Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Услышавшему впервые термин «музейная педагогика», сразу приходят в голову ассоциации, связанные с посещением музеев, предметы искусства, экспонаты, экскурсии, одним словом, такое понятие как Культура. И это логично. А что же такое культура? Одно из составляющих ее – это уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности. Ведь у каждого человека , считающего себя человеком высокой культуры, развито чувство собственного достоинства, самодостаточности, самоуважения. Второе – историческое сознание, применительно к малышам дошкольного возраста – это чувство времени, способность ощущать прошлое и настоящее, плыть по реке времени. И третье – это отношение к предметному миру и умение видеть и читать в предметах , в памятниках искусства интересные исторические документальные сведения, беречь и ценить их. (Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития. С-П., 2003) А какое же воспитание решает изначально эти задачи? Первая из них – это эстетическое воспитание. Прежде чем исследовать, изучать предмет, нужно суметь малыша заинтересовать им, вызвать в нем чувство восхищения, стремление оценить, потрогать, задуматься о тех, кто создал его. Вторая задача -это нравственное воспитание. Все очень просто просто и понятно – это способствование развитию в детях таких умений как умение влезть в чужую шкуру, стать на месте другого, ощутить чужую боль. Ребенок, который не умеет встать на позицию другого человека, не влезал в чужую шкуру, не «проживал» чужую жизнь, потом станет эмоционально-бесчувственным и нравственно глухим человеком. И, наконец, третья задача – это духовное воспитание. Мы все знаем, что есть явления материальные и нематериальные, духовные. И очень важно зародить это в душу детям с малых лет. Когда мы видим перед собой прекрасные картины художников, другие произведения искусства, когда ощущаем чувство красоты, когда посещают нас в эти мгновения какие-то фантазии, мысли, чувство безмятежности или, наоборот, тревоги, становится понятным, что сила человеческого духа способна творить чудеса. Какое же место среди этих построений занимает музейная педагогика? В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть» в гости к разным народам. Она поможет стать ребенку творческой личностью. Она помогает сформировать такую систему ценностей, при котором главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов и подъездов. Интереснее отгадывать загадки, которые все время создает жизнь. ( Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в дестком саду. М., 2008) По мнению Е.Вансловой (председатель Объединения музейных педагогов России) музейная педагогика «она является и отраслью науки, и в то же время часть культуры». Значит, и методы ее берутся и из сферы науки, и из сферы культуры. Наук – педагогики, психологии, философии, естествознании и других. Обучающий, развивающий, воспитывающий потенциал музейной педагогики в процессе обучения и воспитания маленького ребенка – огромен и разносторен. (приложение 1) Исходя из вышеизложенного можно выделить основные цели и задачи использования музейной педагогики в работе кабинета казахского языка: Цели и задачи музейной педагогики: Реализация музейной педагогики Обогащение предметно-развивающей среды кабинета Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами. Формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора. Повышение уровня интеллекта, культуры ребенка. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого, логического и креативного мышления. Формирование духовно-нравственных ценностей. Формирование активной жизненной позиции. Развитие коммуникативно-языковой компетенции. Развитие социальной компетенции. (приложение 2) Формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного дошкольника с предметным миром прошлых лет не предусмотрена в программе. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. В частности, мы в детском саду используем проект - «Мини-музей в детском саду». Мини-музей по сути является основным структурным подразделением музейной пелдагогики. Поэтому выбор тематики представляет огромное значение, так как работа мини-музеев – это не кратковременный проект, нужно учесть озвученные желания детей, интересы родителей, ведь как раз и они станут активными участниками и разработчиками общих идей по содержанию, оснащению мини-музея, также не следует забывать и тот факт, что дети будут расти, а значит будут изменяться и возрастные их особенности и предпочтения, таким образом следует учесть перспективы развития мини-музея по всем разделам программы воспитания и обучения детей, его учебный потенциал. Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явления, отдельной тематике способствует использование метода системного анализа. Этот метод «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения» (далее - ТРИЗ- РТВ) хорошо описан А.М.Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Можно проиллюстрировать этот метод на примере мини-музея «Чудо-пуговка», созданного в одной из групп (группа «Бабочки») нашего детского сада. 1.Пуговица – система, герой музея. Изображение огромной пуговицы стала экспозиционным центром. 2.Надсистема . Пуговица –часть одежды .Значит, могут представлены предметы, расширяющие представления детей о том, где могут использоваться пуговицы. Это могут быть качественные иллюстрации, кукольная одежда, часть одежды национальной, форменной, праздничной, мужской, женской и т.д. 3.Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит пуговица. 4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать в 2 позициях: материал, из которого изготовлена пуговица может быть представлена в прозрачных емкостях: стекло, дерево, кость, пластик, металл и др. история возникновения. Из чего раньше изготавливалась пуговица? Первобытнообщинный – костяная -деревянная - из рогов, раковин - стеклянная, кожаная – шкуры и т.д. 5. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты: пуговицы сломанные (для безопасности их лучше хранить в пластиковых контейнерах. И это повод для беседы о бережном отношении к одежде, об опрятности и аккуратности и т.д.) какие предметы украшения, аксессуары , которые можно изготовить их пуговиц дизайнерские штучки для оформления интерьера, мебели, на которые наводят сейчас нас российские телепередачи как «Фазенда», «Квартирный ответ». В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна пуговиц. 6. В свою очередь, надсистема может иметь свое прошлое, в данном случае, одежду можно рассматривать как мануфактурную продукцию, текстиль. Это предполагает исследовательскую работу и практические опыты с различными видами тканей, изучение их свойств, развитие тактильных ощущений ребенка и т.д. 7. Будущее надсистемы позволяет взгянуть на пуговицы как на фурнитуру, например, к форменной одежде. 8. Наконец, подсистема также рассматривается в прошлом. В случае с пуговицей можно сделать исторический экскурс на тему о том, какие предметы заменяли современный деталь одежды –пуговицу (это были щипы растений, острые кости, иглы животных, округлые камушки и т.д.). Конечно, любая работа проводится с учетом возрастных особенностей детей группы. 9. Подсистема в будущем. Тут представляется большой простор для фантазии и творчества детей и взрослых. Из негодных к прямому своему назначению или же необычных пуговиц, каких-то ее частей можно сотворить дизайнерский сувенир, экспонат и т.д. Последние три позиции системы в будущем предполагают выставку детских, совместных с родителями, педагогами творческих работ, поделок, которые обязательно должны быть в каждом мини-музее. Метод фокальных объектов, используемый в ТРИЗ РТВ, помогает дошкольникам овладеть мыслительными операциями, рассуждать, нестандартно, развивать креативное мышление. Например, на примере той же пуговицы. Предлагается подобрать определения к кофточке. Кофта – мягкая, модная, теплая, мамина, длинная. Затем переносим эти определения на наш предмет –пуговицу. И подталкиваем детей к рассуждению, фантазированию, содействуем формированию умения аргументировать свою речь, мыслить нешаблонно, развиваем коммуникативно-языковую компетенцию ребенка. Таким образом, создание мини-музея позволяет рассматривать предмет с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей есть видоизмененная объемная таблица системного оператора. (А.М.Страунинг. Методы активизации мышления дошкольников.) В кабинете казахского языка раработан предметный мини-музей «Юрта». Практическая совместная работа с детьми. планирование совместной работы мини-музея и музеев города и области, перспективное планирование деятельности мини-музея, планирование работы по сотрудничеству между мини-музеями возрастных групп; их реализация, охватывающего все сферы деятельности педагога с детьми – учебную, совместную с педагогом, с родителями. Организованная учебная деятельность. Обращение к потенциалу мини-музея кроме содержательного материала занятия эффективно и в плане вариативности форм проведения учебных занятий, от традиционных к нетрадиционным, для активизации и приоритетности деятельности детей над деятельностью педагога. Это могут быть занятия, концепция организации деятельности детей которых полностью построена с использованием традиционно музейных приемов, как «экскурсия», «путешествие», рассказы гидов, выставки, экспресс-выставки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: работа в редакции газеты, в мастерской; занятия, основанные на исследовании, поисковой работы, изобретательства, анализа первоисточников, комментарий, репортажа и др. Материальная база мини-музея используется в дидактическом обеспечении занятий, как дидактические игры, задания, демонстрационный материал и т.