Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Проблемный урок или как выдвигать и отрабатывать гипотезы. Сараева С.М.,учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г.Томск Гипотеза – ( от греч. Hypothesis –основание, предположение) –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто (недосказанная теория). Как правило, гипотеза это не любое, а только обоснованное предположение. Гипотеза является формой познания окружающего мира и способов его преобразования. Гипотеза должна соответствовать теме высказывания, показывать с помощью чего и как можно изменить существующее противоречие. Решение проблемы характеризуется созданием либо вещи, либо нового способа деятельности. Следовательно, и гипотеза может быть либо предположением о компонентах и свойствах объекта, либо предположением о способе деятельности, решающем проблему. Итоговая гипотеза отличается от рабочей тем, что она уже претендует на решение проблемы, на объяснение ранее необъяснимых явлений. От догадки гипотеза отличается уровнем и характером обоснования содержащихся в ней знаний. О гипотезе можно сказать, что она лежит между истиной и ложью. Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное утверждение и на этом прекращает свое существование. Опровергнутая гипотеза становится ложным положением и опять – таки перестает быть гипотезой. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложно-подчиненного предложения с придоточным условия: «Если…., то…», «может быть…», «предположим», «допустим», «возможно, что если…», «чем…, тем…» и т.д. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, использования активизирующих вопросов. Возможно также создание такой ситуации, в которой ученик как бы идет на один – два шага впереди учителя (подготовив логикой своего доказательства какой –либо вывод, учитель отдает право его «открытия» классу). Алгоритм по работе с гипотезой 1.Выдвижение гипотезы. 2.Ее теоретическое обоснование. 3.Экспериментальная проверка гипотезы. Особое значение в проблемном обучении приобретает вариативность гипотез, когда каждая из гипотез предполагает раскрытие сути изучаемого объекта с разных сторон. Этапы познавательной деятельности Способы организации деятельности (вопросы и задания) Анализ проблемной ситуации Цель:осознание того (противоречия), что явилось причиной затруднения 1) Осознание противоречия 2)Вычленение элемента, который вызвал затруднение или удивление. Анализ задания (содержания материала) и способа его выполнения. Что вас удивило? Что вызвало затруднение? В чем затрудняетесь? Что не получается? Что это такое? Что требуется узнать? Что является причиной затруднения? Постановка проблемы 1) Выделение области известного и неизвестного. 2)Локализация неизвестного. 3) Переформу-лировка (конкретизация ) проблемы в ходе анализа - (Вопрос –это логическая форма проблемы.) Последовательная переформулировка вопросов, т.е.развертывание учебной проблемы. Что нам известно для решения задачи? Что неизвестно? Чего не хватает для достижения цели? Какая между ними взаимосвязь? Каков характер неизвестного и его отношение к данному (известному)? Общая форма вопроса. Неясным остается основание постановки вопроса, а область поиска ответа слишком широка. Конкретная форма вопроса. Подчеркивает обе стороны исходного противоречия, но не содержит качественной переработки этих сторон. Конкретно-качественная форма вопроса содержит качественную переработку двух сторон исходного противоречия и предельно локализует область поиска ответа. Появляются усложненные формы вопросов. При этом меняется содержание исходного противоречия Решение учебной проблемы (эвристический путь) 1.Выдвижение первоначальной идеи, т.е. решение известным способом. 2.Составление плана решения (выдвижение предположений (гипотез) возможного подхода к решению задачи). Каждая гипотеза может стать пунктом плана. 3.Проверка предположений (гипотез), выбор правильного решения. 4. Формулирова-ние правила, составление алгоритма способа деятельности. 5. Рефлексия проделанной работы (повторение хода мысли при решении проблемы) Не встречалась ли мне раньше похожая задача? Нельзя ли использовать способ (алгоритм) ее решения? Почему известный способ не дает успеха? Достаточно ли условие (известное) для определения неизвестного? Не следует ли внести дополните-льный компонент, чтобы воспользо-ваться уже известным способом? Нельзя ли иначе (проще) сформулировать задачу? Сопоставление цели, требования задачи и полученного результата Какие признаки нового понятия? Что это? Дайте ему определение. Какие шаги по порядку нужно сделать, чтобы это правило применить? Как возникла проблема и в каком порядке мы ее решали? Какие были ошибки, в чем их суть? Почему они были допущены? Какие неверные гипотезы были? В чем их ошибочность? | |
Просмотров: 1626 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|