Урок русского языка в 7 классе «Стилистические особенности причастий» Протопопова Т.Н., учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы-комплекса эстетического воспитания №8 г.Петропавловска, СКО. Задача урока: продолжить работу по актуализации теоретического минимума, чтобы совершенствовать речевые умения по конструированию предложений с причастиями и причастными оборотами (ПО). Эпиграф: Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно… существует и другая задача – писать и говорить умело, мастерски… Г.О.Винокур 1. Орг. момент. Сегодня на уроке мы дополним сведения о причастии, узнаем о роли причастий в тексте и убедимся, что «Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно…существует и другая задача –писать и говорить умело, мастерски…» Запишите число и тему урока «Стилистические особенности причастий» - Что же такое «стилистика»? Что изучает стилистика. Запишите в словари новое слово. - Стилистика - наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. - Сегодня мы будем говорить об особенностях причастий в текстах разных стилей. Вы не только будете знать, каким членом предложения является причастие, но и как оно ведет себя в речи. II Ход урока 1.Диагностика теоретической осведомленности. Задание: рассказать о причастии как части речи по схеме (схема на доске) Причастие часть речи обозначает объединяет отвечает выполняет признак предмета по действию признаки ? роль прилагат. глагола какой? (определения) какая? Род число падеж какое? возвратн. вид время что делающий? что сделавший? соверш. несоверш. 2. Изучение новой темы. 1. Задание: Выписать из стихотворения Н.Старшинова причастия с определяемыми словами. Ручей. Среди ольхи, обвитой желтым хмелем, Средь пышных папоротников и хвощей Бежит вперед и моет ноги елям Неутомимый труженик – ручей. Я перед ним склонился на коленях, Но отдает зловещей чернотой Вода, настоянная на кореньях, И кажется тяжелой и густой. Я мучусь жаждой, а на воду гляну – И пить ее не стану нипочем!… Но вот ручей прорвался на поляну, Насквозь пробитый солнечным лучом. Какой он светлый и какой веселый!… И даже показалось мне тогда Прозрачной, совершенно невесомой Его преображенная вода. Она в жару июльскую прохладна, И, как живая, сказочно чиста… Ты наклонись и припади к ней жадно,- И станут вещими твои уста. (На обратной стороне доски - правильный ответ). Обвитой ольхи Неутомимый труженик Настоянная вода Пробитый ручей Преображенная вода Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями, карандашом проверьте. - Что же это за часть речи- причастие? В чем ее особенность? По каким признакам вы ее выделили? - (Причастие – это часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола и обозначает признак предмета по действию). Учитель: Какова частотность употребления причастий в текстах разных стилей? Для того, чтобы определить это, я предлагаю Вам работу по вариантам. У каждого из вас есть текст. Задание общее для всех: 1) Определить стиль текста. 2) Подчеркнуть причастия и указать количество. (V вариантов, VI вар. индивидуальное задание) 2. Исследовательская работа. Вариант № 1 Автобиография Я, Соколова Надежда Ивановна, родилась 23 октября 1965 года в городе Петропавловске. В 1975 году пошла в первый класс сш № 21, которую закончила в 1985 году. С сентября 1985 года по август 1986 года работала старшей пионерской вожатой в школе № 8. В 1986 году поступила на 1 курс филологического факультета Петропавловского педагогического института, который успешно закончила в 1990 году. С января 1991 года работаю учителем русского языка и литературы в сш № 8. 21.8.99. Соколова Н.И. Вариант № 2 «…Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, - ветер с родины – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу, - дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что, когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…» Вариант № 3 Успехов тебе, космический робот! Что мы сегодня знаем о Марсе? В окрестностях этой планеты уже побывали более полутора десятков советских и американских космических роботов. Исследования марса и его окрестностей продолжаются. Сейчас эстафету принимают станции «ФОБОС» – новые космические аппараты из класса так называемых высокоинтеллектуальных космических роботов. Они были разработаны в Научно-испытательском центре имени Г.Н.Бабакина. Программа действий «ФОБОСОВ» в общих чертах такова. Примерно через двести земных суток после старта исследователи-автоматы станут искусственными спутниками «красной планеты». Около трех месяцев они будут летать посильно вытянутой эллиптической орбите, а затем перейдут на круговую «орбиту наблюдения». Первая их задача – телевизионная съемка поверхности Марса,в результате которой должны получиться цветные «портреты» соседней с нами планеты. Чувствительные спектрометры уточнят состав марсианской атмосферы, другие приборы измерят температуры и давления на разных высотах, исследуют ионосферу Марса. Затем начнется самый технически смелый, граничащий с фантастикой этап программы, как раз и давший название всему проекту. Автоматические станции самостоятельно уточнят свои орбиты и орбиту ФОБОСА, с помощью телекамер выберут на поверхности спутника посадочные площадки, а после этого, «согласовав вопрос» с Землей, пойдут на сближение с ним. («Известия», 1988, 8 июля) Вариант № 4 Рассказ о походе. - Расскажи нам про поход! Пока у нас будет кофе. Алеша уже слышал? Нет? - - Ну, я Алеше отрывочками рассказывала. - Расскажи нам. - Угу. Кофе здорово солью посыпать. Сначала мне не понравилось. - Скажи, на какой день вы собрались? - Ну вот. Значит. Вышли мы утром. Ну, доехали до Ялты на автобусе. - Нет… Ну, на троллейбусе или на авто…? - На автобусе. До Ялты, прямо от Никитского, мы жили в Никитском саду. И от Никитского доехали до Ялты на автобусе. Ну, там позавтракали и сели на автобус бахчисарайский. Он идет до Бахчисарая, но нам надо было