Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Слово-душа языка, его богатство и гордость. Всё, o чём мы узнаём из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Великий казахский мыслитель Абай Самая большая роскошь - человеческое общение. Умение грамотно строить предложения, лаконично оформлять свои суждения и выражать свою мысль являются основными правилами общения. Вопросы совершенствования коммуникативной культуры школьников, повышения уровня их речевого развития в целом относятся к числу основных, стоящих перед школьной практикой. Проблема общения на сегодняшний день является одной из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, тем более учебная. Одной из задач, стоящих перед современным учителем, является поиск оптимальных путей повышения коммуникативной культуры школьников. Учитывая возросшие требования к владению устным и письменным общениям, я вижу проблему «Как влияет групповая форма работы на развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы» в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. Актуальность исследования по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами проведённой мною диагностики. Диагностика показывает, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль; их речь недостаточно выразительна, образна, неразвита. На уроках литературы учителя предоставляют ученикам большой выбор возможностей для практического применения коммуникативных умений. Успешность общения связана с умением использовать языковые средства в различных ситуациях общения с целью установления различного рода взаимодействия, а также способности оценить, проанализировать ситуацию общения, оценить свой коммуникативный потенциал и принять верное решение. Такой подход к обучению ведёт к формированию всесторонней коммуникативной личности. Групповая форма работы способствует вовлечению в активный процесс получения и переработки информации всех участников; взаимодействию и сотрудничеству как внутри группы, так и за её пределами. Цель моего исследования: «Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы через групповую форму работы». Фокус моего исследования был направлен на обучающихся 7 класса, потому что именно в этом возрасте дети больше всего подвержены влиянию различных субкультур, что не всегда оказывает положительное влияние на сознание и умственный процесс учеников. Практика работы с детьми этой категории позволяет сделать мне выводы: дети перестают не только самостоятельно, но и по наставлению взрослых добывать информацию; перестают трудиться над развитием собственного кругозора; их лексика пассивна, а поведение, порой, агрессивно. Коммуникативные навыки они применяют чаще через Интернет-ресурсы или посредствам мобильной связи: живому общению предпочитают общение через электронную сеть. А на уроках словесности не проявляют особого интереса к художественной литературе, что приводит к неумению правильно строить предложения; правильно оформлять монологическую и диалогическую речь, и, как следствие, не развитая коммуникативная культура. С целью выявления уровня коммуникативной культуры учащихся мною было проведено диагностирование. Показатели были следующие: • основную часть информации ребёнок приобретает через интимно-личностное общение; • преобладающим видом мышления является логическое; • память логическая, произвольная; • личностное новообразование - чувство взрослости; • референтное окружение - сверстники. Все эти факторы в полной мере влияют на культуру общения ученика. В исследовании мной применялся комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический, социальный, культурологический, психолого-педагогический, методы создания игровой ситуации на уроке. А также групповые и индивидуальные беседы, анкетирование, интервьюирование, самооценка, проективные методики, наблюдение, инновационное обучение, профессиональные дискуссии, интерпретация продуктов творческой деятельности. Целенаправленные методы позволили поднять мотивацию учащихся к участию в коммуникации на 16%, результативность процесса коммуникации увеличилась на 10,5%. Диаграмма №1 «Мониторинг развития культуры учащихся» наглядно отображает уровень коммуникативной культуры учеников до применения элементов 7 модулей Кембриджской педагогической технологии и после (Приложение №1). Использования нового подхода в образовании, а именно групповой формы работы показывает, что произошел рост коммуникативной культуры. Диагностика позволила сделать выводы о значительных продвижениях учащихся. Они стали меньше допускать логических и фактических ошибок; значительно сократилось количество речевых, стилистических и грамматических ошибок, как в письменной, так и устной речи. Кроме этого, учащиеся стали увереннее чувствовать себя не только на уроках русской словесности, но и на других уроках и за его пределами. Ученики стали более требовательны к себе как к носителю литературного языка. Исследование проводилось на примере предмета «Русская литература», поэтому особое внимание я уделяла вербальному общению учащихся. Коммуникативная культура учеников 7 классов развита недостаточно. До начала исследования работа велась по традиционной программе и показатели были невелики, но после применения элементов 7 модулей программы Кембриджского университета повысились в среднем на 5%. В процессе работы я старалась реализовать все условия, средства и методы, направленные на формирование коммуникативной культуры. Мониторинг результатов показал, что большинство учащихся, за период проведения исследования, значительно сократили допущение речевых ошибок в своей речи. Особенно радует то, что из всех предложенных