Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Включение учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс Сакаева Альфина Нигаматзяновна К.п.н., заведующий кафедрой воспитания и социализации личности Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области г.Караганда, Республика Казахстан В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и потому являющихся наименее защищённой частью любого цивилизованного общества. Среди них в особую группу выделяются дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА), двигательный дефект у таких детей зачастую осложнен интеллектуальными, речевыми, сенсорными и эмоционально-волевыми нарушениями. Как следствие, они испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведении и нуждаются в особых условиях жизни и обучения, позволяющих удовлетворять особые образовательные потребности данной категории детей. Одним из таких условий является владение педагогами методическими приемами по включению учащихся с нарушением ОДА в образовательный процесс. В настоящей статье предложим педагогам некоторые методические приемы, помогающие включить детей данной категории в образовательный процесс, в том числе по отдельным учебным предметам, а также рекомендации по организации двигательного режима. Ставьте конкретные цели и задачи урока. Формулировки типа «коррекция мышления», «развитие речи, памяти» – некорректны, расплывчаты. Они являются целями всего процесса обучения, а не отдельно взятого урока. При таком подходе к целеполаганию велика вероятность весьма низкой продуктивности развивающей и коррекционной работы. Нужно указывать, над чем именно в мышлении, речи и т.д. планируется работать. Для этого следует обратиться к структурным схемам данных психических процессов. Например: развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с конструктором; формирование приема сравнения путем приложения; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и сохранении, выработка умения устанавливать причинно-следственные связи, овладение приемами логического запоминания, активизация пассивного словаря учащихся и пр.[1]. Создавайте мотивацию. Задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать, чтобы у него был интерес, чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка. Однотипные инструкции «Откройте учебник на странице…», «Слушайте меня внимательно. Я объясню всем…», «Приготовьтесь к письму…» постоянно употребляемые учителем, не побуждают учащихся к заинтересованной работе. Они, конечно, включаются в учебный процесс, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребёнка. А нам необходимо, чтобы в ходе выполнения заданий активно работали психические функции ученика и тем самым развивались межфункциональные отношения, на которых и базируется обходной путь развития ребёнка с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением функций ОДА. Повысить мотивацию к учению можно с помощью правильного и исчерпывающего инструктажа педагога; включения в урок материалов сегодняшней жизни; создания условий для зарабатывания, а не получения оценки; проблемных заданий, познавательных вопросов; призов, поощрений, развёрнутого словесного оценивания деятельности ученика на уроке. Создавайте эмоционально положительный настрой на уроке. Жизнерадостность облегчает процесс мышления, удрученность – тормозит. Эмоции дают толчок к размышлению. Позитивный эмоциональный настрой для учащихся создают внешность и манеры учителя: спокойная четкая речь, плавные жесты, приятный тембр голоса, улыбка во время приветствия, дружелюбно заданный вопрос, не окрик, а спокойное замечание. Уделяйте особое внимание организационному этапу, который определяет весь психологический настрой на уроке. Приведем несколько примеров психологического настроя на урок. - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. - Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: – Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. – Может быть потому, что скоро каникулы? Учитель: - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке![2]. Отталкивайтесь от уровня актуального развития и переводите ребенка в зону ближайшего развития. Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации, который показал учитель, и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Например, на уроке математики учитель объясняет технологию решения задачи в 2 действия, используя для этого образец на доске. Учащиеся анализируют условие, разбирают план решения задачи, проговаривают это решение, анализируют ответ, полученный при решении, а затем … все вместе записывают это в тетради и на доске. Предлагаем вместо этой записи дать каждому свой образец задачи, чтобы каждый попробовал сам перенести уже данный ему способ обработки информации. При этом поощряйте нестандартные решения, признавайте право на эксперимент.А если ученик не в состоянии из-за сложности дефекта освоить этот перенос, тогда в дело вступает дозированная (по частям) помощь педагога[3]. Развивайте динамичность восприятия (способность воспринимать постоянно увеличивающийся объем информации).Сэтой целью включайте в урок задания,которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Развивайте пространственные и временные представления.В каждый урок включайте упражнения на пространственную и временную ориентацию. Например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре, найди верхний правый угол тетради, начало строки, конец строки и т.д. Организовывайте предметно-практические действия с реальными объектами, с их изображениями, просите ученика сопровождать свои действия речью (если этому не препятствует тяжелый речевой дефект). Данная рекомендация основана на созданной П.Я. Гальпериным общепсихологической концепции планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения.Например, нужно научить учащегося не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы ученик вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе учащийся способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, - в свернутом виде. Максимально используйте на уроке возможности наглядных и практических методов обучения.Дети с нарушениями функций ОДА должны уметь работать со схемами, рисунками, картинами и другим наглядным материалом. Это умение используется в разных формах в различных видах учебной деятельности. Оно помогает учителю проводить опрос учащихся и выявлять уровень усвоения знаний. При этом учителю следует определить, может ли ученик: рассказать о том, что изображено на рисунке или схеме; сравнить разные объекты на рисунке, сделать соответствующие выводы; используя как сам рисунок, так и подписи к нему, ответить на поставленный вопрос; обозначить на рисунке отдельные объекты или части и т.д. В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и корригируются внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. К этой группе методов можно отнести работу с учебником, самостоятельные работы, программированные здания и т.д. Главным здесь будет то, что ученику предлагается выполнить свое индивидуальное задание (решить пример, задачу, сделать упражнение), используя только что показанный учителем способ обработки информации. Обращайте внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывайте его во время урока. Детям с нарушением функций ОДА свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания. Создавайте на уроке сенсорный комфорт.У детей с нарушением ОДА отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: избегайте резких внешних воздействий; приближайтесь к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, словесно обозначьте свои действия; не сажайте детей спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку. Учащегося с нарушением ОДА посадите на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ученику свободно стоять и выходить из-за парты. Соблюдайте на уроке особый речевой режим. От учителя требуется четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), подбирайте индивидуальные задания в тестовой форме, позволяющие школьнику не давать развернутый речевой ответ.Дайте ребенку с нарушением функций ОДА (с нетяжелым нарушением речи) какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса). Соблюдайте на уроке особый временной режим.Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций ОДА замедленный, увеличьте время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключите задания на время. Помогайте ребенку поддерживать благоприятный внешний вид. Например, для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки - контроля за слюнотечением. Обратимся к методическим приемам, помогающим включить детей с ОДА в образовательный процесс по отдельным учебным предметам. Обучение грамоте. Обучение грамотеведите звуковым аналитико-синтетическим методом. Особое внимание уделяйте развитию фонематического слуха, обучению звуковому анализу слов. При обучении детей чтению используйте специальные закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Учитель может воспользоваться такими приемами, как выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать, ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т.п.Составной частью обучения грамоте является формирование и совершенствование графических навыков. Поэтапное формирование двигательного навыка письма необходимо проводить в процессе специальных занятий: рисование, штриховка, обведение букв и их элементов по трафарету, выкладывание их из палочек. На уроках широко применяйте приемы, исключающие необходимость длительного письма, - используйте разрезную азбуку, схемы и модели слов, таблицы и т.д. Русский язык (родной язык) и литература. Изучение начального курса грамматики начинайте с практической отработки правильного употребления простейших грамматических категорий и форм (падежных, числовых, родовых), составления несложных словосочетаний по картинкам и опорным словам. На уроках естественно-математического направления широко применяйте разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки. Недостаточнаясформированность пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений к записи примеров в столбик: размещение одних предметов под другими, рисование фигур в клетках и т.д. В ходе выполнения практических упражнений учите детей распознавать геометрические фигуры на рисунках, моделях, окружающих предметах, овладевать графическими умениями, приобретать практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера. При изучении учебного материала по математике опирайтесь на наглядные и практические задания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения). В процессе обучения физике большая роль отводится экспериментальным заданиям. Лабораторные работы учащиеся не могут выполнять из-за нарушений функций ОДА. Поэтому рекомендуется использовать программу виртуальных лабораторных работ. Остановимся на рекомендациях по оценке знаний учащихся с нарушением функций ОДА.При оценке устного ответа и чтенияучитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса. При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее: неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей); выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т. д.; нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине; смешение сходных по начертанию букв; прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений. Особое внимание при включении учащихся с нарушением ОДА в образовательный процесс уделяется правильной организации двигательного режима.Обязательным условием рационально построенного двигательного режима является качественное разнообразие движений. Движения должны быть сбалансированными в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями растущего организма системой взаимосвязанных, рационально сочетающихся друг с другом организационных форм физического воспитания, направленных на удовлетворение биологической потребности ребенка в движении. Движениями учащихся с нарушениями функций ОДА нужно управлять, то есть формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой потребность в движениях в течение суток (суточная двигательная активность – СДА). Она зависит от генетических факторов, внешних воздействий и психофизического состояния. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяет самочувствие и работоспособность человека. Разностороннее изучение СДА позволило ученым разработать гигиенические нормы суточной двигательной активности [4]. Ежедневная потребность в движениях обычного школьника, в том числе и с нарушениями функций ОДА, составляет минимум 200, в среднем 840-1320, максимум 9000 движений в час. Следовательно, двигательный режим должен позволить учащимся ежечасно двигаться, то есть реализоваться в «малых формах» физического воспитания (утренней гимнастике, гимнастике до уроков, физкультминутках во время занятий, подвижных играх на переменах, специальных оздоровительных комплексах, в том числе реализации «физкультрецепта», предложенного специалистом). Если ежечасная потребность в движениях не удовлетворяется, то учащиеся проявляют движения самостоятельно. Например, во время урока переступают ногами, «бегают» под партой, совершая при этом до 30 движений в минуту, а в целом за урок до 630 движений ногами. В зависимости от времени суток двигательная активность распределяется неравномерно.Наибольшее число движений («всплески») приходится на утренние (07.00 – 08.00), дневные (12.00 – 13.00, 14.00 – 15.00), а также вечерние (20.00 – 21.00) часы. Таким образом, у школьников за период бодрствования проявляется четыре больших подъема двигательной активности, использование которых существенно облегчает формирование двигательных качеств. В период этих «всплесков» легче осваиваются специальные, наиболее трудные упражнения. Двигательная активность имеет сезонную особенность.Зимой она и у девочек, и у мальчиков ниже на 1/3, чем в другие сезоны года. Зимнему уменьшению движений сопутствует снижение уровня физиологических функций и обмена веществ учащихся. Это затрудняет восприятие учебного материала, делает понятной причину снижения успеваемости именно в зимний период времени. Исходя из этой закономерности, нецелесообразно увеличивать СДА зимой до весенних и летних уровней. Но в весенний, летний и осенний периоды года, которые характеризуются повышением СДА и физиологических функций, важно насытить режим дня движениями в большей степени, чем в зимнее время. Двигательная активность мальчиков и девочек различна. Девочки больше нуждаются в организации двигательной активности, мальчики в большей степени используют ее самостоятельно. Надо помнить, что двигательная активность девочек должна быть интересно, оформлена яркими атрибутами, красивым инвентарем. Поэтому, прописывая «физкультрецепт» девочке, врач в большей степени, чем мальчика, убеждает ее в эффективности оздоровления, рекомендует интересные для нее движения, корректирует двигательный режим в целом. СДА каждого ребенкаиндивидуальна и колеблется в узких пределах. Ее индивидуальность обусловлена типологическими свойствами нервной системы. СДА может быть большой, средней и малой. Навязывание движений, также как их ограничение, то есть игнорирование индивидуальной СДА, вызывает напряжение физиологических функций, изменение правильных биоритмов. Саморегуляция суточной двигательной активности возможна в течение 1-2-х дней, а затем (если навязанная активность продолжается), организм попадает в состояние риска – перенапряжения и болезни. От врача, учителя, инструктора ЛФК требуется внимание к учащимся с большой, а также малой двигательной активностью, так как у них, как правило, выявляются отставание и дисгармония физического развития, несоответствие возрасту в развитии костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Эти школьники чаще болеют, хуже успевают. В таблице 1 приведен примерный режим двигательной активности для учащегося с нарушениями функций ОДА. Таблица 1 - Примерный режим двигательной активности для ребенка с нарушениями функций ОДА № п/п Формы двигательной активности Дни недели Обьемдвига тельной активности (в мин.) Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. 1 Утренняя коррекционно-гигиеническая гимнастика 8-15 8-15 8-15 8-15 8-15 8-15 8-15 56-105 2 Учебное занятие по ФК 25-45 25-45 25-45 25-45 25-45 - - 125-225 3 Занятие по ЛФК 25-45 25-45 25-45 25-45 25-45 - - 150-225 4 Физкульт минутка 2-6 раз по 1-3 2-6 раз 2-6 раз 2-6 раз 2-6 раз 2-6 раз 2-6 раз 14-26 5 Индивидуаль ная текущая коррекция 2-4 раза по 3-6 2-4 раза по 3-6 2-4 раза по 3-6 2-4 раза по 3-6 2-4 раза по 3-6 4-8 раз по 2-8 4-8 раз по 2-8 46-248 6 Прогулки с элементами подвижных игр и эстафет 60-120 60-120 60-120 60-120 60-120 90-180 90-180 480-960 7 Домашняя физическая культура 10-20 10-20 10-20 10-20 10-20 1-2 раза по 25-45 1-2 раза по 25-45 1-2 раз по 100-280 8 Нерегламентированные формы двигательной деятельности 20-45 20-45 20-45 20-45 20-45 20-60 20-60 140-343 9 Соревнования по доступным видам упражнений 15-45 15-45 Итого в неделю: 1126-2559 мин. (19-43 ч.); в день: 150-360 мин. (2ч. 30 мин.-6 ч.) Рекомендуется составлять на каждого ученика индивидуальный план, где расписаны все формы двигательной активности в течение учебной недели, четверти, учебного года, распределяется и планируется место, время в соответствии с учебной программой, указывается специалист, который отвечает за проведение мероприятия. Консультацию по составлению плана двигательной активности можно получить у специалиста по адаптивной физической культуре. Список литературы 1. Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/. 2. Волконская С. А., Седова Т. Н. Эмоциональный настрой как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. –2015. –№3. –С. 746-748. 3. Худенко Е.Д., Перова М.Н., Аксенова А.К. и др. Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми – инвалидами. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2013. – С. 20-55. 4. Силаева Н.А., Масягина Н.В. Управление двигательной активности подрастающего поколения: Теория, методика, моделирование. – М.: НОУ ВПОМИФКИС, 2012. – 106 с. | |
Просмотров: 2149 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|