Главная » Статьи » Творческая мастерская |
М.Жұмабаев ауданы «Медвежка орта мектебі» КММ Район М.Жумубаева КГУ «Медвежинская средняя школа» «Музыкальный инструментарий» Орган /интегрированный урок музыки/ Учитель: Бабайко О.В. 5 «б» класс 2014-2015уч. год Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе. (2 четверть «Музыкальный инструментарий») Тема: «Музыкальный инструментарий». Орган. Форма: нетрадиционная — Интегрированный урок музыки, литературы и смежных видов искусств. Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления . Цель и задачи урока: • Развивающие – Продолжить знакомство с историей происхождения музыкальных инструментов (орган) во взаимосвязи музыки, литературы, живописи. • Образовательные – знакомство с тембром инструмента. Развитие тембрового слуха. • Воспитательная - повышение мотивации учебной деятельности. Оформление и оборудование: музыкальный центр, репродукции картин художника М.И.Врубеля, иллюстративный материал с изображением музыкальных инструментов, фрагменты органной музыки И.С Баха(Органная токката и фуга d-moll), Ф.Шуберта (Аве Мария. Пан-флейта) Терминологический словарь: Тембр, Мануал, Педаль План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация и коррекция опорных знаний. 3. Изложение темы нового материала. 4. Проверка усвоения нового материала. 5. Подведение итогов урока. Ход урока: Организационный момент. Готовность учащихся к занятию. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока: «Музыкальные инструменты народов мира». Казахские народные музыкальные инструменты (группа духовых). Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с древними казахскими инструментами ( щипковыми, ударными, духовыми). Сегодня мы продолжим нашу «инструментальную» тему с одним из древнейших музыкальных инструментов семейства клавишных – духовых, органом. Но прежде ответьте на вопросы: 1. Что означает слово «сырнай»? (Словом «сырнай» означали все духовые инструменты у казахов) – саз-сырнай, камыс-сырнай, муиз-сырнай и другие. 2. Из какого материала изготавливают саз-сырнай? (саз-глина), камыс-сырнай? (камыс- камыш), 3. Какой инструмент считают детской забавой? (саз-сырнай) 4. Какие группы составляют основу симфонического оркестра? (струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные). 5. Назовите инструменты группы деревянных духовых. (флейта, гобой, кларнет, фагот). 6. Определить на слух звучание следующих инструментов и назвать инструментальные группы к которым они относятся. (саз-сырнай, жетыген, кобыз, домбра, скрипка, фагот, флейта.) Учитель: Хорошо. С заданием справились. Изложение темы нового материала. ОРГАН, клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Орган имеет свои регистры (наборы труб) и свою клавиатуру (мануал). Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во внутренних помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в принципе все трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично из декоративных труб. Орган – древний инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана. Литература Учитель: А сейчас обратимся к античной литературе и мифологии. Миф - предание, сказание; Легенды и сказания о флейте. Флейта один из немногих инструментов, который возник несколько тысяч лет назад и почти в неизмененном виде существует до сих пор. О запевшем тростнике сложено много народных сказок легенд и песен. Одна из легенд связана с богом Паном, одним из древнейших богов Греции. Пан - в древнегреческой мифологии - божество стад, лесов и полей. Пан козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, родился таким некрасивым, что его собственная мама испугалась вида новорожденного и убежала от него. Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей преградила река. Все ближе топот копыт приближающего Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы - сиринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели - сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу. Вот такая сказка, легенда. Ей четыре тысячи лет. С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по-классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее до сих пор называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои. Паника — слово греческого происхождения, образованное от имени лесного бога Пана ( греки и римляне приписывали происхождение ужаса, навеянного ложной тревогой, богу Пану). Шли века, у органа появился исполнительский пульт — несколько клавиатур, расположенных одна над другой (мануалы), а внизу — огромные клавиши для ног, педали, с помощью которых извлекаются самые низкие звуки. И, конечно, давно забыты камышовые дудочки, трубы у органа — металлические, числом до нескольких тысяч. Звучание органа по силе воздействия на слушателя несравнимо, пожалуй, ни с одним другим инструментом. В средние века на орган обратила внимание церковь. С тех пор в каждом католическом соборе есть орган. Во время богослужения его мощные величественные звуки уносятся под высокие своды готических храмов. Живопись Кроме того, именно древнегреческие мифы являются неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен. Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856, Омск-1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. «Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной. На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Музыка. Иога́нн Себастья́н Бах ( 1685, 1750 Эйзенах ) — великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. Токката (итал. toccata — трогать, толкать) — Токката - Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. Слушание музыки.(Токката ре-минор) Проверка усвоения нового материала.. Задание: Учащиеся читают внимательно текст и выписывают в тетрадь новые термины 1. Тембр – окраска звука 2. Мануал – ручная клавиатура. 3.Педаль – клавиатура для ног. 4. Пан-флейта — многоствольная флейта Работают с тестами и в заключении - музыкальная викторина на закрепление нового музыкального материала. Тесты. Казахские народные инструменты 1.Струнный смычковый музыкальный инструмент 1.скрипка 2.кобыз 3. домбра 2. Двухструнный щипковый музыкальный инструмент 1. кобыз 2. домбра 3.жетыген 3. Казахский древний струнный щипковый инструмент 1. Жетыген 2. гусли 3. домбра 4. Легендарный создатель кобыза 1. Коркыт ата 2.Кетбуга 3.Аль-Фараби 5. Что обозначает слово «сырнай» 1. шипковые инструменты 2. ударные инструменты 3.духовые инструменты 6. Глиняный инструмент в форме птиц, животных служили игрушкой для детей 1.Ускирик 2. камыс сырнай 3.жетыген 7. К какой группе инструментов относится саз-сырнай. 1. струнной 2. духовой 3. ударной 8. Духовой муз.инструмент для подачи сигналов 1. шан кобыз 2. сырнай 3. уран ТЕСТЫ (мифология, живопись, музыка) 1.Сиринга 1. Нимфа 2.Богиня охоты 3.Муза 2.Пан – в древнегреческой мифологии-… 1.Покровитель искусств 2.Бог лесов и полей 3.Бог войны 3.Русский художник, автор картины «Пан» ? 1. Суриков 2. Левитан 3.Врубель 4.Назвать божество стихийных сил природы, наводящий на людей панический страх. 1. Арес 2. Пан 3.Зевс 5.Флейта Пана – это… 1. Многоствольная флейта 2. Свирель 3. Сиринкс 6.Мануал 1.Ручная клавиатура 2.Клавиатура для ног 3.Подставка для нот 7. Педаль 1.Ручная клавиатура 2.Клавиатура для ног 3.Подставка для нот 8.Город, в котором родился И.С.Бах 1. Бонн 2. Эйзенах 3. Берлин | |
Просмотров: 1232 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|