д. Исходя из опыта, можно обозначить схему, структуру занятий с использованием компонентов музейной педагогики (экспозиция мини-музея, специфические методы-приемы). Технологически возможно вводить на всех этапах (мотивационно-плбудительный, организационно-поисковый, рефлексивно-корригирующий) занятия: 1 этап. Мотивационно-побудительный. - Тема и содержание кругов радости - Сказочный или сюрпризный персонаж из мини-музея - Дидактическая игра, игровое задание, связанное с направлением работы мини-музея и предстоящим содержанием учебного материала - Рассказ гида (ребенка) о предварительно изготовленном или приобретенном экспонате, дающее представление о предстоящей работе (конечно, это предварительная работа к определенным видам занятий) - Приглашение на занятие-экскурсию группу детей из параллельной возрастной группы и мн.другое. (это тоже относится к предварительной работе по подготовке к занятию) 2 этап. Организационно-поисковый: - Практические опыты, эксперименты - Рассматривание экспонатов, приготовленных для занятия - Рассказы детей-гидов - Работа по карточкам, выполнение заданий - Изготовление экспонатов (конструирование, лепка, аппликация, рисование) и др. 3 этап. Рефлексивно-корригирующий: - Общая творческая работа - Отзывы в книге посетителей - Размещение экспоната в мини-музее и др. При выборе той или иной формы, методов-приемов всегода надо исходить из их уместности и целесообразности, и, конечно, из цели и материала занятия. Работа по музейной педагогике предполагает ее включение во все сферы многообразной деятельности детей, охватывающей не только учебную, но и совместную оо взрослыми. Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми: - практические опыты - разработку и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов - выставки - экспресс-выставки - чтение художественной литературы - сюжетно-ролевые игры - подвижные народные игры - театрализованные игры - игры-драматизации - посиделки фольклорные с песнями - беседы - поисковая работа - запись рассказов детей на электронный носитель (аудио, видео), занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.) - праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т.п.) - проекты - экскурсии в музеи - совместные мероприятия с музеями Речевое творчество, развитие коммуникативно-языковой комептенции решает такой прием как экспресс-выставка. Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в содержании мини-музея ребенку предоставляется возможность поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, задания, содержащие игровые обучающие задачи. • Сюжетно-ролевые • Подвижные • Манипулятивные настольные • Национальные • Развивающие • Ребусы • Кроссворды • Логогрифы • Тестовые задания • Задачки занимательные • Шарады • Загадки и др. Дидактические игры в рамках мини-музея «Юрта» • «Помоги кукле Сауле» Цель. Учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника. Воспитывать желание помогать тому, кто в этом нуждается. • Игровое задание. Помочь Сауле. Правило игры. По отдельным деталям восстановить предметы. Вместе создавать нужные предметы. Материал. Карточки с изображениями деталей посуды, мебели, продуктов питания и т.д. карандаши, краски, фломастер чистые карточки. • «Швейная фабрика» Цель. Активизировать представления детей о характере труда на швейной фабрике. Развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус. Помочь детям овладеть разными формами сотрудничества: своевременное включение в общее дело, групповая и индивидуальная ответственность, взаимоконтроль. • Игровое задание. «Хорошо и быстро сшить одежду». Правило игры. Подберите детали по цвету и размеру. Вставлять деталь в изделие на нужное этапе . Материал. Вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды: платье, брюки, рубашки, пальто, куртки и т.б. Соотвествующие им отдельное части одежды: рукава, штанины, верх или низ платье, пояс, воротник, застёжки и т.б –для нескольких комплектов, разного цвета и размера. Для каждого конвейера есть автокар, на котором в отдельных коробочках лежат детали различных видов одежды. • «Чудесный мешочек». Цель. Научить детей сравнивать и группировать предметы повседневного употребления по цвету, форме, назначению, характерным признакам, особенностям. Закладывать основы усвоения обобщенных понятий: ”мебель”, “посуда”, “одежда” и т.