Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Отчёт по 2 уроку из запланированных серии последовательных уроков Для развития у обучающихся умения обучаться преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию .Новое содержание влечёт изменение и в формах преподавания. Прежде всего, изменила учебное пространство кабинета. Ученики входили в класс, видели новую расстановку парт. Они понимали, и сразу готовились к тому, что их ждёт нетрадиционная форма урока. Внутренняя готовность учащихся позволит сократить время для погружения в форму и содержание интерактивного обучения. Тема: «Лягушка путешественница». Цель урока: Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, Любовь и уважение к животному миру. Ключевая идея урока: Способствовать развитию критического мышления учащихся , умению синтезировать информацию и идеи, умению делать выбор в отношении своего обучения и реагировать на доказательства на основе. До начала урока я сгруппировала учебные группы, проводя в игровой форме деление на группы, основываясь при этом не только на их способностях, но и на их индивидуальности. Группы складывались независимо от дружеских симпатий ребят, следовательно, усложнялась задача делового общения, принятия решения. Прежде чем начать урок, провел тренинг «Солнышко и тучка» (солнышко и тучка). Солнышко - символ хорошего настроения, а тучка- символ грустного, плохого настроения. Работаю в этом классе с 1 класса, прекрасно знаю социально-психологическую характеристику данного класса и уровень воспитанности. Я предполагала заранее, какая у них будет реакция на деление по группам. И конечно, услышала досаду, недовольство некоторых учеников, когда они увидели состав групп. Но, включившись в игру, в классе воцарилась доверительная атмосфера, которая сняла психологический барьер между учащимися и учителем, между самими учащимися. Создавая такую благоприятную колаборативную среду, совершенно свободно и непринуждённо рассаживались по своим местам. Прежде чем начинать работать обязательно повторяли правила работы в группе, о том, что надо друг друга слушать, принимать нужную информацию, находить пути решения любой проблемы, и высказываться так, чтобы никого не обидеть. В начале урока необходимо чётко и конкретно поработать над тем, чем учащиеся и ученики будут работать на уроке. Ведь если между ними не будет связи, то никакой урок не получиться, и даже быстрые ученики будут не понимать, что от них хочет учитель И поэтому в первую очередь я подвела детей к тому, чтобы мы они сами определили тему урока, определили цели урока. Составление кластера на краткий пересказ сказки, позволило увидеть, то, что сидит в детях внутри, их мыслительную деятельность, которая проявлялась при погружении в тему урока. Кластер является нелинейной формы мышления, в устной форме были даны рекомендации по его составлению. При работе с кластером, учащиеся сначала затруднялись ,что именно писать, но потом по ходу работы, он всё больше и больше расширялся и расширялся. Но было видно, что не все сразу смогли самостоятельно и обоснованно распределить роли в микрогруппах, хотя это даёт возможность максимальной самоорганизации каждого члена коллектива именно в том качестве, которое ему больше всего соответствует. Следующей работой было опережающее задание на дом дано ученику, составить презентацию по сказке. Для того чтобы дети вспомнили сказку. С этим заданием Тимофей справился очень хорошо, так как детям нравится составлять дома презентации, помогают родители, и отвечают у доски, показывая свою работу при всём классе. . Прослушав их первые совместные работы, я убедилась, что эмоциональный фон урока создан, ученики очень весело и дружно выполняли работы, быстрые всегда помогали медленным, что больше всего меня радовало. Ведь именно через такие формы работ. Мы воспитываем в них коллективизм, и дружбу. На уроках часто использую интерактивную доску, имею достаточную базу электронных материалов. Но теперь поняла, что при внедрении ИКТ для улучшения процессов преподавания нужно продуманно, целесообразно их использовать. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий (рук.169). Таким образом, на этапе актуализации опорных знаний, ученики показали свои начальные знания по данной теме, но их необходимо было расширить. В следующей нашей совместной работе, я применила стратегию критического мышления «Корзина идей». Я раздала учащимся ресурсы, на которых написана фраза «Корзина идей». Эту стратегию я взяла именно на этом этапе урока, для того чтобы проверить насколько учащиеся понимают основную идею сказки. Они написали свои мысли, идей. Тем самым показали, кто насколько понял, о чём говорится в этом произведении. Было очень интересно наблюдать за учащимися. Каждый пытался воспроизвести и написать свои мысли. Если не помнили, советовались с соседом. Я здесь выступала только в роли советчика и направляла. После заполнения «Корзины» дети выходили к доске и читали свои мысли, потом собрав все идеи, мы сделали вывод и нашли основную идею сказки. Для закрепления этой части урока, был дан один тестовый вопрос: 1.Тестирование - Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? а) лягушки не умеют летать; б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным; в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки. Так как это урок литературы, мы всегда должны помнить о том, что читать нужно правильно, выразительно. На партах лежали памятки выразительного чтения. Мы с учениками зачитали эти правила и тем самым вспомнили, как нужно правильно читать. Далее ученики погружаются в активное чтение сказки. Чтение проходит цепочкой, что хорошо практикуется в начальных классах, с целью научить ребёнка следить, не терять мысль и сконцентрировать внимание на читаемом произведении. После прочтения сказки, идёт её разбор. И я думала о том, как бы отойти от традиционных методов т.е. ученики просто отвечают на наводящие вопросы учителя. И здесь я подумала о стратегии критического мышления «толстые и тонкие вопросы» Я раздала учащимся таблицу, которая была разделена на две графы: Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие вопросы» «Толстые вопросы» Где жила лягушка? Дайте три объяснения, почему лягушка решила полететь с утками? О чём мечтала лягушка? - -Почему, вы считаете, что лягушке было интересно? Что придумала, как улететь с утками Что если, бы лягушка не открыла свой рот? Здесь очень хорошо показано, как разобрать произведение, сделать выводы о прочитанном. Ученики работали в паре. Быстрые помогали медленным. Но наблюдая за детьми, я заметила, что Яна сидит и сама делает это задание, не советуясь с соседом. Это заметил мой сильный ученик Тимофей и сделал замечание Яне, что надо работать в паре и помогать друг другу. После этого Яна начала работать в паре. Моя задача как учителя, который контролирует весь учебный процесс, увидеть и вовремя направить ребёнка в правильное русло. И дети справились с этим заданием легко. Данная ситуация показала, что в процессе планирования мне необходимо сделать правильный выбор, который позволит увеличить потенциал всех участников и внести индивидуальный вклад в коллективное решение. Необходимо избегать решений, которые являются непонятными для отдельных категорий детей, не работают над созданием образовательного сообщества, в котором учащиеся могут поддерживать и помогать друг другу: каждый из них должен быть оценен, принят, уважаем. Нужно создавать атмосферу, при которой каждый ребенок является личностью, индивидуальностью, может внести свой неповторимый вклад, учить других и учиться сам. В содержании учебной программы необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся. Конечно же, не все ответы может, были точны, но здесь я увидела самое главное, что дети не молчат, не сидят пассивно, а работают и работают так, что не подвести своих ребят из группы, из пары. Во время работы с этими вопросами, дети рассуждали, обсуждали, приводили примеры, анализировали, отстаивали свою точку зрения, т.е. происходила активизация мыслительной деятельности. После прочитанного делали анализ прочитанного произведения, где перед учениками был поставлен проблемный вопрос: - Докажите, глядя на записанные черты характера лягушки, что именно она была именно такой Была дана фраза «Возвышенная натура» и ученики, работая в группе, высказывали свои мнения и доказывали, что она была именно такой. На этом этапе урока я использовала «Авторский стул», что очень нравится ученикам. Для развития диалогового обучения, было дано задание чтение сказки по ролям. Этот момент очень понравился детям, так как они представили себя в роли этих героев и говорили их словами. Так же нужно было выбрать любой эпизод из сказки и нарисовать этот момент (для медленных), а быстрых нужно было ответить на вопрос: Можно ли считать Лягушку смелой, находчивой, изобретательной, хвастливой? Можно ли поговорку “Хвастовство наказывает” соотнести со сказкой “Лягушка- путешественница”? Докажи Оценивание проходило и суммативное, и формативное: лист оценивания, самооценка, словарь « добрых выражений и слов» типа: « Рада всех вас видеть!», «Вы меня приятно удивили», « Спасибо, за урок». Лидеры групп оценивали ребят на каждом этапе урока. У них на парте лежал оценочный лист с критериями оценивания. И в конце урока они сделали общий итог урока, поставили всем баллы и потом перевели их в оценки. На стадии рефлексии ученики, используя полученные знания, я использовала стратегию: Стратегия ПМИ (Плюс – Минус –Интересно) «Плюс-минус-вопрос» «+» «-» «?» -Увидела много интересных мест. -Показана дружба лягушки и уток -Изобретательность лягушки учит тому, что можно найти выход из любой ситуации -Хвастливая лягушка -Говорит только о том, какая она умная и хорошая. -Прилетят ли утки за своей лягушкой? И если да, то как сложиться потом жизнь лягушки, и если нет Благодаря этой стратегии, я увидела, насколько дети понимают и умеют делать выводы. Находить плюсы и минусы в произведении. Ученики анализировали, и сделали свои выводы. Это говорит о том, что, несмотря на их возраст, они могут правильно мыслить и сказать, то, что от них хочет услышать учитель. Учить их тому, что во всём надо видеть не только плохое и хорошее. И развивая творческое мышление, заставляет их задуматься, а что если было бы по-другому. Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Необходимы новые подходы, новые взгляды, новое понимание ситуации и новые пути её решения. Следовательно, перед нами встаёт задача развития у современных школьников дивергентного мышления. Дивергентное – творческое мышление, альтернативное, отступающее от формальной логики. Задания были построены так, что можно было ученикам допустить существование множества правильных ответов. В моём классе есть ученик Ринат, который на уроках всегда старался отсиживаться, старался спрятаться за спинами других детей. Неохотно отвечал на вопросы учителя. Но на этом уроке этого ребёнка будто подменили. Активно участвовал на всех этапах урока. Это говорит, о том, что, стратегии «Диаграмма Венн», «Кластер», «Корзина идей», которые я применила на этом уроке, вызывают интерес у учащихся, заставляет их включаться в работу непроизвольно, они с интересом в паре, в группе выполняют задания. Ринат стал направляющим в своей группе, говорил, как нужно действовать на этом этапе, что очень меня порадовало. Ребёнок раскрыл все в себе таланты, о которых я даже и не думала. Акцент в работе с одарёнными должен переноситься на развитие дивергентного мышления и коммуникативных навыков. Однако, исходя из накопляемости класса и времени, отведённого на урок, нельзя работать только индивидуально. Поэтому стоит задача: максимально всех привлечь к открытию, поиску истины, вести работу в учебной группе так, чтобы каждый относительно самостоятельно прошёл путь открытия , прочувствовал его, чтобы знания представлялись процессом. Я получила возможность убедиться, что при грамотном построении урока есть немало возможностей для развития одарённости у школьников. Одновременно с этим мы решаем ещё одну проблему усиления внутренней мотивации над внешней у каждого ученика. На данном уроке с помощью приёмов ТРКМ, доступных по форме и средствам воплощения каждый ученик и с высокой, и с средней, и с низкой мотивацией прошёл свой путь открытия, пришёл к своим выводам Уже с первого урока дети через листы оценивания, должны были участвовать в процессе самооценивания. Бауд( 1994) пишет что «обычно процесс самооценки строится на критериях и суждениях других, но всё же принятие решения остаётся в руках самого ученика». Оценить себя объективно они не смогли: ставили в основном завышенные отметки, они противоречили моим наблюдениям. Затем, мы с ребятами, на стадии рефлексии провели тренинг «Пятёрочка» Где ученики на листах обвели свои руки, и на каждом пальчике написали. Каждый пальчик была какая-то позиция Большой палец - для меня это важно и интересно. Указательный палец- мне было трудно Средний палец – для меня было недостаточно Безымянный палец- моё настроение Мизинец- мои предложения Детям было очень интересно, они с интересом начали обводить свою руку, и затем написали свои мысли. Благодаря этому тренингу, я увидела насколько, кто из детей может проанализировать свою работу, сделать вывод. Высказать своё мнение. После этого я провела инструктаж по домашнему заданию. Задания были дифференцированными. Для быстрых: написать эссе, продолжение этой сказки, начать словами : в следующую весну утки вернулись за своей лягушкой…Для медленных: читать сказку, подготовить пересказ Подводя итоги этого урока. Мы с учащимися пришли к такому выводу. Что кто-то силён в то, что может много говорить, кто-то в творческом отношении. Не может Алёна нарисовать так, как рисует Иван. Равиль силён в том, что может придумать несколько вариантов вопроса. И самое главное, что все они работают вместе и дополняют друг другу, помогают. Это первый их шаг к совместному успеху. Я проанализировала два важнейших аспекта, у меня возникли такие Трудности: во-первых, это рассчитать время на выполнение учащимися запланированных заданий, во- вторых, особенности применения индивидуальной и групповой форм работы учащихся на уроках. Оценила эффективность применения каждой из этих форм работы, чтобы не получилось так, что репродуктивные задания учащиеся выполняют группами, а сложные творческие - индивидуально. На перспективу для меня было важно научить детей самостоятельно определять причины успешной и неуспешной работы, видеть пробелы в обучении. Таким образом, интеграция семи модулей на данном уроке убедила меня в том, что она соответствует требованиям государственного стандарта, содействует глубокому пониманию предмета и в большей степени помогает познать ученикам окружающий мир | |
Просмотров: 598 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|