Главная » Статьи » Творческая мастерская |
«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения» Л.С. Выготский Профессия – это «лицо» человека, его образ жизни. Нет личности человека без или вне профессии. Профессия – основа связи человека с другими людьми, средство его самоутверждения в обществе. Профессия требует от человека способностей, таланта и душевных сил. По мере того, как человек овладевает своей профессией, она становится одной из самых главных составляющих его жизни. Так люди становятся профессионалами. Профессионал – тот, кто знает, как надо работать в любой обстановке, возникающей в процессе профессиональной деятельности, кто умеет справиться с неуверенностью, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения и может, используя свое мастерство, эффективно их реализовывать. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Обусловленность творчества той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой необходимости в овладении методиками развития творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся. Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов. Выделены следующие формы деятельности: • индивидуальное обучение по программам творческого развития; • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; • научно-практические конференции и семинары. Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них: • групповая дискуссия; • форум; • деловая беседа; • турниры; • аукцион идей. На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности. Для подготовки всесторонне развитых, технически образованных, владеющих профессиональным мастерством, способных активно участвовать в реализации долгосрочных программ по развитию экономики нашей республики, области и района, вместе с преподавателями общеобразовательного цикла и специальных дисциплин, дающих теоретические основы учащимся по избранной профессии, важная роль отведена мастеру производственного обучения. Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения: • обучение на уровне требований передовой техники производства; • обучение на основе производительного труда; • наглядность обучения; • систематичность и последовательность в обучении; • доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых; • прочность усвоения знаний и навыков. В условиях рыночной экономики промышленным предприятиям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности. Тема, над которой я работаю в течении продолжительного времени «Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности обучающихся» Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных. Одной из технологий, обладающей средствами, активизирующими должность, является игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Я хочу вспомнить слова великого педагога Сухомлинского: « В игре раскрываются творческие способности личности. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В новых социально-экономических условиях нужно особенно уделять внимание творческому подходу в обучении, поддерживать и стимулировать познавательный интерес учащихся. Необходимо обучать умениям практического использования знаний, особенно преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения, при этом формировать определенные психологические качества будущих специалистов, развивать творческие способности и навыки учащихся. Современный рынок производства требует выпуска высококвалифицированных специалистов, поэтому недостаточно проводить традиционные уроки, необходимо применять проблемные, ситуационные игровые занятия, на которых учащиеся почувствовали бы всю производственную ситуацию от начала до конца и принимали самостоятельные решения. Именно на таких уроках, проводимых мною, с применением активных форм обучения и информационных технологий развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность, развиваются поведенческие умения как профессионального, так и социального характера. Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового механизма» для формирования других мотивов. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры. Большинству игр присущи четыре главные черты: 1. Свободная развивающая деятельность; 2. Творческий, очень активный характер этой деятельности; 3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; 4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В педагогической практике я использую и другое важное средство игры – её способность обеспечивать формирование у учащихся такого целостного опыта, который необходим им в будущей учебной и практической деятельности. Это свойство игры обусловливает ее место в учебном процессе и взаимодействие с неигровыми методами обучения. На уроках производственного обучения по специальности «Маркетинг (по отраслям» я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения по специальности «Маркетинг» является применение игровых технологий. Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках производственного обучения по специальности «Маркетинг» по теме «Приёмка товаров по количеству и качеству» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли товароведа, заведующего магазином, представителем поставщика, продавца. В роли заведующего магазином выступает мастер производственного обучения, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки. Проведение уроков в игровой форме с использованием проблемных ситуаций и компьютерных технологий дает возможности: • Использовать коллективные формы взаимодействия учащихся; • Развивать и закреплять умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску: • Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и профессии в целом: • Выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания: • Раскрыть способности учащихся, раскрепостить их в общие знания: • Широко применять инновационные технологии. Основная цель деловых игр – формирование и обработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т. п. Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу мастер может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство. Мой девиз как мастера производственного обучения – обучать через творчество. | |
Просмотров: 572 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|