б. Приучать детей бережно пользоваться предметами , уважать труд людей, которые их создали. • Игровая задача « Сгруппировать предметы по какому-либо признаку». Правило игры. Присоединять предметы к группе других только вместе с детьми. Материал. Разнообразные предметы , которые можно группировать по существенным признакам: форме, материалу, назначению и т.б. Варианты. Дети на ощупь подбирают предметы по форме, размеру, назначению. • «Мои друзья» Цель. Закрепить знание детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним. • Игровое задание « Накормить своих друзей-животных». Правило игры. Выбрать корм для определенного животного. Материал. Игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм. • «Щедрый дастархан» Цель: в устной речи закрепить название казахских национальных блюд. Содержание игры: оборудованием служит лист ватмана, на котором нарисован дастархан. На нем наклеены кусочки липучек по сему пространству. Предлагается набор раздаточных карточек – блюд (с обратной стороны тоже липучки). Дети выбирают карточку, устно выстраивают предложения из нескольких слов (это зависит от возраста детей) и “ставят” ее на дастархан. Игру можно проводить по подгруппам. • «Наурыз-көже» Цель. Выучить песню Н. Дукенбаевой “Наурыз-көже”; объяснить содержание; познакомить детей с семи компонентами продуктов-ингридиентов, которые добавляют в национальный напиток; учить детей произносить правильно, развивать связную речь детей. Правила. Соревнуются два ребенка. Они должны из множества продуктов выбрать то, что необходимо для наурыз- көже. Кто заканчивает первым, считается победителем. Наурыз келді далама, Наурыз келді қалама. Қуанады ата-ана, Қуанады бала да. Наурыз болсын әніміз, Наурыз болсын сеніміз. Наурыз көже көп ішсек Жасарамыз бәріміз. • «Одеваем куклу на прогулку» Цель. Запомнить название одежды, научить одеваться соответственно сезонам. Условие игры. Учитель говорит, что кукла хочет на прогулку, и ее нужно одеть. Дети поочередно называют одежду для куклы на казахском языке. • «Что стоит в комнате» Цель. Обогащать словарный запас, учить понимать и отвечать на вопрос : “мынау не?” Условие игры. Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопрос: “ мынау не?” Дети отвечают: “Орындық, кілем, үстел и т.б.” • Настольная игра «Собери юрту». Цель. Знакомить детей со строением юрты, с ее убранством. Игровое задание: собрать юрту. Правила игры: игру можно играть по подгруппам в форме соревнования. Побеждает та группа, которая быстро, аккуратно, красиво соберет юрту и при этом правильно назовет все части юрты. • Дидактическая игра: «Отгадай ребус» Цель: Помочь детям отгадать зашифрованный цифрами ребус, прочитать слово. Сказать его значение. Содержание игры:На столе лежат карточки с буквами – цифрами. Воспитатель предлагает поставить цифры по порядку и отгадать слово, прочитав его (1-п, 2-р, 3-и, 4-р, 5-о, 6-д, 7-а – природа; 1-в, 2-е, 3-р, 4-б, 5-л, 6-ю, 7-д – верблюд). Сказать, что означают эти слова. • Дидактическая игра «Верблюд – домашнее животное» Цель: Познакомить детей с домашним животным – верблюдом, с тем, какую пользу он приносит человеку. Развивать умение узнавать сведения о животных через литературные произведения. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры:Познакомить детей с произведением известного казахского писателя Утебая Турманжанова «Белый верблюжонок». Побеседовать с детьми о том, как автор описывает значимость верблюда в жизни казахского народа. Предложить карточку с изображением верблюда и мелкие картинки с изображением пользы верблюда. Дети должны выбрать подходящие картинки, поместить к верблюду. Рассказать о его пользе для человека. • ИГРА - РЕБУС (достопримечательности города) Цель: Помочь детям отгадать ребусы в виде зашифрованных слов. Закреплять знания цифр, букв, умение читать. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают зашифрованные карточки – ключи к словам и отдельные полоски с цифрами, буквами. Дети должны поставить полоски в соответствии с карточками ключами. Если дети поставили полоски правильно, то получатся следующие слова – ВОКЗАЛ, МУЗЕЙ, ЗООПАРК, ТЕАТР. Дети читают эти слова и говорят, что имеется в нашем городе. • Дидактическая игра «Я – землянин» Цель: Показать значимость человека на планете земля (землянин, гражданин, патриот, казахстанец, павлодарец, человек). Закреплять умение строить свои высказывания. Развивать связную речь, внимание, восприятие, мышление. Воспитывать чувство гордости за свою страну, значимость своего «Я». • Дидактическая игра «О Родном городе веду я свой рассказ» Цель: Помочь детям составить последовательный, описательный рассказ о городе Павлодаре. Закрепить знания о достопримечательностях города. Воспитывать любовь и чувство гордости к своему городу. Содержание игры: Перед детьми представлены пиктограммы с изображением достопримечательностей города Павлодара. Воспитатель предлагает составить рассказ о городе. Например: Начало рассказа – Я живу в городе Павлодар. В городе имеются разнообразные магазины, театры, музеи и т.