Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Интегрированная программа литературы и кино в рамках концепции «Smart Cinema» (совместный проект Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ) Не секрет, что сегодня в образовательном процессе особое место отводится гуманитарному циклу в его связи с философской и психологической составляющей, позволяющей увидеть фундаментально-личностное измерение гуманитарного знания. Литература сегодня это не просто познавательное и увлекательное чтение, а проблематизация себя на тексте. В этой связи литература и языки – не столько дисциплины, сколько искусство, где необходимо понимать как предмет изображения, так и пространство и время его окружающие. Литература рассматривается как искусство преображения слова, как факт данного, конкретного мировоззрения и миропонимания сегодняшнего дня, сегодняшнего времени и пространства. Мировоззренческая собранность личности определяется той целостностью, которую создают целый ряд ведущих, фундаментальных концептов-понятий. На уровне языка и его изучения это слова-понятия, вбирающие в себя выводы многочисленных рассуждений на предложенную тему. Подобная концентрация на концепте помогает собрать все сведения в одно определение, емкое и «живое», имеющее реальные образы и символы. Другими словами, через концепты-понятия можно отразить фундаментальное основание культуры, а на примере конкретных произведений литературы, музыки, живописи и кино дать этим концептам образно-чувственное наполнение. Для углубления такого концептуального подхода к гуманитарному образованию и был разработан проект «Взаимодействия образовательных концептов в интеграции предметов Международного Бакалавриата в МША и киноискусства», который призван утвердить концепты-понятия, расширить представления учащихся о предмете и теме изучаемого образа, произведения, а главное — дать рецепт правил поведения, алгоритмов действия, отношения к ряду сложных жизненных ситуаций и возникающих в реальном социуме проблем. Реализация такого образовательного проекта, который получил название «Smart Cinema», и в котором принимают участие учащиеся и учителя Международная школа Алматы и преподаватели кафедры философии КазНУ, началась в сентябре 2013 года. Данный проект позволяет установить межпредметные связи в школе (литература, иностранный язык, история, география, психология, математика, информатика, изобразительное искусство) посредством концептов и соединить их с университетским (философско-культурологическим) образованием. Форма осуществления проекта — клуб. Периодичность — раз в месяц, продолжительность — 2-2,5 часа. Аудитория: учащиеся старших классов (от 80 до 100 человек). Раз в месяц по тематическому плану в соответствии со школьным учебным процессом школьники имеют возможность смотреть на большом экране в кинотеатре тематически подобранные фильмы. Каждый показ предваряется мини-лекцией доцента кафедры философии КазНУ Борецкого О.М. на заданную тему. По отдельным фильмам проводится обсуждение в зале после просмотра. По итогам показа, мини-лекции и обсуждения учащиеся пишут самостоятельные рефлексии-эссе. Не трудно понять, что целью данного проекта является интегрированное гуманитарное образование. При этом решаются следующие задачи: мировоззренческая (формирование современных представлений о человеке и мире), обучающая (соединение учебных предметов средней школы с философией, культурологией и искусством кино), этическая (формирование ценностного стержня личности), эстетическая ( формирование душевного мира личности посредством искусства), коммуникативная (общение учащихся с учителями и преподавателями вуза), профориентационная (формирование мотивационно-ценностной установки к высшему образованию). Образовательный процесс в киноклубе — этот процесс осознания и формирования личностных суждений. Он находит выход и приводит к окончательным формулировкам. Каждый фильм программы был запланирован так, чтобы дать шанс каждому учащимся ответить на свои вопросы, «добрать понимание материала, договорить недосказанное, поставить логическую точку в определении изучаемого концепта». В предшествующей каждому фильму мини-лекции О. М. Борецкий предлагает четкий алгоритм рассуждения по данному вопросу, готовя зрителя к серьезному вдумчивому просмотру, заставляя работать мышление, исключая пассивность, лень и равнодушие. Так, например, перед обсуждением концептов: «талант и гений» из программы прошлого года была дана мини-лекция с комментарием различий между этими словами. Это был ясный и понятный диалог с аудиторией о личности В.Шекспира: кто он, гений или талант? Фильм «Влюбленный Шекспир» отвечает на эти вопросы, а также рисует время (эпоху Возрождения) с уникальным театром, ложью и лицемерием, скоторыми трудно уживаться. Образы на экране как-будто сходят с полотен Леонардо Да Винчи. Хочется смотреть, слушать и аплодировать со зрителями театра «Глобус» Шекспира, что и произошло в кинотеатре. Студенты МША , а также гимназии №1 и школы «Мирас» хлопали актерам, утверждая их мастерство. В международной школе МША работа с концептами-это естественная часть программы Международного Бакалавриата. Концепты-понятия «экология души — пространство — время — история» входят в предметный (русский язык и литература) концепт «время», а этот концепт в свою очередь является частью ключевого концепта «история», который отражает фундаментальный концепт программы МБ «Личность и индивидуальность в обществе», что и было показано на примере фильма «Тотем волка». Таким образом, учащиеся, понимая, что говорят о личности, создают образ-форму, его портрет: тело и характер, которые формируются через понимание индивидуальностей, гениев, талантов и их поклонников. Концепт «истина» является частью обсуждения ключевого концепта «наука» и помогает понять, что, живя в современном мире, мы должны осознавать себя частью целого общества, которое отражает наше понимание и наши мысли, принимая или не принимая их. Находясь в обсуждении темы, мы понимаем, что трудно достичь постижения истины, часто жизнь вносит свои коррективы, требуя жертвы за свои принципы и убеждения, как это произошло с героиней фильма «Агора», первой женщиной-ученым, предвосхитившей открытия Иоганна Кеплера. В ходе обсуждения учащиеся высказывались относительно важности мировоззренческих принципов и дискутировали на тему взаимоотношений науки и религии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что образовательный проект «Smart Cinema», построенный на интеграции школьного, университетского образования и искусства кино, дает хорошие результаты. Существуя третий год, он безусловно является уникальным для системы образования в Казахстане, популярным и актуальным в программе Международного Бакалавриата в МША среди учащихся и преподавателей. Результаты каждого просмотра фильма и беседы с О.М. Борецким выносятся на обсуждение и являются частью обязательной информации об итогах недели по школьному радио, а также становятся частью социального проекта учащихся 8-9 классов, которые освещают результаты в ежемесячной газете МША «Сome together» и информационном стенде «Новости месяца». Нельзя не отметить и то, что концептуальное понимание помогает учащимся развить личностную позицию, способствует самореализации и активному становлению в современном обществе. | |
Просмотров: 623 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|