Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Развитие творческих способностей на уроках эстетического цикла – путь к успеху. Мясникова Н. В., Гирина А. А.СОШ № 83 им. Г. Мустафина Преподаватели изобразительного искусства и технологии В соответствие с новой концепцией среднего образования, принятой в нашей республике, основной задачей уроков эстетического цикла является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения, где определяющим фактором раскрытия индивидуальных способностей учащегося является творчество.Tвoрчеcтвo – выcшая фoрма aктивнoсти, сaмoстоятельнoсти, способность создавать что то новое, не обычное. Для учителя развитие творческой личности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей, творческого начала человека всегда волнует педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творческую активность в учащихся надо развивать с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле немалую помощь оказывают такие учебные предметы как, изобразительное искусство, черчение и технология, которые могут приложить возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой личности. Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно: 1. наводить творческие способности учащихся через практическую деятельность; 2. развивать способности и интерес каждого ученика с учетом их потенциалов; На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой интересной способности любого человека. В основе любой фантазии истина жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных заданий. Например: • стилизация природных форм; • город будущего; • сказочные птицы, птицы-фантазии. В выполнении заданий учащиеся используют различные интересные технологии изображения, например, рисование палочкой, кистью, пером, пальцем, рисование по смятой бумаге, использование монотипии, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов (восковые мелки и акварель, акварель и мыло) Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в изобразительном искусстве, и в черчении, и в технологии) прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены большие возможности для формирования творческих личностей. Для творческой графической деятельности учащихся я использую творческие задания при изучении всех разделов курса черчения, т.к. они обеспечивают применение всех знаний и тем самым заканчивают процесс их усвоения. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения. Для выполнения творческих задач в своей работе использую такие как: 1. По техническому рисунку с недостающими линиями 2. По чертежу с недостающими на нем линиями 3. «Круглой детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости 4. По видам и габаритам других изображений 5. По виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида 6. По разрезу и габаритам видов 7. По сечению и габаритам главного вида и т.д. Перечисленные виды работы активизируют творческое обучение черчению. Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете содержится эстетический элемент и задача учителя состоит в том, чтобы донести его до ребёнка. Задача учителя технологии направить учащихся и дать возможность узнать новое: наблюдая, собирая данные и анализируя. Воспитать эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкуc, я стараюсь на уроках технологии научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е.воспитываю в них культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания является формирование у детей эстетического вкуса. Эстетический идеал и эстетический вкус представляет собой устойчивые свойства личности, являются критериями оценок; именно с точки зрения этих свойств человек оценивает действительность. Практически все темы предмета технологии позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся. Так, на занятиях по разделу «Технология приготовления кулинарных изделий» я развиваю у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда, украшение стола и скатерть, интерьер комнаты, даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым. Учебная программа по технологии предусматривает метод проектов в качестве обязательной структурной единицы технологического образования школьников. Главной задачей процесса технологического образования учащихся является обеспечение приобретения ими рациональных умений получения, обработки и использования всех видов ресурсов. Прежде всего это касается информации. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе темы проекта, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся. Доступная технология изготовления изделий народного творчества, красота форм, декоративное оформление изделия пробуждают в учащихся желание творить красоту. Ученик вкладывает все свое творческое отношение и испытывает моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия. Творческие проекты в старших классах подводят итоги обучения технологии, поэтому они очень разнообразны. Учащиеся сами выбирают направление, в котором они будут работать. Все вышеперечисленные методы, различные творческие задачи и задания позволяют выявлять и развивать у учащихся способности, умения по выполнению оригинальных объектов, проектов и т.д., а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности человека. Это видно из результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся в силу их индивидуальных особенностей, но наша задача дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Задача учителя эстетического цикла, понимать и учитывать, что каждый человек по-своему ценен и уникален. Главное помочь ребенку распознать свою уникальность и раскрыть ее положительные моменты, создать ситуацию успеха. Использованная литература: Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – Москва, 1984 г. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – Москва, 1989 г. 3. Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. – Москва «Просвещение» 1985 г. 4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие \ М: Центр «Педагогический поиск», 2006 г. | |
Просмотров: 1756 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|