Гурьева Е.В. Авторская программа по духовно – нравственному воспитанию «Путешествие по стране добродетелей» (представлена на областном конкурсе «Воспитатель – доброе сердце», г. Усть-Каменогорск, 2005 год) ГУ «Вспомогательная школа – интернат» Республика Казахстан, г. Семей, ул. Спартака,3. Тел.: 8(7222)35-04-85, e-mail: inter semey@mail.ru Цель программы: 1) Развивать основы понимания нравственных категорий. 2) Выработать навыки применения нравственного поведения в повседневной жизни. 3) Коррекция положительных личностных качеств. Задачи: 1) Ознакомить учащихся с различными добродетелями (раскрыть понятие добродетели). 2) Научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств в школе и дома (зачем и как проявлять добродетели). 3) Вовлечь родителей и других членов семьи в процесс нравственного воспитания детей. Основные методы обучения: 1) Словесный (рассказ, беседа, обсуждение) 2) Наглядный (доска, картинки, иллюстрации, игрушки и т.д.) 3) Практический (игры, ситуационные тесты, песни, сценки, рисование и разнообразная совместная деятельность – чаепитие, экскурсии и т.д.) Основная структура занятия: 1. Введение. Позитивный эмоциональный настрой (краткий рассказ воспитателя о добродетели под спокойную музыку) – 2-3 минуты. 2. Основная часть. А) в форме беседы или обсуждения раскрыть значение добродетели (закрепить это значение) – 10 минут; Б) игра, развивающая данное конкретное качество – 10 минут; В) заучивание кратких цитат, пословиц и поговорок о добродетелях и их объяснение – 10 минут. 3. Заключительная часть. Творческая деятельность, закрепляющая значение изучаемой нравственной категории (рисование, песни, сценки и т.д.) – 7-8 минут. 4. Домашнее задание: рассказать родителям и другим членам семьи о данной нравственной категории как добродетели. Объяснительная записка Учитывая специфику усвоения нравственных знаний детьми с психофизическими недостатками в развитии, вся воспитательная работа основывается на системе формирования моральных категорий в определенной последовательности, по этапам. 1. Этап (1 – 4 классы) Формируются основные моральные представления, понятия, т.е. создается база для формирования оценочных действий, обеспечение необходимого уровня знаний об определенных нравственных категориях. Тематика занятий: - аккуратность - вежливость - дисциплинированность - доброта - правдивость - стремление помочь - бережливость - самостоятельность 2. Этап (5 – 7 классы) Закрепление и углубление знаний, моральных представлений, критериев оценки и самооценки личности на основе объективных критериев простых по содержанию поступков в различных ситуациях, учащиеся знакомятся с правилами «моральной оценки» (мотив поступка, средства совершения поступка, условия, моральный результат). Тематика занятий: - активность - гостеприимство - дружелюбие - заботливость - терпение - надежность - скромность - справедливость - трудолюбие - честность - организованность - приветливость - уверенность 3. Этап (8 – 9 классы) Формирование умений анализировать и оценивать поступки других и свои собственные на более сложном уровне, овладение навыками и умениями по анализу не только простых, но и противоречивых проступков, т.е. таких, компоненты которых не имеют единой ценности и направленности. Тематика занятий: - благодарность - доверие - искренность - милосердие - сострадание - настойчивость - сотрудничество - умение прощать - чистоплотность - бережность - ответственность
Источник: http://Личный опыт в работе,А. Лопатина, М. Скребцова "Ступени мудрости"и др. |