Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Развитие творческих способностей на кружковых занятиях по ДПИ посредством использования техники войлоковаляния. Автор: Альчедаевская Е. Н. ШСР «Альтер» Учитель ИЗО, черчения и технологии Система образования направлена на подготовку компетентностно развитой личности, свободно ориентирующейся в жизни, умеющей применить свои знания, не только свободно владеть, но и развивать свои навыки, в первую очередь те, которые получены в процессе обучения в школе. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. Такому всестороннему развитию ребенка способствует учебные учреждения, где, на ряду, с урочными занятиями организовывается внеклассная работа, которая и может стать двигателем для зарождения творческой личности. В современном обществе человеку предъявляются высокие требования, что связано с постоянным прогрессом социально-экономических условий и развитием информативности. Та же доступность информации о технологиях декоративно-прикладного искусства дает возможность поиска новых идей, обучения, воплощения их в жизнь. Надо отметить, что на данный момент технологий для применения на кружковых занятиях очень много, все они заслуживают внимания, каждая развивает те или иные навыки творческой деятельности: декупаж, квилинг, бисероплетение, куклы Тильды, декорирование кожей, вышивка лентами - все это только небольшой пласт современного хендмейда. Одним из таких открытий становится возрождение старых традиций в современной «оболочке». Для себя я отметила процесс войлоковаляния («фелтинга»), поскольку он восхитил возможностями, способами работы, огромным творческим потенциалом, а главное является традиционной и не утерянной пока технологией. История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов. Кошмоделие или войлоковаляние - древнейшее занятие скотоводов Центральной Азии и евразийской степи на рубеже 19-20 веков сохраняло практическое значение там, где в культурный ареал входили казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, южные и восточные башкиры. Войлоком покрывали юрты, застилали пол и возвышенные спальные места в кочевых и стационарных жилищах. Изготавливали войлочные переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. Существовали различные способы украшения войлочных изделий. В последнее время войлоковаляние переживает настоящий подъем, что еще раз убеждает, что данными навыками должны обладать и ученицы - это не только овладение навыками мастерства, но и сохранение исторических традиций. Современные процессы сваливания шерсти в плотные структуры дают возможности создания совершенно новых объемных форм, зная некоторые особенности раскладки и способы обработки можно получить необыкновенной красоты предметы. Сегодня этот продукт востребован, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый материал, с ним можно делать что угодно: объемные вещи, украшение тканей, игрушки, бусы, ковры и панно, одежду и обувь. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает творческие способности и фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Разнообразие информации в виде мастер-классов в интернете даст возможность развить полученные на кружковых занятиях умения. Внедряя данную деятельность во внеклассную работу, конечно, сам учитель должен владеть ею, поскольку для обучения необходима практика, чтобы «прочувствовать» материал, также некоторая подготовка инструментов, которые помогут в работе с шерстью. В своей деятельности на кружковой работе я применяю простейшие способы работы с шерстью. Первый этап освоения технологией – это создание картин, здесь возможно использование как сухой шерсти, так и техники «шерстяной акварели», когда на плоской поверхности выкладывается живописный рисунок, а потом создается панно способом мокрого валяния. Нужно отметить, что при создании картин из шерсти необходимо обладать довольно большой палитрой цветов, для наиболее живописной передачи композиции. Второй этап обучения - это создание аксессуаров: в частности начинаем с валяния бусин, поскольку это способ валяния, дающий в начале освоения технологией почувствовать свойства материала, наглядно показать принцип увалки, дать понять на примере как из комочка шерсти получается вполне самостоятельный элемент декора. Эта деятельность вызывает живой интерес учащихся, поскольку за несколько минут своими руками ученицы создают готовый продукт. Третьи этапом освоения техники «фелтинга» по моему опыту следует вводить мокрое валяние цветов, и хотя эта деятельность требует немного больших затрат времени, инструментов и приспособлений, но дает представление о создании объемных предметов. Четвертый этап - работа способом сухого валяния, он требует дополнительных материалов (иглы, подложка), но дает возможность создания объемных скульптур, предметов декора. Сухое валяние - это кропотливая и аккуратная работа, где требуется терпение и усидчивость; замечено так же, что этот способ помогает расслабиться, поскольку сам принцип прокалывание шерсти иглой, звук, создаваемый данным процессом действует успокаивающе. Пятый этап - создание творческих проектов и конкурсных работ, как правило, на этом уровне оказываются ученицы, которые наиболее успешно освоили кошмоваляние и проявили к ней интерес, дополнительно и самостоятельно ее изучают. При овладении навыками данной работы можно отметить большое количество плюсов: • изучение древних традиций казахского народа; • овладения навыками мастерства по созданию полезных и экологически –чистых изделий; • развитие фантазии и творческих способностей; • закрепление знаний по цветоведению; • совершенствование в мастерстве, выбрав наиболее подходящий для себя способ валяния; • развитие терпения, усидчивости, аккуратности в работе; • внушение чувства удовлетворения своей деятельностью и самодостаточности; • развитие навыков исследовательской деятельности. Необходимо отметить, что введение в практику кружковой работы технологии войлоковаляния очень позитивно воспринимается учащимися, поскольку это не только интересный вид деятельности красивый и практичный, позволяющий за короткое время получить результат в виде готового продукта. Литература: 1. Иштвана Видак, фильм «История войлока» венгерского этнографа Иштвана Видака. 2. Калашникова Н.М. Мир войлока. (Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея.) Санкт-Петербур [23 с.]. 3. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2001. 4. Юрта у дороги. Вокруг света. – 1993. - 9 (2636). – Сентябрь. - Рубрика «О странах и народах. | |
Просмотров: 1586 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|