Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Выступление на НМС « Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников» ( из опыта работы) Стаховская О. А. (уч.биологии) Информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека, поэтому, воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), биологическими словарями, определителями растений и животных, электронными учебными изданиями. Проблема формирования информационной культуры у современных школьников является актуальной. Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках учебной деятельности - определение информационной культуры: это совокуп¬ность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников. Роль школы- научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний , работать с которым должен помочь , в первую очередь , школьный учебник. Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Можем столкнуться с учениками, не умеющими бегло, и тем более осмысленно читать учебный текст даже в старших классах Задача учителя- помочь решить ученику эту проблему различными формами и способами организации работы с учебной литературой , и прежде всего , с текстом учебника.. Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Целесообразно предлагать задания по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике (воспроизводящий уровень). Наиболее трудны задания при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то его часть проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий. Организовать работу с тестом учебника на уроках можно согласно принципу дифференциации и свести к 3 уровням: 1 уровень. Поисково- репродуктивная работа А) комментированное чтение Б)ответы на вопросы к параграфу Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ) Например, рассмотрим ответ на следующий вопрос: Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве? 1.Азот. 2. Кислород. 3. Углерод. 4. Водород Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случаях ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к ответу в результате рассуждения: Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота. В) заполнение таблиц Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работая с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу: Соцветия Вид соцветия Схематический рисунок У каких растений имеется Г) работа с терминами Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицу д) составление схем( кратких и развернутых ( метод «паука»)). Листья Метод «паука»: Е) составление опорных конспектов- для помощи в изложении учебного материала Ж) составление плана к тексту параграфа Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию основного его содержания ,выделению главных мыслей 2.Сравнительно- аналитическая работа с учебником А) задания по работе с иллюстрациями учебниками В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал. Например, рассмотрите рисунки учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения, о поведении в природе животного. Более сложный характер носят задания на сравнение. Например, рассмотрите рисунки « Строение луковицы» и « Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод. Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д. Б) сравнительный анализ т данных таблиц или схем Например, на основании данных таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ Содержание воды в разных тканях человека Название ткани Содержание воды ( в 1. Мышечная 2. Нервная А) серое вещество мозга Б) белое вещество мозга 3. Жировая 4. Костная 76 84 70 25-30 16-40 В) « Пометки на полях» Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что – не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы. Г) Метод « Фишбоун» Проблема причина причина Вывод Факты факты 3уровень. Творческая работа с учебной литературой А) составление вопросов творческого характера - установление соответствий: Эпителий- ткань = аорта-? Варианты ответа: А-сердце, б-внутренний орган, в-артерия, г- вена, д–кровь - задания на отражение последовательности событий: Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке: 1-снятие информации с ДНК 2- узнавание антикодоном т РНК своего кодона на и РНК 3- отщепление аминокислоты от т РНК 4- поступление и РНК на рибосомы 5- присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента. Ответ: 1,4,2,3,5 Б) составление рассказа с биологическими ошибками Требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей. Например, при изучении темы » Ракообразные « можно создать такой текст: Речной рак- восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет 3 пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания. В) составления текстов с пропущенными словами Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Например, при изучении в 10 классе темы « Нуклеиновые кислоты « можно предложить текст следующего содержания: Молекула ДНК имеет __________ спираль. В ее состав входит углевод____, азотистые основания ______, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме_______ наследственной информации. Г) составление различного вида тестовых заданий - с выбором одного варианта ответа 1. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе? 1) экспериментального 3) проведения опытов 2) наблюдения 4) палеонтологического 2. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это 1) вакуоль 3) цитоплазма 2) лизосома 4) комплекс Гольджи 3. В процессе деления материнской клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом образуются 1) эпителиальные клетки 3) мышечные клетки 2) нервные клетки 4) яйцеклетки - на установление соответствий: 1.. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет. Функции Органы 1) обеспечивает процесс фотосинтеза а) лист 2) выделяет кислород б) корень 3) снабжает растение водой и минеральными веществами 4) укрепляет растение в почве 5) осуществляет испарение воды 1 2 3 4 5 2. Установите соответствие между признаком хордовых животных и подтипом, для которого он характерен. Признаки хордовых животных Подтипы хордовых животных 1) обитают в прибрежной полосе умеренных а) бесчерепные и теплых морей б) позвоночные 2) распространены повсеместно 3) позвоночник костный или хрящевой 4) скелет внутренний, представлен хордой 5) остатки хорды у взрослых животных сохраняются между телами позвонков 6) большинство видов ведет активный образ жизни д) составление кроссвордов, ребусов, загадок- способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся Вывод: Эти методы работы с тексом позволяют организовать работу не только с учебником, но и другими источниками информации ( словарями, определителями, текстовыми документами и любыми электронными учебниками и виртуальными энциклопедиями). Таким образом, удачное сочетание учебника, учебных пособий и электронных информационных носителей , выход в Интернет позволяет: - мотивировать ученика к активной учебной деятельности; -обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курсов разных вариантах; - формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих; -организовать учебную деятельность ученика . Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствует формированию информационной культуры школьников Информационные ресурсы : 1. Г. К. Селевко « Современные образовательные технологии», Москва «Просвещение», 1998 год. 2. Н.Л. Галеева « Сто приемов успеха ученика на уроках биологии» Москва, 2006 год. 3. »Особенности современного урока биологии», журнал «Биология в школе», №8 2005 год. 4. « Современные технологии в процессе преподавания биологии», Москва,2007 год. 5. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе», Москва, 2007 год. 6. « Учебная литература как средство формирования интеллектуальности учащихся», журнал « Биология в школе, №4 2006 год. 7. « Информационные технологии на уроках биологии», журнал « Биология в школе», №3 2007 год. 8. Н.М.Розенберг « Информационная культура в содержании общего образования», Педагогика, №3 1996 год. 9. В.А. Каймин » Информационная культура школьников», Педагогика, №4, 1997 год. 10. http:// ipkps. Bsu. Edu. Ru.( сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов) 11. http:// 1 September.ru. | |
Просмотров: 937 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|