им заданий самыми интересными они выделяют те, которые направлены на распознавание типа речевых ошибок. Выбранные формы и методы были направлены на формирование коммуникативной культуры учащихся в образовательной среде школы, что позволило незначительно повысить активность учащихся в процессе коммуникации в школе и окружающем социуме. В результате проведённой работы были получены выводы по трём ученикам. Ученик А до начала исследования работал исключительно на свой успех: успеваемость была высокой, все задания выполнял на высоком уровне, речь хорошо развита. Однако, помощь одноклассникам не оказывал: работал обособленчески. В процессе исследования, уже после первой недели, я стала наблюдать , что ученика А стало волновать какие успехи достигают участники его группы. Он стал активно помогать и поддерживать тех учеников, кто испытывал определённые трудности: корректировал выступления, исправлял речевые ошибки, помогал в построении суждений, давал советы по построению хода выступлений докладчиков, поддерживал при ответах. Ученик Б на начальной стадии исследования обладал определёнными речевыми навыками, но предпочтение отдавал, как правило, не устной, а письменной речи. Он испытывал затруднения в вербальном общении, так как имеет определённые речевые дефекты. Моей задачей было раскрепостить ребёнка и придать ему уверенность в ораторском искусстве, ведь у ученика хорошо развита речь. Он умело применяет в своей речи художественные средства языка, умеет лаконично и точно выражать мысль. По истечению трёх уроков ,с начала работы в группе, ученик Б изъявил желание выступить в роли спикера, а на последующих уроках определил для себя роль докладчика. Я и участники группы были не против, так как его желания быть оратором свидетельствовало о появлении уверенности в своих силах: умении выступать на публику. Помочь своей группе достичь успеха. Ученик В отличался тем, что его коммуникативная культура была, практически, неразвита: допускал речевые ошибки, затруднялся выражать свою мысль, не испытывал познавательную активность по предметам. Самой важной из поставленных мной задач при работе с учеником В было развить познавательный интерес к предмету через формирование коммуникативной культуры. На начальном этапе была проведена беседа по выявлению трудностей, возникающих у учащегося, при общении. Несмотря на слаборазвитую коммуникативную культуру, ученик хотел бы выступить в роли докладчика . Такая возможность ему была предоставлена не один раз. Не всё получилось хорошо на первый раз: не смог аргументировать ответ своей группы; выступление было кратким, так как у ученика маленький словарный запас; при ответе допускал ошибки как речевые, так и стилистические. Но ответственность, возлагаемая на него группой, стимулировала его на дальнейших уроках. Речь ученика заметно преобразилась: количество речевых ошибок немного сократилось, а в некоторых моментах использовал изобразительные средства языка. Была проведена работа по отслеживанию учебного развития наблюдаемых учащихся А,Б,В (диагностика развития выразительности речи, речевого мастерства), и по отслеживанию психологического, эмоционального развития. В ходе исследования я определяла уровень сформированности умений текстовосприятия и текстообразования у учащихся. Мои наблюдения позволили мне сделать вывод, что групповая форма работа способствует продвижению учащихся в плане культуры речи .Ожидаемые результаты заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться. И в результате могли стать независимыми, мотивированными, увлечёнными, уверенными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться и проявляющими компетентность цифровых технологий. Мы рассматриваем коммуникативную культуру учащихся как систему социокультурных ценностей, мотивов, знаний, коммуникативных умений и способностей, межличностных отношений, которые помогают контролировать и регулировать свое речевое поведение, способствуют взаимопониманию, сотрудничеству и эффективному решению задач общения в образовательной среде школы (Руководство для учителя, 2012г). Анализ данных, по выявлению коммуникативной культуры, показывает, что учащиеся 7 класса, имеющие низкий уровень ее сформированности, затрудняются в процессе общения, не умеют слушать партнера по общению. В процессе общения данные учащиеся не могут выбирать эффективные вербальные и невербальные средства. Коммуникативные качества речи этих учащихся развиты недостаточно. Их неумение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения приводит к снижению уровня общения со сверстниками и взрослыми. Исследование же позволило выявить уровни сформированности коммуникативной культуры учащихся, которые определяются по следующим показателям: когнитивный - знание норм языка и правил общения; знание особенностей установления межличностных отношений; способов развития необходимых для коммуникации качеств; мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, потребность переживания радости от общения и др.); практический компонент - умение вести диалог; соблюдение этикета, владение вербальными и невербальными средствами общения, умение управлять поведением; навыки самопрезентации. Проведённая исследовательская деятельность доказывает, что специально отобранные приёмы и методы, направленные на развитие коммуникативной культуры речи вводить в учебно-познавательный процесс целесообразно, а разработанная система диагностики их культуры позволяет объективно оценить сформированность умений учащихся. Что даёт возможность отследить уровень их коммуникативной культуры. | |
Просмотров: 766 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|