Главная » Статьи » Творческая мастерская |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ НИТЯНУЮ ГРАФИКУ Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи. На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук [1, с. 135]. В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать. Как сказал И. П. Павлов, что поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга [2, с. 27]. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития познавательной деятельности и мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити. Как сделать занятие живым, интересным и полезным, чтобы воспитаник, закончив его, снова хотел продолжить работу? Ответ очевиден – это активное использование инновационных методов воспитания и психокоррекции детей. Красота, отраженная в искусстве, способна преобразить мир, сделать его светлее, прекраснее. Наверное, это имел в ввиду Ф. Достоевский, когда произнёс: «Красота спасет мир». Изучая литературу, я пришла к выводу, что развитию познавательной деятельности и моторики способствует вышивание на доске с помощью ниток. «Изонить», как один из видов декоративно-прикладного искусства, стала развиваться сравнительно недавно. «Нитяная графика» или «Изонить» – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Особенность выполнения изделий в данной технике заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей [3, с. 113]. Занятие декоративной техникой «Изонить» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), а также художественных способностей и эстетического вкуса. При выполнении работы дети испытывают интеллектуальное и эмоциональное напряжение, приучаются работать в коллективе, думать, анализировать, восхищаться красотой. Получают эстетическое наслаждение. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность, вследствие этого расширяется круг их знаний и умений. Решаются общевоспитательные задачи. Изонить вызывает удивление. Живой интерес к познанию помогает лучше усвоить учебный материал, развивает творческую увлечённость детей декоративно - прикладной деятельностью, развивает индивидуальные способности. Ожидаемые результаты при использовании техники «Изонить»: Учащиеся с низким уровнем развития – результативность трудовой деятельности повысится, учащиеся научатся планировать и анализировать свою деятельность с небольшими подсказками, при встрече с трудностями учащийся будет преодолевать их и научится сравнивать образец с полученной работой, учащиеся овладевают основными приёмами работы в технике. Учащиеся со средним уровнем развития – результативность трудовой деятельности повысится, учащиеся научатся планировать конечный и промежуточный результат работы, развивается мелкая моторика рук и познавательная деятельность, учащиеся овладевают приёмами работы, смогут применять полученные знания на практике. Учащиеся с высоким уровнем развития – результативность улучшится, учащиеся самостоятельно научатся планировать работу, анализировать и видеть конечный результат работы. Учащиеся в совершенстве овладеют техникой и смогут переносить полученные умения на другие виды заданий. Хотелось бы закончить словами великого педагога: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Литература: 1.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993. 2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2004. 3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005. [size=14][color=blue] | |
Просмотров: 730 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|