Матвеева Елена Николаевна Учитель информатики и физики Тема урока: Кодирование и декодирование текстовой информации Цель урока: освоить способы кодирования и декодирования текстовой информации. Задачи урока: обучающие: • обобщить знания учащихся по кодированию и декодированию информации; • повторить и закрепить основной программный материал, выраженный в неординарных ситуациях; развивающие: • сформировать умения кодировать и декодировать текстовую информацию; • развитие творческой активности; воспитательные: • продолжить формирование познавательного интереса к предмету; • воспитывать у учащихся внимание, воспитание чувства сплоченности и коллективизма. Вид урока: урок-игра. Программное обеспечение: MS Power Point. Дидактический материал: буклет с заданиями, карточки с изображениями звезд. Межпредметные связи: информатика и английский язык. План урока. 1. Организационный момент. 2. Постановка задачи. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Закрепление (применение полученных знаний) 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. Предисловие к уроку. К моменту проведения урока учащиеся должны быть ознакомлены с понятием информации, знать свойства, виды информации. Для достижения поставленных целей выбрана нетрадиционная форма урока в виде ролевой игры, в процессе которой учащиеся выступают в роли секретных агентов, что является дополнительным стимулом к изучению материала. В качестве контрольного задания учащимся предлагается закодированные послания, которое необходимо декодировать. Огромное значение имеет целевая установка на серьезную работу в течение урока. Важно, чтобы каждый ученик поставил перед собой цель и постарался добиться наилучшего результата. При подготовке урока были разработаны задания различных уровней сложности, позволяющие учитывать степень подготовленности учащихся, при необходимости обеспечивать индивидуальный темп работы при выполнении заданий. Для контроля знаний и выставления оценок используются элементы рейтинговой системы контроля знаний. Учащиеся в начале урока ставят перед собой цель получить определенную оценку и целенаправленно стремятся её заработать. Ход урока I. Организационный момент Объявление темы и цели урока. II. Постановка задачи Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, что все мы являемся агентами секретных служб нашего государства. Представьте, что вы – молодые разведчики. Агенты секретных служб должны добывать информацию и передавать ее в центр вышестоящему руководству. Практически всегда эта информация бывает очень ценной и секретной. На доске записана следующая информация: A8E8488809E82808D88858; 4858A8E8488809E82808D88858. Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Учащиеся. Набор цифр. Учитель. На доске написано некоторое закодированное послание, которое мы должны расшифровать. Для этого необходимо постичь искусство кодирования информации. Ведь это так необходимо хорошим секретным агентам. Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (Учащиеся отвечают на вопрос). Целью нашего урока является изучение способов кодирования и декодирования информации. В течение этого занятия вы можете добиться повышения служебного звания. За каждое выполненное задание вы будите получать звезды (карточки с изображениями звезд). Если в течение занятия вы соберете больше 12 звезд, то получите оценку «отлично», при наборе 8-12 – оценку «хорошо», 6-7 звезд – оценку «удовлетворительно» III. Актуализация опорных знаний Учитель. Секретные агенты должны обладать хорошими знаниями. Для проверки знаний вам придется пройти следующие испытания: 1. Выполнить задание на кодирование и декодирование. 2. Ответить на вопросы компьютерного теста. (Предусматривается уровневая дифференциация задания. За каждое выполненное задание учащиеся получают определенное количество звезд. Компьютерное тестирование является наиболее сложным заданием и позволяет заработать 3-5 звезд. Задание средней сложности 3-4 звезды. Самые легкие задания 1-3 звезды.) IV. Закрепление (применение полученных знаний) Учитель. В наше агентство поступили секретные письма, необходимо срочно их декодировать. Для этого вам нужно раскодировать 4 слова. Раскодируй номер столика, за которым ты будешь сидеть! Е84888D8- один 482808- два 290988 – три 795829С90958 – четыре. За правильное декодированное слово получаете одну звезду. Задание №1. получи пословицу на английском языке. He hear him that hear let has to rs ea 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ: He that has ears to hear let him hear. Тот у кого есть уши пусть слышит. Задание №2. Узнайте возможность компьютера по лабиринту. с ч о м и г р п и ш е т р а в т к т е и е ф а е т у с т (считает, играет, рисует, пишет) Задание №3. Переведите пословицу на русский язык. Из полученных кодов декодируйте слово. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 A c a t i n g l o v e s c a t c h e s n o m i c e 15 11 19 15 t e s t Без труда не вынешь рыбку из пруда. Задание №4. «Найди слово» к й е и с б р к у о с р с с и а м в а м т п я ь а р Ь п о л м ш а ы к * (Бейсик, курсор, массив, память, пароль, мышка) Задание №5. Закодируйте строчки из стихотворения. Задача: сложить стихотворение из строчек. Solomon Grundy born on Monday Christened on Tuesday Married on Wednesday Ill on Thursday Worse on Friday Died on Saturday Buried on Sunday This is the end of Solomon Grundy. Таблица кодировки представлена на слайде. Задание №6. «Шифровальщик» Настало время проявить себя капитанам команд. За 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты сообщений и способы их кодирования и декодирования. «КМХПСНБЧКА» (информация) «компьютер» (ЛПНРЫЯУЁС) V. Подведение итогов урока Данный этап включает в себя выполнение задания на кодирование и декодирование, а также выставление оценок (подсчет звезд). Учитель. Необходимо определить, кто же у нас является лучшим агентом. (Учащиеся подсчитывают количество звезд, учитель отмечает лучших агентов, называет недостатки. В результате выполнения задания подсчета звезд выявляется, на каком уровне каждый учащийся усвоил новую тему, дети в ходе самопроверки анализируют уровень своих знаний, учитель дает соответствующие рекомендации.) VI. Домашнее задание Придумайте систему кодирования и закодируйте любимое стихотворение. (Это задание дается группе учащихся, получивших оценки «хорошо», «отлично») Закодируйте четверостишия, с использованием знакомой системы кодирования. (Данное задание предлагается учащимся, у которых возникли затруднения при выполнении задания)
|