д. (идет перечисление достопримечательностей). Конец рассказа – Я люблю свой город Павлодар. • Дидактическая игра «Символика цвета» Цель: Расширять и углублять знания детей о национальной одежде казахского народа, о значении цвета в одежде. Развивать наблюдательность, внимание, логику. Воспитывать патриотов Республики Казахстан. Содержание занятия: Рассказ воспитателя: Каждый узор может рассказать свою историю. Орнамент, которым украшают казахскую национальную одежду, взят из животного и растительного мира. Цвет также имеет свою символику, т.е. может рассказать о себе. Детям раздают цвета (кружки), характерные для казахского орнамента: голубой (көк) – небо, белый (ақ) – радость, счастье, желтый (сары) – знание, мудрость, красный (қызыл) – огонь, солнце, зеленый (жасыл) – юность, весну, черный (қара) – землю. Дети должны найти пиктограммы с обозначением цветов, например: зеленый – весна. Назвать цвет по казахски. • Дидактическая игра «Кто я в своей стране» Цель: Показать значимость человека в своей стране.(землянин, гражданин, патриот, казахстанец, павлодарец, эколог, творец, сын, дочь, человек). Закреплять умение строить свои высказывания. Развивать связную речь, внимание, восприятие, мышление. Воспитывать чувство гордости за свою страну, значимость своего «Я». • Дидактическая игра «Символика» (выложи правильно) Цель: Закреплять знания детей о символах республики Казахстан. Уметь объяснять значение элементов расположенных на символике. Воспитывать любовь и гордость к своей стране. • «Наурыз – весенний праздник» (составь описательный рассказ) Цель: Учить детей составлять последовательный рассказ с опорой на иллюстрации. Расширять кругозор детей. Воспитывать познавательный интерес. • Дидактическая игра «Наурыз – коже» (праздничное блюдо) Цель: Познакомить детей с ингредиентами, необходимыми для приготовления праздничного блюда – «Наурыз – коже». Уточнять и обобщать знания о республике Казахстан. Расширять словарь детей по данной теме. Воспитывать познавательный интерес. • Дидактическая игра «Флора, фауна Казахстана» (птицы, насекомые, животные, растения) Цель: Уточнять и обобщать знания о республике Казахстан. Расширять словарь детей по данной теме. Воспитывать познавательный интерес • Дидактическая игра «Собери юрту» Цель: Познакомить детей с национальным жилищем казахского народа, со строением юрты. Развивать внимание, восприятие. Воспитывать уважение к традициям казахского народа. Содержание игры: Воспитатель знакомит детей с национальным жилищем казахского народа «Юрта», с ее убранством, со строением юрты: уық, шаңырақ, кереге, есік. Предлагает собрать юрту из разрезнных элементов. • Дидактическая игра «Угадай, из какого материала» Цель: Знать предметы быта казахского народа, из какого материала они сделаны. Закреплять названия материала: войлок, дерево, металл. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают карточки с изображением предметов казахского народа, и вставные листы бумаги с названием материалов: войлок, дерево, металл. Дети должны подумать и соединить материал с предметом, из которого он изготовлен. • Дидактическая игра «Верблюд и верблюжонок» Цель: Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами. Закреплять умение классифицировать знания о домашних животных – верблюдице. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Задание: назовите взрослых животных и их детенышей. Что вы знаете о домашнем животном – верблюдице? Дети думают, рассуждают, делают выводы. Называют взрослых животных и их детенышей. • Дидактическая игра «Кольца Лульлия» История Казахстана Цель: Познакомить с основными занятиями казахов: скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством, орудиями труда. Развивать умение детей логически мыслить, формулировать выводы, давать обоснования своим ответам. Воспитывать в детях духовно – нравственные качества через знакомство с обычаями народов, населяющих Казахстан. Упражнять детей в употреблении названий предметов и явлений на казахском языке. Подвижные игры • Игры с асыками – «Ханталапай» ,»Тәйке»,»Шықетер». Цель: развитие ловкости, глазомера, меткости. Содержание: при проведении игр можно пользоваться рекомендациями пособий по организации национальных подвижных игр. • «Юрта» Цель: Умение соотносить движения с текстом стихотворения. Знать части юрты. Условия игры: Дети делятся на две подгруппы: гости и хозяева юрты. Дети-хозяева приседают, образуя круг. В середине лежит красивый большой платок с национальным орнаментом, имитирующим собой шанырак. Дети берут со всех концов платок, начинают читать стихотворение, постепенно поднимают над головами «шанырак». Затем под поднятый «сооруженный» шанырак-юрту зовут гостей, называя их по именам, например, «Оля, кел!» и др. Шанырақты көтеріп, Керегелер керіліп, Уықтары тізіліп, Жүргенде біз айналып, Киіз үй боп көрінер. Киіз үй боп көрінер. Киіз үйі үлкен. Дидактические пособия - Элементы казахского орнамента - «Ребус» (достопримечательности города Павлодара) - Флора Казахстана (иллюстрации) - «Расцветай мой Казахстан» (иллюстрации) - «Павлодар» (фотографии) - «Казахстан – наш общий дом» (иллюстрации) - «Казахские национальные инструменты» (иллюстрации) - Кроссворды по природным зонам Казахстана Книги - «Вежливый ребёнок» Ольга Григорьева - «Павлодарская азбука» Ольга Григорьева - «Родительница степь» (графика В.Поликарпова) - «Казахские ювелирные изделия» - «Растения Казахстана» - «Малыш родился!» (обряды казахского народа) - «Искусство охотничьего промысла» - «Казахские детские игры» - «Казахские конные игры» - «Жеті қазына» (священные «Сокровища» у казахов) - Рассказ «Чистый родник» Ибрай Алтынсарин - Казахские народные игры - Рассказы, стихотворения и сказки казахстанских писателей - Пословицы и поговорки - Альбом Экспозиция мини-музея «Юрта» Стол кругл - миниатюра Самовар - миниатюра Посуда для взбивания кумыс - миниатюра Деревянное блюд - миниатюра Коврики для сидения маленькие - миниатюра Коврики для пола больщие - миниатюра Подушки -миниатюра Сундук - миниатюра Браслеты - миниатюра Серьги - миниатюра Плетка - миниатюра Добра - миниатюра Кобыз - миниатюра Платье женское – миниатюра Камзол - миниатюра Жилетка - миниатюра Брюки - миниатюра Чапан - миниатюра Саукеле -миниатюра Борик - миниатюра Мешочек для чая - миниатюра Мешочек для посуды - миниатюра Кровать - миниатюра Остов юрты - миниатюра Такия - миниатюра Покрытие для юрты -миниатюра Дополнительные экспонаты Мужской наряд (қамзол, қалпақ) Тюбетейки Кукла из войлока Картина из войлока Казахский коврик Казахский национальный орнамент Убранство юрты Животные Казахстана (верблюды, лошади, овцы, бараны) Казахские национальные блюда Декоративная национальная посуда Музыкальные инструменты (домбра (3), нарқобыз) Национальная одежда Куклы в национальной одежде Быт казахского народа Изготовление войлочного ковра Дидактические игры Дидактическая игра: «Отгадай ребус» Цель: Помочь детям отгадать зашифрованный цифрами ребус, прочитать слово. Сказать его значение. Содержание игры: На столе лежат карточки с буквами – цифрами. Воспитатель предлагает поставить цифры по порядку и отгадать слово, прочитав его (1-п, 2-р, 3-и, 4-р, 5-о, 6-д, 7-а – природа; 1-в, 2-е, 3-р, 4-б, 5-л, 6-ю, 7-д – верблюд). Сказать, что означают эти слова. Дидактическая игра «Верблюд – домашнее животное» Цель: Познакомить детей с домашним животным – верблюдом, с тем, какую пользу он приносит человеку. Развивать умение узнавать сведения о животных через литературные произведения. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Познакомить детей с произведением известного казахского писателя Утебая Турманжанова «Белый верблюжонок». Побеседовать с детьми о том, как автор описывает значимость верблюда в жизни казахского народа. Предложить карточку с изображением верблюда и мелкие картинки с изображением пользы верблюда. Дети должны выбрать подходящие картинки, поместить к верблюду. Рассказать о его пользе для человека. ИГРА - РЕБУС (достопримечательности города) Цель: Помочь детям отгадать ребусы в виде зашифрованных слов. Закреплять знания цифр, букв, умение читать. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают зашифрованные карточки – ключи к словам и отдельные полоски с цифрами, буквами. Дети должны поставить полоски в соответствии с карточками ключами. Если дети поставили полоски правильно, то получатся следующие слова – ВОКЗАЛ, МУЗЕЙ, ЗООПАРК, ТЕАТР. Дети читают эти слова и говорят, что имеется в нашем городе. Дидактическая игра «Я – землянин» Цель: Показать значимость человека на планете земля (землянин, гражданин, патриот, казахстанец, павлодарец, человек). Закреплять умение строить свои высказывания. Развивать связную речь, внимание, восприятие, мышление. Воспитывать чувство гордости за свою страну, значимость своего «Я». Дидактическая игра «О Родном городе веду я свой рассказ» Цель: Помочь детям составить последовательный, описательный рассказ о городе Павлодаре. Закрепить знания о достопримечательностях города. Воспитывать любовь и чувство гордости к своему городу. Содержание игры: Перед детьми представлены пиктограммы с изображением достопримечательностей города Павлодара. Воспитатель предлагает составить рассказ о городе. Например: Начало рассказа – Я живу в городе Павлодар. В городе имеются разнообразные магазины, театры, музеи и т.д. (идет перечисление достопримечательностей). Конец рассказа – Я люблю свой город Павлодар. Дидактическая игра «Символика цвета» Цель: Расширять и углублять знания детей о национальной одежде казахского народа, о значении цвета в одежде. Развивать наблюдательность, внимание, логику. Воспитывать патриотов Республики Казахстан. Содержание занятия: Рассказ воспитателя: Каждый узор может рассказать свою историю. Орнамент, которым украшают казахскую национальную одежду, взят из животного и растительного мира. Цвет также имеет свою символику, т.е. может рассказать о себе. Детям раздают цвета (кружки), характерные для казахского орнамента: голубой (көк) – небо, белый (ақ) – радость, счастье, желтый (сары) – знание, мудрость, красный (қызыл) – огонь, солнце, зеленый (жасыл) – юность, весну, черный (қара) – землю. Дети должны найти пиктограммы с обозначением цветов, например: зеленый – весна. Назвать цвет по казахски. Дидактическая игра «Кто я в своей стране» Цель: Показать значимость человека в своей стране.(землянин, гражданин, патриот, казахстанец, павлодарец, эколог, творец, сын, дочь, человек). Закреплять умение строить свои высказывания. Развивать связную речь, внимание, восприятие, мышление. Воспитывать чувство гордости за свою страну, значимость своего «Я». Дидактическая игра «Символика» (выложи правильно) Цель: Закреплять знания детей о символах республики Казахстан. Уметь объяснять значение элементов расположенных на символике. Воспитывать любовь и гордость к своей стране. Дидактическое задание «Наурыз – весенний праздник» (составь описательный рассказ) Цель: Учить детей составлять последовательный рассказ с опорой на иллюстрации. Расширять кругозор детей. Воспитывать познавательный интерес. Дидактическая игра «Наурыз – коже» (праздничное блюдо) Цель: Познакомить детей с ингредиентами, необходимыми для приготовления праздничного блюда – «Наурыз – коже». Уточнять и обобщать знания о республике Казахстан. Расширять словарь детей по данной теме. Воспитывать познавательный интерес. Дидактическая игра «Флора, фауна Казахстана» (птицы, насекомые, животные, растения) Цель: Уточнять и обобщать знания о республике Казахстан. Расширять словарь детей по данной теме. Воспитывать познавательный интерес Дидактическая игра «Собери юрту» Цель: Познакомить детей с национальным жилищем казахского народа, со строением юрты. Развивать внимание, восприятие. Воспитывать уважение к традициям казахского народа. Содержание игры: Воспитатель знакомит детей с национальным жилищем казахского народа «Юрта», с ее убранством, со строением юрты: уық, шаңырақ, кереге, есік. Предлагает собрать юрту из разрезнных элементов. Дидактическая игра «Угадай, из какого материала» Цель: Знать предметы быта казахского народа, из какого материала они сделаны. Закреплять названия материала: войлок, дерево, металл. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают карточки с изображением предметов казахского народа, и вставные листы бумаги с названием материалов: войлок, дерево, металл. Дети должны подумать и соединить материал с предметом, из которого он изготовлен. Дидактическая игра «Верблюд и верблюжонок» Цель: Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами. Закреплять умение классифицировать знания о домашних животных – верблюдице. Воспитывать познавательный интерес. Содержание игры: Детям раздают картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Задание: назовите взрослых животных и их детенышей. Что вы знаете о домашнем животном – верблюдице? Дети думают, рассуждают, делают выводы. Называют взрослых животных и их детенышей. Дидактическая игра «Кольца Лульлия» История Казахстана Цель: Познакомить с основными занятиями казахов: скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством, орудиями труда. Развивать умение детей логически мыслить, формулировать выводы, давать обоснования своим ответам. Воспитывать в детях духовно – нравственные качества через знакомство с обычаями народов, населяющих Казахстан. Упражнять детей в употреблении названий предметов и явлений на казахском языке. Подвижные игры (атрибуты) Пять камешков (Бестас) Игра была распространена среди кочевых племен на территории Казахстана со времен, когда орудием труда служили дерево, камни, кости. Это было главное развлечение взрослых. Во многих областях Казахстана игра входила в свадебный ритуал. Если выигрывал игрок со стороны жениха, тогда невесту тот получал без калыма. Если выигрывал представитель невесты, то жених платил калым. Существует несколько вариантов этой игры. Ниже приводится один из самых распространенных среди молодежи в настоящее время. Игра проводится на лужайке, в комнате, в спортзале. Количество участников - до 5 человек. Для игры требуются 5 круглых камешков («асыков»). Описание. Очередность участия в игре определяется по жребию. Все располагаются по кругу. Игру начинает первый и играет до тех пор, пока не нарушит правила. Затем в игру вступает второй, третий и т. д. Играют одной рукой. Действие первое. Игрок разбрасывает по полу 5 камешков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный. Подобранный камешек откладывается. Снова подбрасывается камешек вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый. Действие второе. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а с пола подбираются два и ловится подброшенный. Затем подбираются другие два. Действие третье. Камешки разбрасываются. Подбрасывается один и подбираются три. Во второй раз подбирается оставшийся. Действие четвертое. Все камешки - в руке. Один подбрасывается вверх, остальные кладутся на пол, подброшенный ловится. Затем один бросается вверх, четыре подбираются и ловится подброшенный. Действие пятое. Один камешек подбрасывается вверх, остальные четыре находятся в руке. Указательным пальцем игрок дотрагивается до земли 3 или 5 раз (по уговору), пока не поймает брошенный камешек. Действие шестое. Четыре камешка кладутся по углам квадрата (примерно 20x20 см). Подбросив один вверх, игрок должен успеть собрать все камешки и поймать подброшенный. Действие седьмое. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а остальные по одному собираются в левую ладонь и ловится подброшенный. Действие восьмое. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, подбирается с пола один и ловится подброшенный. В руках игрока оказываются два камешка. Один из них игрок подбрасывает вверх, а второй заменяет лежащим на полу и ловит подброшенный. Так, заменяя камешки, он собирает их в кучу. Подбрасывая и ловя последний камень, собирает в руку 4 камешка. Действие девятое. Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка остальные не должны ударяться друг о друга. Действие десятое. Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка он должен удариться о подобранный с пола. Действие одиннадцатое. Левой рукой игрок образует как бы арку, опираясь на большой и средний пальцы. Правой рукой через левую разбрасывает камешки. Выбирает один из них, подбрасывает вверх через левую руку, затем забрасывает один сквозь «арку» и ловит подброшенный. Таким же образом забрасывает по очереди в «арку» все камешки. В этом действии есть правило: кроме выбранного камешка игрок выбирает еще один - «старший» («наби»). Это может быть самый ближний или самый дальний камень, о чем договариваются в начале игры. Он забрасывается в «арку» самым последним. Действие двенадцатое. Закончив все предыдущие действия, игрок начисляет себе очки двумя способами. Способ первый: подбрасывает вверх 5 камешков, ловит их на наружную сторону ладони, еще раз подбрасывает и ловит сверху. Каждый камешек оценивается в 10 очков. Если игрок поймает все 5 камешков, то получит 50 очков. Второй способ: игрок выворачивает руку наружу, подбрасывает все камни вверх, затем ловит их снизу, развернув ладонь. За каждый камень получает 10 очков. Правила. 1. Игроки, подбирая с пола камешки, не должны касаться руками других камешков. Если правило нарушается, игру продолжает следующий игрок. 2. Каждый раз, продолжая игру, игрок начинает с того действия, в котором он ошибся. Омпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. Содержание: В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре. Игра «Цыплята» Содержание: Игроки распределяются на три группы. В каждой группе – наседка и ее цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при их нападении наседка, защищая своих цыплят, коснется руками коршунов, то они выходят из игры. Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют: Дружно держимся за друга, Здесь, в колонне: друг – подруга! Мы все смелые ребята, Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, Чудеса повидать! При этом наседки делают различные повороты, ведя за собой цыплят. Если в этот момент цепь разрывается, на отстающих игроков нападают коршуны. Цыплята стараются опять выстроиться в цепь. Правила игры. Наседка касается коршуна только в момент его нападения. Коршун ловит лишь оторвавшихся от наседки цыплят. Игра «Такия тастамак» (Тюбетейка – неведимка) Содержание: В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого – нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Правила игры: Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать. | |
Просмотров: 1038 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|