проехать примерно две трети пути. Ну, дорога все время зигзагами, этим серпантином, я раньше не знала, что есть такое название. - Серпантином – шикарно. - И при том там такие столбики, и во многих очень местах обвалы. Вот. И очень-очень здорово, все время сплошные повороты. Вот тебя качает из стороны в сторону. - Не укачало? - Маленький автобус. При том, когда мы выезжали из Ялты, там было несколько постов… Вариант № 5 Океан представляет собой огромный резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши. Даже в районах, расположенных в глубине материков, до 90 % всех осадков состоит из воды, испаренной с морской поверхности. По подсчетам ученых количество осадков, выпадающих на сушу нашей планеты, равно 37500 куб. км. Воды. Эта вода растворяет минералы, содержащиеся в почве, и выносит их вместе с осадками в океан. Вариант № 6 Задание: Заменить описательный оборот со словом который причастием. Листва, которая опала – Лес, который темнеет – Ученики, которые читают книгу – Книга, которая лежит на столе - Через 5 мин. проверяется работа. Заполняется таблица на доске и в тетрадях. худ.стиль научный публиц.(статья) офиц.-деловой разговорн. расск. чисто попул очерк - В текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия? (В ХС, НС, ПС. Для разговорного и официально-делового стилей причастия и причастные обороты не свойственны.) - Таким образом, причастия характерны только для книжных стилей. С чем это связано? (Книжная речь «шлифуется»,создается образец правильной речи. А причастия с их двойственной природой дают возможность соединить действие и указание на предмет в одно слово, что способствует замене описательных выражений сжатыми, краткими). - Давайте посмотрим, как справился со своей работой VI вариант. - Заменить описательные выражения со словом который. Вывод: Мы убедились в том, что причастиями можно заменить описательные конструкции со словом который.. Поскольку образцом для подражания являются тексты художественной литературы, мы будем работать над ХС. 3. Работа над текстом № 2. - Прочитайте текст ( читается вслух). - Какие речевые ошибки допущены? (повторы слов) - Но ведь их можно и нужно избежать. Как это сделать? (заменить причастиями) (Комментированное письмо). Задание: Объедините предложения с помощью причастий. (задание и текст отпечатаны) Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра не было. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью. (Комментированное письмо). Правильный вариант. Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра не было. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью. - Какую роль выполняют причастия в данном тексте? (Причастия позволяют избежать стилистические недочеты, связанные с неуместным повторением одних и тех же существительных). 4. Работа над текстом стихотворения Н.Старшинова. Вы обратили внимание, что причастия могут стоять до и после определяемого слова. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к стихотворению Н.Старшинова. Посмотрите , как автор пользуется причастиями и ПО. - Почему ПО стоят после определяемого слова? Среди ольхи, обвитой желтым хмелем… (Ср. Среди обвитой желтым хмелем ольхи.) Главная задача ХС – воздействовать на читателя. (Для создания картины величавой, торжественной употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными ПО. Обособление усиливает смысловую и образную значимость слов). - Найдите ПО во 2-ой строфе. Какую картину он помогает представить? (Обособленный ПО «вода, настоянная на кореньях» вместе с другими средствами «отдает зловещей чернотой», «кажется тяжелой и густой» помогает представить мрачную, черную воду лесного ручья) - Какую функцию несет следующий ПО, стоящий после определяемого слова? (ПО рисует ручей, вырвавшийся из леса, «насквозь пробитый солнечным лучом». Он подготавливает выражающее радость восклицание. «Какой он светлый и какой веселый!..»). - Какой вывод о смысловой значимости обособленных и необособленных ПО можно сделать? (Одиночные причастия и причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, тесно сливаются с ним по смыслу, передают динамику движения, используются при спокойном изложении. Причастные обороты, стоящие после определяемого слова, являются выразительным средством логического подчеркивания, усиления смыслового и образного значения выделяемых ударением и паузами слов.). Мы увидели образец совершенства. Идеал. А как мы справимся с этой работой? Сумеем ли мы подойти к тексту мастерски и сделать текст красивым? 5. Работа над текстом. Задание: Озаглавьте. Вставьте в текст причастия, пользуясь словами для вставки. Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей. Для вставки: Слабо греет солнце. Поредели березы. Покраснели осины. Блестят позолотой березы. Летят на фоне голубого неба нити паутины. Готовый вариант. В осеннем лесу. Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах слабо греющего солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят поредевшие березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез, блестящих позолотой, и покрасневших осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей паутины, летящих на фоне голубого неба. Вывод: причастия и ПО 1) способны заменить описат. конструкции 2) устранить повторение слов 3) логически и интонационно выделить важные слова в тексте. Учитель: Но причастия и ПО выполняют не только эмоциональную и выразительную функцию в тексте, но и изобразительную. 6. Творческая, выборочно-распределительная работа. Задание: Запишите словосочетания с причастиями, создающими зрительный и слуховой образ осени. Зрительный образ Слуховой образ Желтеющая трава Шелестящие листочки Листья, прилипшие к земле Притихшая земля Растрепанный ветром куст Барабанящий по крышам Трепещущая осинка Чавкающая под ногами грязь Колышущиеся на ветру Курлыкающие журавли Д/з: написать сочинение «Осенняя аллея», пользуясь рабочим материалом.
|