализации задуманного вида связной речи. Вторая часть занятия основная - пересказ или творческое рассказывание. Предметом обсуждения является прочитанное в I части «Литературного серпантина» произведение и его персонажи. Занятия реализуются в форме микрогруппового взаимодействия. Разноуровневые задания подбираются с учетом знаний реальных возможностей детей и с целью расширения зоны их ближайшего развития. Особое внимание уделяется работе с детьми продвинутого уровня развития. Они являются как бы открывателем способов познания и которые в последствии используются по принципу взаимообучения. На протяжении всего занятия дети работают со схемами, отражающие характер предлагаемых заданий. Анализ выполнения каждого из них в конце занятия формирует адекватную самооценку речевых успехов и выявляет перспективу роста. Большую роль в достижении целей занятия играет наглядность. Значительным подспорьем является учебно-методический комплекс предшколы, который мы успешно используем. Избегая прямых инструкций и готового образца взрослого в процессе предварительной работы помогаем ребенку определиться в выборе варианта рассказа и сюжетной линии будущего рассказа. Это позволяет уйти от однотипности детских рассказов, значительно обогатить эмоциональный и чувственный облик детского рассказа, предвосхитить ситуацию успеха всего занятия в целом. При этом основной акцент ставится не на развитие памяти. Мы развитие творческое воображения и эмоциональное переживание. Осуществление дифференцированного обучения невозможно без глубокого знания и учета индивидуально-психологических особенностей ребенка. В течение учебного года провожу диагностические срезы в три этапа: стартовую диагностику, в начале учебного года; контрольную диагностику, в середине учебного года; итоговую диагностику, в конце учебного года. Это помогает отследить динамику развития ребенка, своевременно осуществить коррекционную работу с ним и получить ожидаемый результат. | |
Просмотров: 1486 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|