Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Клуб молодых и перспективных. Гапуржанова Яна Усмановна учитель начальных классов школа-гимназия № 51 г. Алматы. Сегодня профессия учителя не пользуется популярностью среди молодежи. И это понятно, отсутствие авторитета в обществе, низкая заработная плата, огромная загруженность и т. д. Тем не менее, есть и среди молодежи энтузиасты-романтики, горящие желанием поделиться своей любовью и жаждой к знаниям с детьми. Именно таким альтруистам хочется помочь. Ещё в советской школе зародилась прекрасная традиция организации школы молодого учителя (ШМУ), которая была хорошим подспорьем для учителей, начинающих свой педагогический путь. В современной школе этот вспомогательный институт сохранен, но, ни для кого не секрет, что зачастую он существует формально. Мне бы хотелось рассказать, как любой коллектив может помочь молодым коллегам. Конечно же, в первую очередь, проявить заинтересованность в омоложении педагогического состава, а главное, в его сохранении, должна администрация учебного заведения. Поскольку, это единственная возможность для педагогического коллектива соответствовать требованиям современного ученика, его желаниям и его надеждам. Молодой интересный специалист из сегодняшней реальности, который будет говорить с нынешним учеником на одном языке – это наилучший проводник между школой, родителями и учащимися. Поэтому необходимо поддерживать выпускников педагогических ВУЗов, которые, не смотря ни на что, приходят в школу. Нужно постараться сделать все, что бы они, не разочаровались в профессии. Это возможно, если рядом есть плечо старшего коллеги, на которое можно опереться. Решение проблемы, с которыми молодым специалистам приходится сталкиваться на практике, порой для них становится не посильной задачей. В этом году к нам в школу пришли восемь молодых учителей. Особенно отрадно, то, что среди них есть два юноши. Наш коллектив пополнился молодыми историками, информатиками, учителями английского языка и начальной школы. Профессиональный потенциал этих ребят мы увидели сразу. Конечно, у всех он разный. Кто-то, в школе оказался случайно, и вряд ли задержится надолго. Но четверо из них, по настоящему, влюблены в профессию, романтики с горящими глазами. Очень перспективные специалисты. А главное, дети приняли их на «Ура!». Было бы очень жаль потерять этих интересных, а в будущем, я уверена, сильных педагогов. Нам не хотелось бы, чтобы работа ШМУ не превратилась в некую сухую поучительную компанию по «тыканью слепых котят носом в лужу». Идея заключалась в том, чтобы сохранить энтузиазм, повысить мотивацию, разнообразить и облегчить процесс адаптации молодых ребят на начальном этапе их педагогической деятельности. Поэтому, сразу было решено изменить сухое сочетание ШМУ на какое-то иное, привлекательное название. Мы решили, что нам нужен скорее клуб молодых и перспективных людей, желающих чему-то научиться и научить других. Вы можете тоже пофантазировать и придумать что-то новое, например «Клуб молодых» или «Клуб «Хочу, могу, умею» и т. п. Главное создать клубную обстановку, атмосферу непринужденного общения, чтобы молодежь не боялась спрашивать, ходить на уроки к старшим коллегам и приглашать на уроки к себе. В первый год работы молодой специалист сталкивается с рядом проблем. Поэтому, чтобы работа была наиболее эффективной, нам необходимо было выявить круг вопросов, которые вызывают особые затруднения у новичков. Для этого нами была запущена анкета с довольно общими вопросами типа: 1. В чем чувствуете себя особенно не уверенно? 2. Какие испытываете трудности? 3. Перед чем испытываете страх? И естественно, получили такие же обтекаемые, размытые ответы. Тогда, мы попытались эти же вопросы конкретизировать через диагностическую карту. Её можно провести анонимно, что позволит анкетируемым наиболее полно раскрыть свои проблемы. (П. - 5) Проанализировав полученную информацию, мы выявили наиболее острые проблемы. Соответственно результатам, были намечены задачи работы клуба, решение которых мы постарались отразить в плане работы на год. (П. - 7) Так же, диагностическая карта нам помогла определить максимально подходящих учителей-наставников. В этой работе нам очень помог психолог нашей школы. Так как она предложила провести анкету на выявление психологических типов молодых специалистов с целью создания наиболее комфортных партнерских отношений между наставниками и молодыми учителями. Таким образом, мы закрепили наставников, учителей с большим опытом работы. (П. - 6) Ну а теперь, у нас работа кипит. На каждом заседании клуба обязательно присутствуют молодые специалисты, закрепленные за ними наставники, курирующий завуч, а так же приглашенные гости в соответствии с тематикой очередного заседания (библиотекарь, психолог, завуч по ВР, вожатый и т. п.) Все заседания мы стараемся проводить в интерактивной форме. Это, во-первых, позволяет интересно и с пользой провести время, а во-вторых, многие методы, формы и приемы работы молодые учителя переносят на свои уроки. Отрадно, что все коллеги охотно отзываются на наши просьбы и оказывают нам максимальную помощь. Для примера мы хотим поделиться разработкой одного из заседаний нашего клуба молодых учителей. План заседания ШМУ Тема 1: «Дисциплина на уроке» Цели: 1. Контроль за своевременным и соответствующим оформлением календарных планов молодыми специалистами. 2. Контроль за наличием поурочных планов у молодых специалистов. 3. Контроль за правильным заполнением школьной документации. 4. Познакомить с формами работы, направленных на поддержание дисциплины на уроке. Целеполагание:1. Моя визитка. 2. Зачем собрались? 3. Задачи на октябрь. 4. Методическая служба: «Дисциплина на уроке». Организационные вопросы: 1. Знакомство молодых учителей, наставников и руководителей МО. 2. Работа нашего клуба заключается в том, чтобы помочь молодому специалисту адаптироваться к условиям школы, помочь ему грамотно организовать трудовую деятельность. Мы очень рады видеть вас в нашей школе. Надеемся, что вам у нас будет комфортно, уютно и вы будете приходить в школу с радостью. 3. Перед вами лежит план работы на сентябрь – октябрь месяцы. Проделанная работа за сентябрь: - составлен календарный план; - ежедневно составляются поурочные планы (наставникам проконтролировать, если имеются трудности – помочь, к следующему заседанию отчитаться); Предстоит выполнить на октябрь: - наставникам посетить уроки молодых специалистов с целью определения умения поддерживать дисциплину на уроке; - предоставить план посещенного урока письменно и краткое резюме о затруднениях подопечного и оказанной методической помощи; - оказать консультативную помощь при заполнении журналов; - следующее заседание клуба 27.09.05. - подготовить материал по критериям оценок письменных и устных работ по предмету, в соответствии с возрастом учащихся. 4. Методическая служба «Дисциплина на уроке» а) Мозговой штурм: «Что такое дисциплина?» б) Анализ схемы – визуальный; - словесный; ДИСЦИПЛИНА - обобщение. ВНИМАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ПЕД. МАСТЕРСТВО в) Лекционный материал: «Что такое пед. мастерство?» Быть мастером педагогического дела: - значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки. Т. е. ваша цель не только научить, но и воспитать, причём личность, востребованную не сегодня, а через 5-10 лет. Мы работаем на будущее. Если вы соответствуете идеальному представлению о современном человеке, то вы пользуетесь популярностью, имеете авторитет, а следовательно к вашему предмету относятся с уважением; - значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью. Т. е. наорать, поставить двойку – это самый простой и самый неэффективный подход. Эффект разовый. Нужно придумывать неординарные пути решения, постараться сработать на свой авторитет; - значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм; - значит быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом. - значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их. Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему. Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ! «Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили) Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться.» г) Источники вдохновения: - это дети и постоянное общение с ними; - это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности; - это общение с наукой - «рытьё в книгах» ученых и великих мыслителей (Коменского, Руссо, Песталоция, Ушинского, Крупской, Макаренко, Гогебашвили, Корчака, Алтынсарина, Абайя, Амоношвили и др.) д) Памятка молодому специалисту: Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школы! Дари себя Детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке! е) Рефлексия. Разрешение педагогических задач. 1) Ребёнок регулярно опаздывает на урок. Ваши действия; 2) Вы потребовали, чтобы ученик, срывающий ваш урок, покинул класс, на что он ответил: «Вали-ка ты лучше сам (-а) отсюда!»; 3) Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые вы задаете; 4) Вы первый раз вошли в класс и понимаете, что учащиеся не обращают на вас никакого внимания. Никто не собирается выполнять ваши просьбы и требования; 5) Третий урок подряд ученики 8 «а» класса забивают шпильку в замок, и вы не можете попасть в класс. Наглядные пособия, раздаточный материал: 1. Копии плана на сентябрь, октябрь (на каждого молодого специалиста). 2. Копии бланков «Анализ урока» (на каждого молодого специалиста). 3. Копии (на каждого молодого специалиста): - памятка «Учителю» (П-1), - тезисы «Что такое педагогическое мастерство?» (П-2), - схема «Дисциплина» (П-3), - памятка «Источники педагогического вдохновения» (П-4), 4. Целеполагание (на доске) Приложение 1. ДИСЦИПЛИНА ВНИМАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ПЕД. МАСТЕРСТВО Приложение 2. «Что такое педагогическое мастерство?» Быть мастером педагогического дела: - значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки; - значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью; - значит, уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм; - значит, быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом; - значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их. Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему. Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ! «Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили) Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться. Приложение 3 Источники вдохновения: - это дети и постоянное общение с ними; - это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности; - это общение с наукой, «рытьё в книгах» ученых-педагогов и великих мыслителей (Коменский, Руссо, Песталоций, Ушинский, Крупская, Макаренко, Гогебашвили, Корчак, Алтынсарин, Абай, Амоношвили, Выгодский и др.) Приложение 4. Памятка молодому специалисту. Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школы! Дари себя Детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке! Приложение 5. Диагностическая карта. Не уверен Затрудняюсь Боюсь В работе с детьми_______I___________I_____________I________ В работе с родителями ___I___________I_____________I________ В работе с коллегами ____I___________I_____________I________ При подготовке к уроку __I___________I_____________I________ При проведении урока ___I___________I_____________I________ Во внеклассной работе __I___________I_____________I________ При работе с документами I___________I_____________I________ Приложение 6. СПИСОК молодых специалистов, закрепление наставничества № Ф. И. О. I Образование I В каких классах І Ф. И. О. наставника молодого І І работает, предмет І специалиста І І І 1_____________I____________I__________________I___________________ 2_____________I____________I__________________I___________________ 3_____________I____________I__________________I___________________ 4_____________I____________I__________________I___________________ 5_____________I____________I__________________I___________________ | |
Просмотров: 826 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|