Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Создание ситуации успеха для успешного саморазвития ученика (из опыта работы) Учитель русского языка и литературы: Аскарова Айжан Адильбековна Планируя урок в 5 А классе с казахским языком обучения по теме «Категория времени. Изменение глаголов», я ставлю перед собой цель практического сочетания идеи семи модулей Программы Кембриджского университета. Ключевая идея урока: создание ситуации успеха для успешного саморазвития ученика. Создавая условия для успешного учения, я рассмотрела несколько приемов и средств. На мой взгляд, основа успеха лежит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. К тому же пятиклассники переходят к новой форме обучения, где сталкиваются с новыми преподавателями, у каждого из которых свой стиль общения, свои приемы преподавания. Моя задача на уроке – научить учащихся действовать самостоятельно (отказ от зубрёжки, развитие мышления, эмоциональной речи), в урок планировать только то, что нового необходимо дать учащимся. На этапе побуждения я использовала загадки, так как они моментально включают в работу образное мышление детей. Затем попросила их написать отгадки в тетрадь и прочитать первые буквы. Получилось слово «ГЛАГОЛ», тем самым мы определили тему урока. По теме глагол нам отведено 3 часа, данный урок был вторым. Чтобы приступить к изучению новой темы, я должна была убедиться – все ли поняли предыдущий урок «Глагол часть речи». Далее, устно опросила детей (правило) и коллективно проверили письменное задание, упражнение 5: здесь я даю им возможность самим исправить ошибки, если у них они есть. В завершений проверки, за правильный ответ отозвалась фразой «Правильно глаголишь!», а пояснение этой фразы мы заглянули в словарь Т.Е.Ефремовой, что означает «Верно говоришь, правильно отвечаешь!», значение слова «глаголить» устаревшее, обозначает «говорить». Далее, попросила детей подобрать синонимы к слову «Говорить». Употребление синонимов делает нашу речь интересней и разнообразней. В начале ученики затруднялись, потому что все таки дети с казахским языком обучения, и мне пришлось пойти им на встречу: пояснила, что глагол «Говорить» означает – высказывать свое мнение, сообщать о чем-либо и т.д. И задала соответствующий вопрос «Учитель спрашивает урок, а ученики что делают?» (отвечают). Поддержав своих учеников, мы успешно вышли из ситуации. Так как тема моего урока «Категория времени. Изменение глаголов», мне надо было показать как изменяются глаголы по временам. Поэтому следующим шагом было дополнительное, опережающее задание: приготовить пословицы со словом «Говорить». Очень интересные пословицы прозвучали на уроке, думаю в этом им помогли их родители. Далее, обращаю внимание ребят на форму глагола «Говорить», ребята сразу определили, что данный глагол стоит в неопределенной форме, об этом мы говорили на предыдущем уроке. Еще раз повторяем наши пословицы. Сравнив окончания глагола «Говорить», мы делаем вывод, что глаголы изменяются. Дальнейшей целью стало то, чтобы через действия, которые происходили, происходят или будут происходить, показать изменения окончаний глаголов в речи; формировать понятие о времени глагола, как грамматической категории. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений, поэтому следующим шагом на этапе реализация предлагаю ребятам разобраться с правилом изменения глагола. В группе, коллективно обсуждая, учащиеся самостоятельно исследуют изменения глаголов. Наша исследовательская работа состоит из следующих практических этапов: - Работа с научной литературой (работа с правилом из учебника); - Разработки гипотезы исследования, т.е. направления изменения глаголов; - Организации практической работы по теме: работа с таблицей, выполнение упражнений. - Обработка результатов исследования. Во время работы ребят с правилами из учебника я сильно переживала, смогут ли они вообще понять и уловить смысл глаголов при их изменений, так как тема была сложной и объемной. И тут мне пришлось прибегнуть к помощи родного языка, так как данная тема изучается и на родном языке. В ходе работы мне пришлось вызвать к доске двух учеников, из каждой группы по одному ученику. Это ребята, которые нуждаются в моей поддержке. Остальные ребята работали в группах самостоятельно. Работая у доски Парасат из первой группы и Аружан из второй группы поделились результатами своих исследований. У Аружан получилось все правильно, а Парасат заметив свои ошибки, исправил самостоятельно. Исследовательская работа в группах продолжается. Учащимся была предложена работа с текстами, чтобы правильно прочитать текст, нужно вставить верные глаголы. Каждая группа выполняла свои исследования на разных текстах через стратегию «Перепутанные события». 1 группа. Древние греки … хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши Греции … около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот. Обычай был священным. Ради него греки … вражду. В день начала Олимпийских игр прекращались все войны. Объявлялась одна общая война – спортивная. Слова для справок: установили, собирались, забывали. 2 группа. Славный обычай … до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира … на соревнования. Соревнования … в разных городах. То в Риме, то в Москве, то в Токио. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в древней Олимпии. Слова для справок: съезжаются, проходят, дошел. Послушав и обсудив работы с текстом, учащиеся подвели итоги исследуемой проблемы: изменение глаголов в речи. Так как лексическая тема про спорт, следующим слайдом была фотография Дениса Тен – казахстанского спортсмена по фигурному катанию. Ребята сразу его узнали и стали восхищенно о нем говорить. Едил, который молча работал во время урока сразу оживился. Он рассказал нам, что очень переживал за наших казахстанских спортсменах в Сочи, что выражает свое восхищение мастерством этого юноши. Мальчику трудно говорить на русском, так как он «оралман», поэтому он выражался на родном языке. Далее, на завершающем этапе урока, я позволила ребятам выбрать задания на выбор: написать эссе о спорте или составить диалог «Мой любимый вид спорта». Детям, очень понравилась лексическая тема урока о спорте. Они с оживлением приступили к выполнению следующего задания. В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого! Ребята получили дифференцированное домашнее задание (обязательный, тренировочный, усложненный уровни и юмористический). Мы провели итоговую беседу по теме урока и рефлексию: попросил ребят рассказать о своих впечатлениях. Цель данного урока достигнута, задачи реализованы. Урок заслуживает положительной оценки. | |
Просмотров: 1203 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|