Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Развитие творческих способностей на уроках эстетического цикла
Развитие творческих способностей на уроках
эстетического цикла – путь к успеху.
Мясникова Н. В., Гирина А. А.СОШ № 83 им. Г. Мустафина
Преподаватели изобразительного искусства и технологии

В соответствие с новой концепцией среднего образования, принятой в нашей республике, основной задачей уроков эстетического цикла является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения, где определяющим фактором раскрытия индивидуальных способностей учащегося является творчество.Tвoрчеcтвo – выcшая фoрма aктивнoсти, сaмoстоятельнoсти, способность создавать что то новое, не обычное. Для учителя развитие творческой личности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей, творческого начала человека всегда волнует педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творческую активность в учащихся надо развивать с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле немалую помощь оказывают такие учебные предметы как, изобразительное искусство, черчение и технология, которые могут приложить возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой личности. Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно:
1. наводить творческие способности учащихся через практическую деятельность;
2. развивать способности и интерес каждого ученика с учетом их потенциалов;
На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой интересной способности любого человека. В основе любой фантазии истина жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире.
Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных заданий. Например:
• стилизация природных форм;
• город будущего;
• сказочные птицы, птицы-фантазии.
В выполнении заданий учащиеся используют различные интересные технологии изображения, например, рисование палочкой, кистью, пером, пальцем, рисование по смятой бумаге, использование монотипии, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов
(восковые мелки и акварель, акварель и мыло)
Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в изобразительном искусстве, и в черчении, и в технологии) прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены большие возможности для формирования творческих личностей. Для творческой графической деятельности учащихся я использую творческие задания при изучении всех разделов курса черчения, т.к. они обеспечивают применение всех знаний и тем самым заканчивают процесс их усвоения. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения. Для выполнения творческих задач в своей работе использую такие как:
1. По техническому рисунку с недостающими линиями
2. По чертежу с недостающими на нем линиями
3. «Круглой детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости
4. По видам и габаритам других изображений
5. По виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида
6. По разрезу и габаритам видов
7. По сечению и габаритам главного вида и т.д.
Перечисленные виды работы активизируют творческое обучение черчению. Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете содержится эстетический элемент и задача учителя состоит в том, чтобы донести его до ребёнка. Задача учителя технологии направить учащихся и дать возможность узнать новое: наблюдая, собирая данные и анализируя. Воспитать эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкуc, я стараюсь на уроках технологии научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е.воспитываю в них культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания является формирование у детей эстетического вкуса. Эстетический идеал и эстетический вкус представляет собой устойчивые свойства личности, являются критериями оценок; именно с точки зрения этих свойств человек оценивает действительность. Практически все темы предмета технологии позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся. Так, на занятиях по разделу «Технология приготовления кулинарных изделий» я развиваю у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда, украшение стола и скатерть, интерьер комнаты, даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым. Учебная программа по технологии предусматривает метод проектов в качестве обязательной структурной единицы технологического образования школьников. Главной задачей процесса технологического образования учащихся является обеспечение приобретения ими рациональных умений получения, обработки и использования всех видов ресурсов. Прежде всего это касается информации. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе темы проекта, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся. Доступная технология изготовления изделий народного творчества, красота форм, декоративное оформление изделия пробуждают в учащихся желание творить красоту. Ученик вкладывает все свое творческое отношение и испытывает моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия. Творческие проекты в старших классах подводят итоги обучения технологии, поэтому они очень разнообразны. Учащиеся сами выбирают направление, в котором они будут работать. Все вышеперечисленные методы, различные творческие задачи и задания позволяют выявлять и развивать у учащихся способности, умения по выполнению оригинальных объектов, проектов и т.д., а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности человека. Это видно из результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся в силу их индивидуальных особенностей, но наша задача дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Задача учителя эстетического цикла, понимать и учитывать, что каждый человек по-своему ценен и уникален. Главное помочь ребенку распознать свою уникальность и раскрыть ее положительные моменты, создать ситуацию успеха.
Использованная литература:
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – Москва, 1984 г.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – Москва, 1989 г.
3. Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. – Москва «Просвещение» 1985 г.
4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие \ М: Центр «Педагогический поиск», 2006 г.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: kalasik (2015-03-28)
Просмотров: 1756 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru