Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Работая в начальных классах, я заметила, что изучение языка не всегда вызывает у учащихся интерес. Некоторые дети считают эти уроки скучными и трудными. Нежелание заниматься языком порождает неграмотность. Я проанализировала свои уроки и изучила много методической литературы, после чего пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучению языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво выбирать увлекательный методический материал. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Очень трудно даются детям такие понятия, как «предложение», «слово», «звук», «слог». В этом отношении очень хорошо продуман букварь, где схемы помогают лучше усвоить материал. Но уже во втором полугодии первого года обучения в школе при переходе на изучение учебника «Родное слово» дети начинают терять интерес и испытывать трудности, так как задания становятся более объёмными и однообразными. Поэтому я чаще акцентирую внимание на поэтапном выполнении заданий к упражнениям. Думаю, что нет необходимости доказывать, что надо обогащать словарный запас детей. Для меня это не просто запись новых слов или знакомство со словарными словами, где выделяется орфограмма. Тут помогает ряд определённых упражнений, используемых в разные годы изучения языка: 1) Загадка, где отгадка является новым словом. 2) Рисунок слова. 3) Ребус слова. КА ЖДА ТРА Т ДЕ (канат) (надежда) (трава) 4) Замена фразы, одним словом. Например: Как называется крупный населённый пункт? (город), Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (народ) Тут же даю задание – поставить ударение в слове, разделить на слоги или для переноса. 5) Замени одним словом из четырех букв: приятель - …….(друг) солдат - ……(боец) противник - …. (враг) работа - …..(труд) шагать - …..(идти) 6) замени словосочетание одним словом: храбрый человек -…..(храбрец) богатый человек - ….(богач) сильный человек - ….(силач) весёлый человек - ….(весельчак) Можно дать дополнительное задание: найти родственные слова, повторить правописание существительных мужского. 7) Буквы спрятались: К…р…нд…ш (карандаш), д..ж..рн…й(дежурный), з…м…шк.. (зимушка) и т. д. 8) Поставь ударение, произнеси правильно: Магазин, портфель, дневник, документ, свекла, алфавит, километр. 9) Найди слово в слове: Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса). 10) Подбери слово по схеме. ( на основе состава слова – приставка, корень, суффикс, окончание) 11) Картинный диктант. 12) Найди в предложении новое слово: (из слова берётся буква указанная цифрой ) 3 2 5 3 3 Жук – точильщик лакомится старой корой. (комар) 13) Расшифруй слово: 1 2 3 4 с т р о Составь буквы в следующем порядке и ты узнаешь новые слова. 1 4 3 2 3 4 1 2 2 3 4 1 14) Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов: Большой ключ, а маленький …. (ключик) Большой графин, а маленький ….(графинчик) Большой ручей, а маленький ….(ручеёк) 15) Образование глаголов при помощи приставок: Весной птицы прилетают, а осенью….. На дерево залезают, а с дерева…. В дом входят, а из дома…. 16) Образование прилагательных от имен существительных: Дом из камня - ……. Шляпа из соломы - ………. Шарф из шерсти - ……….. 17) Допиши и определи окончание: Одна сосна, две ……….., пять………….. Один тополь, два……….., пять………… Одно дерево, два…………., пять…………. 18) Переставь буквы и найди слово. Лыкакуни – каникулы, снаве – весна, тяпь – пять, мявре – время, киуро – уроки. 19) Согласуй числительное с прилагательным: Один шар, а пять……….. Один медведь, а пять……….. Одна капла, а пять…………. 20) В каждом столбике найди лишнее слово, выдели орфограммы: тарелка горка щука снегирь помидор карандаш ложка коньки окунь воробей огурец ручка вилка санки рак петух салат краски нож лыжи карась ласточка яблоко кисточка К таким столбикам слов можно дать и другие задания – выпиши словарные слова, разбери «лишние слова» по составу и другие. 21) Угадай слово: ( по схеме) ∩ ^ ; ∩ ^ ; ¬ ∩ ^ ; ∩ ^ ; Дети придумывают слова к различным схемам. 22) Отгадай слово. (книга Марины Дружининой «Отгадай слово») Цветок …….? УГ Р О З А УГРОЗА П + = ПРОЗА Г ГРОЗА Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. Например, провожу картинный диктант. Показываю картины, на которых нарисованы: ворона, собака, корова, картофель, берёза, тетрадь, кровать. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные. Дети еще раз используют эти слова в следующем задании по вариантам. 1 вариант: найдите и запишите существительные 1-го склонения 2 вариант: найдите и запишите существительные 2-го склонения 3 вариант: найдите и запишите существительные 3-го склонения Следующее задание: измените существительные, поставив их в родительном, дательном и предложном падежах, выделите окончания. В результате проведённой работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, , определили склонение имён существительных; повторили падежные окончания существительных трёх склонений. При изучении правописания предлогов использую поэтические строки с демонстрацией пособий и иллюстраций. Предлог «на» Предлоги «с», «за» Слово маленькое «на», С какого дерева упал листок? Без него нам никуда. С дуба лист упал дубовый, На диване дед сидит, С клёна полетел кленовый, На подушке кот сидит, Лист с берёзы закружил, На столе графин с водой, Он берёзовым прослыл. На окне цветок большой. И с рябины лист слетел, На появится тогда, Он хоть мал, но очень смел. На верху предмет когда. Ветер листья подхватил, В хороводе закружил. Кружит хоровод листва Осень в гости к нам пришла. Деревья располагаются веером друг за другом и закрепляются у основания ствола. На кроне деревьев делается прорезь для листа, который крепится на ниточке, для демонстрации падения. Предлоги «по», «под» Из плотной бумаги вырезается изображение божьей коровки и листа, креплённых межу собой нитью в 10 – 15 сантиметров. Божья коровка ползёт по листку: «Я на листке посижу отдохну». Дождик закрапал, закрыл горизонт: «Спрятаться надо под лист, как под зонт» Систематическое использование различных видов работы со словом учит учащихся анализировать каждую орфограмму, повышает грамотность и воспитывает любовь к языку. | |
Просмотров: 626 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|