Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Работа с учебной литературой
Выступление на НМС

« Работа с учебной литературой как способ формирования
информационной культуры школьников»
( из опыта работы)

Стаховская О. А. (уч.биологии)
Информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека, поэтому, воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), биологическими словарями, определителями растений и животных, электронными учебными изданиями.
Проблема формирования информационной культуры у современных школьников является актуальной. Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках учебной деятельности - определение информационной культуры: это совокуп¬ность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Роль школы- научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний , работать с которым должен помочь , в первую очередь , школьный учебник. Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.
Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Можем столкнуться с учениками, не умеющими бегло, и тем более осмысленно читать учебный текст даже в старших классах
Задача учителя- помочь решить ученику эту проблему различными формами и способами организации работы с учебной литературой , и прежде всего , с текстом учебника..
Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Целесообразно предлагать задания по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике (воспроизводящий уровень). Наиболее трудны задания при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то его часть проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий.
Организовать работу с тестом учебника на уроках можно согласно принципу дифференциации и свести к 3 уровням:
1 уровень. Поисково- репродуктивная работа
А) комментированное чтение
Б)ответы на вопросы к параграфу
Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ)
Например, рассмотрим ответ на следующий вопрос: Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве?
1.Азот. 2. Кислород. 3. Углерод. 4. Водород
Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случаях ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к ответу в результате рассуждения:
Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.
В) заполнение таблиц
Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работая с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу:
Соцветия
Вид соцветия Схематический рисунок У каких растений имеется

Г) работа с терминами
Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицу
д) составление схем( кратких и развернутых ( метод «паука»)).
Листья

Метод «паука»:

Е) составление опорных конспектов- для помощи в изложении учебного материала

Ж) составление плана к тексту параграфа

Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию основного его
содержания ,выделению главных мыслей

2.Сравнительно- аналитическая работа с учебником

А) задания по работе с иллюстрациями учебниками

В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал.

Например, рассмотрите рисунки учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения, о поведении в природе животного.
Более сложный характер носят задания на сравнение. Например, рассмотрите рисунки « Строение луковицы» и « Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод. Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д.

Б) сравнительный анализ т данных таблиц или схем

Например, на основании данных таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ

Содержание воды в разных тканях человека

Название ткани Содержание воды ( в wacko

1. Мышечная
2. Нервная
А) серое вещество мозга
Б) белое вещество мозга
3. Жировая
4. Костная
76

84
70
25-30
16-40

В) « Пометки на полях»

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что – не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.

Г) Метод « Фишбоун»

Проблема причина причина Вывод

Факты факты

3уровень. Творческая работа с учебной литературой

А) составление вопросов творческого характера

- установление соответствий:

Эпителий- ткань = аорта-?

Варианты ответа:
А-сердце, б-внутренний орган, в-артерия, г- вена, д–кровь

- задания на отражение последовательности событий:

Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:
1-снятие информации с ДНК
2- узнавание антикодоном т РНК своего кодона на и РНК
3- отщепление аминокислоты от т РНК
4- поступление и РНК на рибосомы
5- присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Ответ: 1,4,2,3,5

Б) составление рассказа с биологическими ошибками

Требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей.

Например, при изучении темы » Ракообразные « можно создать такой текст: Речной рак- восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет 3 пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания.

В) составления текстов с пропущенными словами

Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения.
Например, при изучении в 10 классе темы « Нуклеиновые кислоты « можно предложить текст следующего содержания:

Молекула ДНК имеет __________ спираль. В ее состав входит углевод____, азотистые основания ______, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме_______ наследственной информации.

Г) составление различного вида тестовых заданий

- с выбором одного варианта ответа

1. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе?
1) экспериментального 3) проведения опытов
2) наблюдения 4) палеонтологического
2. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это
1) вакуоль 3) цитоплазма
2) лизосома 4) комплекс Гольджи
3. В процессе деления материнской клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом образуются
1) эпителиальные клетки 3) мышечные клетки
2) нервные клетки 4) яйцеклетки

- на установление соответствий:

1.. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.

Функции Органы
1) обеспечивает процесс фотосинтеза а) лист
2) выделяет кислород б) корень
3) снабжает растение водой и минеральными
веществами
4) укрепляет растение в почве
5) осуществляет испарение воды

1 2 3 4 5


2. Установите соответствие между признаком хордовых животных и подтипом, для которого он
характерен.
Признаки хордовых животных Подтипы хордовых животных
1) обитают в прибрежной полосе умеренных а) бесчерепные
и теплых морей б) позвоночные
2) распространены повсеместно
3) позвоночник костный или хрящевой
4) скелет внутренний, представлен хордой
5) остатки хорды у взрослых животных
сохраняются между телами позвонков
6) большинство видов ведет активный образ
жизни

д) составление кроссвордов, ребусов, загадок- способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Вывод:

Эти методы работы с тексом позволяют организовать работу не только с учебником, но и другими источниками информации ( словарями, определителями, текстовыми документами и любыми электронными учебниками и виртуальными энциклопедиями).
Таким образом, удачное сочетание учебника, учебных пособий и электронных информационных носителей , выход в Интернет позволяет:

- мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
-обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курсов разных вариантах;
- формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;
-организовать учебную деятельность ученика .

Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствует формированию информационной культуры школьников

Информационные ресурсы :

1. Г. К. Селевко « Современные образовательные технологии», Москва «Просвещение», 1998 год.
2. Н.Л. Галеева « Сто приемов успеха ученика на уроках биологии» Москва, 2006 год.
3. »Особенности современного урока биологии», журнал «Биология в школе», №8 2005 год.
4. « Современные технологии в процессе преподавания биологии», Москва,2007 год.
5. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе», Москва, 2007 год.
6. « Учебная литература как средство формирования интеллектуальности учащихся», журнал « Биология в школе, №4 2006 год.
7. « Информационные технологии на уроках биологии», журнал « Биология в школе», №3 2007 год.
8. Н.М.Розенберг « Информационная культура в содержании общего образования», Педагогика, №3 1996 год.
9. В.А. Каймин » Информационная культура школьников», Педагогика, №4, 1997 год.
10. http:// ipkps. Bsu. Edu. Ru.( сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов)
11. http:// 1 September.ru.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oliga_stakh (2015-11-04) | Автор: Ольга Стаховская E
Просмотров: 950 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru