Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

повышение функциональной грамотности учащихся
Статья
Повышение функциональной грамотности учащихся
посредством использования образовательной технологии трёхмерной методической системы (ОТТМСО)на уроках русского языка.
5 класс.

Исаева Ирина Валентиновна,
КГУ «ОСШГ №1 имени Н.А. Островского»,
учитель русского языка и литературы.

Широкомасштабный процесс модернизации системы образования предполагает введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижение качественного результата, реализуя личностно-деятельностное обучение.Реализация «Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся , изучению и внедрению в практику работы в школах. На уровне среднего общего образования согласно Государственной программе образования планируется переход на новую конструктивную 12- летнюю модель школы, ориентированной на результат, главной целью которой является подготовка конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» по Ж.А.Караевуи Ж.У.Кобдиковой. Данная технология основана на трудах великих педагогов таких как: Я.А. Коменский, Песталоцци, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Ж. Дьюи, Гальперин, Н. Ф. Талызина, В.П, Беспалько, В.М. Монахов , которые рассматривали вопрос технологизации обучения.

Данный проект раскрывает использование и применение в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковойна уроках русского языка. Квинтэссенцией данной технологии является взаимосвязь уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний.

Применение в практической деятельности ОТТМСО способствует формированию функциональной грамотности у учащихся, навыков исследовательской деятельности.

• Раскрытие содержания данной технологии и способов её практического применения на уроках русского языка;
• Выделить основные принципы взаимосвязи уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний;
• Создать модульное календарно – тематическое, поурочное планирование по русскому языку в 5 классе;
• Разработать разно уровневые задания по русскому языку для 5 класса.

Повышение функциональной грамотности учащихся посредством применения в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковой на уроках русского языка.
Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, способствующая поэтапно организовывать действия учащихся, направленных на достижение конкретных целей обучения, развития и воспитания. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ученики поднимались по « лестнице развития» вверх, последовательно достигая более высоких уровней усвоения. Исходя из этого, цель педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Сегодня учитель уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор учебной деятельности и это побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся, изучению и внедрению их в практику работы. Одной из таких технологий является образовательная педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» Караева и Кобдиковой, сущность которой заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (в соответствии с ГОСО) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей Отличительной особенность педагогической технологии трехмерной методической системы обучения является требование обязательной организации обратной связи по всем изучаемым темам. По мнению авторов , «Обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление, реализуется подлинно личностно- ориентированное , развивающее обучение». На уроках русского языка используется внутренняя дифференциация.
Данная технология подразумевает получение знаний учащимися по 3 –м уровням:
1.Ученический уровень( обеспечение такого качества знаний, как правильность ( на первом уровне – это правильное выполнение аналогичных заданий, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев).
2. Алгоритмический уровень усвоения( обеспечение такого качества знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений).
3. Эвристический и творческий уровни (обеспечение , кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность).
Ученический уровень представляет собой «обязательный уровень», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу учащегося. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития.

Требования к заданиям:

1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.
2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.
Можно предложить на 1 уровне 5 заданий, каждое оценивается 1 баллом, на 2 уровне 4 задания по 2 балла и на третьем уровне 3 задания по 3 балла. Отметка «5» ставится только в том случае, если учащийся выполнил задания всех трех уровней.
Учитель, работая по трехмерной методической системе, должен уметь правильно организовать работу по формированию приемов мыслительной деятельности:
 анализ и синтез;
 сравнение;
 выделение главного;
 обобщение и систематизация;
 конкретизация;
 определение и объяснение понятий;
 доказательство и опровержение;
 моделирование;
 системный подход.

При проектировании педагогической системы на основе технологического подхода необходимо организовать последовательное усвоение учебного материала, последовательный переход познавательной деятельности ученика от репродуктивного уровня к конструктивному и далее к продуктивному уровню.
По технологии Ж.А. Караева и Ж.У Кобдиковой лучшему усвоению учащимися нового материала способствует возможность самостоятельного изучения с последующим анализом изученного совместно с учителем.
Мотивационный потенциал стимулирующего метода оценивания усиливается посредством применения « прозрачного журнала» учебных достижений учащихся.Для всеобщего обозрения в классе на краю доски он вывешивается в виде большой таблицы. Левая сторона таблицы содержит фамилию учащихся в алфавитном порядке, правая сторона – название изучаемой темы и нумерацию заданий каждого уровня. Количество заданий 1 уровня зависит от количества учебных элементов изучаемого материала. Ученик, правильно выполнивший все задания 1-го уровня, после проверки учителем выходит к доске и наглядно фиксирует свой успех в журнале.« Прозрачный журнал» позволяет каждому ученику получить информацию об успехах своего товарища. В результате создается дух здорового соревнования.
Стимулирующий подход оценки приводит в движение весь учебный процесс. Благодаря такому подходу ученик мотивированно поднимается вверх по « лестнице развития».
Таким образом, ОТТМСО , основанная на личностно- деятельностной парадигме и развивающей возможности дидактической матрицы, позволяет проводить обучение, ориентированное на результат, на формирование функциональной грамотности и компетентностное развитие личности.

Описание продукта проектирования
П Р Е Д И С Л О В И Е
Рабочая тетрадь с приложением по русскому языку для 5 класса.
Предлагаемая тетрадь предназначена для привития учащимся навыков самостоятельного добывания знаний в классе и оценивания учебных достижений каждого из них по изучаемой теме на уроках русского языка. Она подготовлена с учётом требований педагогической технологии «Трёхмерной методической системы обучения», разработанной на основе научной концепции профессора Ж.А. Караева и Ж.У. Кобдиковой, которая по итогам экспериментов, проводимых во многих школах города Алматы и других городах республики, даёт хорошие результаты.
Преподавание русского языка в 5 классе осуществляется на основе общеобязятельного ГОСО по общеобразовательным программам, утвержденным МОН РК от 2010г. Многие темы разработаны так, что их можно предложить в качестве разноуровневых заданий, которые дают возможность реализовать идеи развивающего обучения.
Наша рабочая тетрадь позволит сэкономить время и силы при подготовке заданий для самостоятельного усвоения темы на втором этапе (Алгоритм изучения нового) её изучения и разноуровневых заданий-измерителей учебных достижений учащихся на третьем этапе.
Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умения самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания формируются в самостоятельной работе учащихся. Именно поэтому её организации на уроках русского языка, где центральное место отводится отработке практических умений и навыков, придаётся особое значение.
Наиболее очевидным признаком данного рода деятельности учащихся является выполнение ими заданий «без непосредственного участия учителя»,так как запас общеучебных знаний и умений учащихся неоднороден, а ведь каждый из них должен работать с интересом на уроке. Это возможно тогда, когда он выполняет посильное для него задание. Поэтому нужен дифференцированный подход в организации индивидуального обучения. По данной технологии индивидуальный подход реализуется через внутреннюю дифференциацию, осуществляемую при корректировке содержания по уровням усвоения.
Содержание рабочей тетради представлено в виде заданий трёх этапов изучения темы.
В качестве примера предлагается разработка урока:
Урок № 23

ТЕМА: «Прямая речь. Диалог. Пунктуация при них»

I этап Актуализация знаний

 Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых указывается на слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Обратите внимание на написание слов.

Тролль, кто-то, как-то, жили-были, никто
Жили-были трое троллей
На вершинах дальних гор.
Жили троли, не скучали
И молчали с давних пор.
Как-то раз, никто не знает,
От каких таких причин,
В той стране раздался грохот.
«Что за шум?» - спросил один.
Но затих ужасный грохот,
И опять настал покой.
Двести лет прошло в молчанье.
«Это мышь!» - сказал другой.
А когда ещё столетье
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал: «Прощайте,
Ненавижу болтунов!»
(Ю. Вронский)

II этап Алгоритм изучения нового

 Чтение параграфа 27, стр. 79, приложение 3.10.

 Запишите предложения с прямой речью с 1 задания. Составьте схемы предложений (стихотворение про троллей). ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Чем отличаются данные предложения от предыдущих?
У меня зазвонил телефон:

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
(К. Чуковский)
* Это __________________

III этап Разноуровневые задания

1 Уровень

 Продолжите.
1. Прямая речь - _____________________________________________
__________________________________________________________
2. Она сопровождается __________________, в которых обычно указывается _________________________________________________
3. Диалог - ______________________________________________________
_____________________________________________________________
4. На письме Пр заключается в _______________, первое её слово пишется с ____________________________________________________
_____________________________________________________________

 Составьте схемы данных предложений. Графически обозначьте обращения.
1. «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла – молока принесла», - запоёт коза тоненьким голоском.
2. Закричал волк толстым голосом: «Вы, детишки, козлятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла – молока принесла!»
1. ____________________________ 2. ______________________________

 Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.
Говорит старику старуха____
Воротись, поклонися рыбке___
Не хочу быть вольною царицей ___
Хочу быть владычицей морскою ___
Чтобы жить в Океане-море ___
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках ___

2 Уровень

 Прочитайте правило-помощник!
Запятыми выделяются слова:
Пожалуйста
Прошу Вас
Скажите, пожалуйста,
Будьте любезны
Будьте добры

Составьте и спишите предложения с прямой речью, используя слова из рамки.
ОБРАЗЕЦ: «Скажите, пожалуйста, который час?» - обратилась
девочка к прохожему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы:
я, е
1. Всем своим заячьим сердцем За...ц возмущался_____________________
с, сс
Ах, какая бе...овестная эта лиса.________________________________
о, а
2. Ты смотри, старик, без шубы не прих...ди! наказывала старуха
Антипычу. __________________________________________________
ъ, ь
3. Лиса зло подсмеивалась Ничего, ныряй, а я тебя всё равно с...ем.
____________________________________________________________
е, и
4. Старик вслух думал Эх, старуха, старуха, уб...жала наша шуба!
__________________________________________________________
е, и
5. Старичок покачал головой и решил Я тебя внучкам отн...су.
__________________________________________________________
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
3 Уровень

 Прочитайте текст и озаглавьте его. Напишите изложение, используя диалог в речи.(отрывок из произведения А.Волкова « Волшебник изумрудного города»)

Утром Страшила весело подошёл к Гудвину получать мозги.
- Друзья мои! – вскричал он.
- Когда я вернусь, я буду точь-в-точь, как все люди!
- Я люблю тебя и таким, - просто сказала девочка.
- Это очень хорошо. Но посмотришь, каков я буду, когда великие мысли закопошатся в моём новом мозгу!
Волшебник встретил Страшилу приветливо.
- Вы не рассердитесь, мой друг, если я сниму с вас голову? – спросил он. – Мне надо набить её мозгами.
- О, пожалуйста, не стесняйтесь! – весело ответил Страшила. – Снимите её и держите у себя, сколько хотите. Я не почувствую себя хуже.
Гудвин снял голову Страшилы и заменил солому кульком, полным отрубей, смешанных с иголками и булавками. Затем поставил голову на место и поздравил Страшилу:
- Теперь вы умный человек. У вас новые мозги самого лучшего сорта.
Страшила горячо поблагодарил Гудвина и поспешил к друзьям...
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: http://пособие Кобдиковой " ТТМСО"
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Ostrovski1 (2016-05-11) | Автор: Исаева Ирина E
Просмотров: 1075 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 0:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru