Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Урок изучения нового материала. Русский язык УМК: система Л.В. Занкова Класс: 2-ой Тема: Род имён существительных Цель: формирование понятия о роде имен существительных, упражнение в распознавании рода имен существительных Задачи: 1) Дать учащимся представление о роде имён существительных. 2) Формировать умения распознавать род имён существительных ( по значению, окончанию) 3) Обогатить словарный запас учащихся. 4) Развивать фонематический слух, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Тест. 1. Что такое имя существительное? А) часть слова б) член предложения в) часть речи 2. Что обозначает имя существительное? А) признак предмета б) предмет в) действие предмета 3. На какие вопросы отвечает имя существительное ? А) Как? Откуда? Где? Б) Кто? Что? В) Что делает? Что сделает? 4. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос ….. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос ….. 5. Имена собственные пишутся с ………. буквы. Имена существительные нарицательные пишутся с ………………….. буквы. 6. Имена существительные изменяются по ………………… Взаимопроверка. 3. Минутка чистописания. - Определите, какую букву мы будем писать? Хлеб, зуб, дуб, столб, гриб. ( на доске) - Прочитайте слова, определите какую букву мы будем писать? (Букву б) -Что объединяет эти слова между собой? (Это существительные, неодушевлённые, единственного числа, имеют одну и ту же орфограмму «букву для обозначения парных согласных в конце слова») бе ба 4.Словарная работа. Баран, медведь, верблюд, скворец, корова, индюк, воробей, грач, собака, жеребенок, снегирь. Слайд 1 Фронтальная проверка. - На какие группы можно распределить эти слова? ( ответы детей) Введение нового словарного слова молоко. ( ассоциация корова) 5.Знакомство с новой темой . Создание проблемной ситуации. - На какие 3 группы можно распределить эти слова? - Вы узнаете прочитав правило на стр. 138. - Работа с учебником. 1). Знакомство с правилом (С.138) (чтение) - Это второй грамматический признак имён существительных. - Какая тема нашего урока? (Род имён существительных) Слайд 2 - Род имён существительных - постоянный признак. Грамматическая сказка. - Сейчас я вам прочту сказку. Как у слов – существительных род появился? Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стол и стул, дом, мир и т.д.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.) Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного. Женский род запомню я И скажу: «Она моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он мой». Средний род – оно, моё! Это правило – твоё! Слайд 3,4,5 6.Самостоятельная работа – упр. 365 Взаимопроверка. Физминутка. (В форме игры я называю слова - если оно мужского рода поднимают руки вверх, если женского рода руки в стороны, если среднего руки перед собой) I. Творческая работа. Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род. сосна - …(насос) кулак - …(кукла) каприз - …(приказ) камыш - …(мышка) коршун - …(шнурок) уклон - …(клоун) (слайд 6) - Как определили род у имен существительных? II. Работа с текстом. Стр. 138 Чтение детьми. - Чем рассмешил тебя рассказ ? Озаглавьте его. - Что показалось веселым и смешным? - Попробуйте пересказать текст, сохраняя все смешное в нем? Разноуровневые задания. 1 уровень: укажи стрелкой род существительных М.р. Окно М.р утро М.р. молоко Ж.р. Вова Ж.р. стол Ж.р. грач С.р каша С.р. ветка С.р. тарелка 2 уровень: выпиши из текста существительные мужского и женского рода. Выдели окончания. 3. уровень : Дополни имена существительные. Проверка. III. Самостоятельная работа. «Подбери пару». отец – дедушка – дядя – бык – брат – мальчик – баран – слайд 8 Что общего в этих словах? (1. Это существительные. 2. Они все мужского рода. 3. Все эти существительные имеют форму единственного числа. 4. Все эти существительные отвечают на вопрос кто? 5. Это одушевлённые существительные.) Выполните задания: 1. Подберите к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и запишите его, например: ученик – ученица. 2. Подчеркните знакомые орфограммы. 3. Назовите слова, которые нельзя переносить. 4. Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. -Как определили род ? IV. Письмо по памяти. Запись на доске: Трудно птицам зимовать. Надо птицам помогать. Слайд 9 - Как мы можем помочь птицам зимой? - Найдите существительное в тексте. - Можем определить род? Почему? V. Подведение итогов. - Что нового узнали об имени существительном? - Как определить род имён существительных? - Для чего это нужно? Резерв. Игра «Накрой на стол» VI. Домашнее задание: упр. 368, правило с 138. Литература: 1.И.В.Щеглова «Уроки русского языка во 2 классе» (из опыта работы), книга для учителя, Москва, 2004 год. 2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс, Москва, ВЛАДОС, 2001 год (библиотека учителя начальной школы). | |
Просмотров: 752 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|