Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Методический прием "Мои исследования"
Методический приём: «Мои исследования»

Автор: Тимошина О.С., учитель начальных классов Первой гимназии, г.Петропавловска

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистерверг.

Реформирование содержания образования протекает на фоне существующих противоречий и проблем, связанных с обеспечением эффективности педагогической системы. Очевидным является противоречие между новыми задачами, поставленными перед школой, и традиционными подходами к организации учебной деятельности. Постоянный рост объёма информации по всем отраслям знаний, появление новых учебных курсов, стремление учителя выполнить государственный образовательный стандарт в условиях малоэффективной организации учебного процесса привело к значительным перегрузкам учащихся, повышению их утомляемости и снижению работоспособности, что отрицательно сказывается на здоровье учеников.
В связи с этим для организации учебного процесса свою педагогическую деятельность строю по следующим принципам:
1.Интенсифицировать учебный процесс.
2.Снизить учебные перегрузки.
3.Обеспечить 100% усвоение всеми учащимися государственных общеобязательных стандартов образования .
Так появился приём «Мои исследования».
Задачи:
Образовательные: даёт учащимся ясное конкретное представление о данной теме, о конечном результате своей деятельности. Развивает: аналитический стиль мышления.
Воспитывает: самостоятельность, коммуникативные
способности, чувство сопереживания.
Технология: данный приём может работать практически в любой технологии: игровой технологии, технологии «Развивающего обучения» Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, «Сотрудничества», «УДЕ», «Проблемного обучения» и других. Метод: является частью частично-поискового метода.
По способу выполнения: графический.
По подходу к ребёнку: личностно-ориентированный.
По категории обучения: массовый.
Формы работы:
1. Общеклассная.
2. Индивидуальная.
3. В парах постоянного и сменного состава.
4. Групповая.

Сфера применения.

↓ ↓ ↓

Тип урока Цикл Звено

↓ ↓ ↓

В различных формах организации учебно-познавательной деятельности.

По содержанию приём «Мои исследования» является авторским, хотя основан на опорных таблицах Лысенковой и конспектах В.Ф. Шаталова. Отличительной чертой является: составление этих таблиц самими учениками. Он позволяет ученику создать логический каркас теоретического материала по теме, а это даёт возможность повысить качество и глубину знаний.

Алгоритм действия.
I этап
Сбор информации.

Учитель: дает целевую установку, определяет объект исследования
Ученик:
1.Читает предложенный материал;
2.Отбирает главное;
3.Вносит данные в карту исследования

В зависимости от уровня обученности могут быть разного уровня сложности:
1 уровень - «Закончи предложение» (приложение № 1).
2 уровень - «Найди ответ на вопрос» (приложение № 2).
3 уровень - «Составь карту самостоятельно» (приложение № 3).
Карта может заполняться полностью на одном уроке (УДЕ, Модульная технология), может заполняться по мере изучения темы. Формы работы: любые.

II этап
Обмен мнениями.

Учитель: организация беседы по данной проблеме.
Ученик:
1.Сообщает свою информацию;
2.Слушает товарищей;
3.Корректирует.
Этот этап протекает сразу после заполнения карты. Приучает получать информацию от собеседника, к самоконтролю.

III этап
«Контроль и коррекция знаний».

Учитель: организация коллективной и групповой форм работы.
Ученик:
Работа в парах постоянного и сменного состава, в группах по отработке теоретических знаний.
Приучает к самоконтролю и взаимоконтролю, способствует развитию деловых отношений между партнёрами.

Работа по этим картам позволяет успешно работать сильным и слабым учащимся с равной долей участия.
Мы привыкли, что функцию учителя всегда выполняют сильные ученики.
Эти карты дают возможность слабому ученику выступить в роли учителя.
Положительные стороны приёма:
- развитие самоуправляющих механизмов личности (приложение № 4) ;
- ученик слышит правильный ответ, которому старается подражать и как следствие, учится сам;
- повышается уровень теоретических знаний, что отвечает требованиям Государственных стандартов;
- обеспечивается положительная мотивация;
- совершенствуются все центры развития (по К.Успенскому)
Данный приём позволяет мне реализовать методические рекомендации психологов, физиологов и педагогов:
1.Информация, необходимая для усвоения, предъявляется учащимся от 5 до 9 раз;
2.Находится в оперативной работе не менее 20 минут;
3. Повторение на разных этапах усвоения.

Результаты использования приёма «Мои исследования»:
- высокий и прочный уровень теоретических знаний;
- победы учеников в школьных олимпиадах;
- высокий результат контрольных работ даже в слабом классе;

Прелесть этого приёма - его многофункциональность:
1.Объяснительная функция;
2.Проверочная функция;
3.Диагностическая функция;
4.Контролирующая функция;
5.Корректирующая функция. Многофункциональность позволяет говорить о гибкости приёма.
За приёмом будущее ещё и потому, что его удобно использовать с применением компьютера, что позволяет увеличить плотность урока, а компьютер используется не как игрушка, а как вспомогательное средство обучения.
Действие приёма «Мои исследования» не ограничивается обучением в школе. Он помогает подготовиться и адаптироваться школьнику во взрослой жизни, т.к. умение анализировать, выделять главное, систематизировать и алгоритмизировать нужно и в жизни. А умелое владение этими операциями ведёт к жизненному успеху.

Систематизировать

Выделять главное → Жизненный ← Алгоритмизировать
успех



Анализировать

Приложение 1.
1. Местоимение - это_______________________________
2. Местоимение указывает на предмет, но
_______________________________________________
3. Есть разряд местоимений, который называется
_______________________________________________
4. Они бывают _______________________________ лица.
1 лицо_____________________________________
2 лицо_____________________________________
3 лицо_____________________________________
5. _______________________________________________
6. _______________________________________________

Приложение 2.
1. Что называется именем прилагательным?
2. На какой вопрос отвечает?
3. Что обозначает?
4. С какой частью речи согласуются?
5. Как изменяется?
6. Каким членом предложения является?

Приложение 3.
Имя существительное
Постоянные грамматические признаки Непостоянные грамматические признаки

Приложение 4

Самоуправляющие механизмы личности

Категория: Творческая мастерская | Добавил: оксана4 (2010-07-19) | Автор: Тимошина Оксана Степановна E
Просмотров: 2614 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru