Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Интегрированная программа литературы и кино в рамках концепции «Smart Cinema» (совместный проект Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ)
Интегрированная программа литературы и кино в рамках концепции «Smart Cinema» (совместный проект Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ)

Не секрет, что сегодня в образовательном процессе особое место отводится гуманитарному циклу в его связи с философской и психологической составляющей, позволяющей увидеть фундаментально-личностное измерение гуманитарного знания. Литература сегодня это не просто познавательное и увлекательное чтение, а проблематизация себя на тексте. В этой связи литература и языки – не столько дисциплины, сколько искусство, где необходимо понимать как предмет изображения, так и пространство и время его окружающие. Литература рассматривается как искусство преображения слова, как факт данного, конкретного мировоззрения и миропонимания сегодняшнего дня, сегодняшнего времени и пространства.
Мировоззренческая собранность личности определяется той целостностью, которую создают целый ряд ведущих, фундаментальных концептов-понятий. На уровне языка и его изучения это слова-понятия, вбирающие в себя выводы многочисленных рассуждений на предложенную тему. Подобная концентрация на концепте помогает собрать все сведения в одно определение, емкое и «живое», имеющее реальные образы и символы.
Другими словами, через концепты-понятия можно отразить фундаментальное основание культуры, а на примере конкретных произведений литературы, музыки, живописи и кино дать этим концептам образно-чувственное наполнение.
Для углубления такого концептуального подхода к гуманитарному образованию и был разработан проект «Взаимодействия образовательных концептов в интеграции предметов Международного Бакалавриата в МША и киноискусства», который призван утвердить концепты-понятия, расширить представления учащихся о предмете и теме изучаемого образа, произведения, а главное — дать рецепт правил поведения, алгоритмов действия, отношения к ряду сложных жизненных ситуаций и возникающих в реальном социуме проблем.
Реализация такого образовательного проекта, который получил название «Smart Cinema», и в котором принимают участие учащиеся и учителя Международная школа Алматы и преподаватели кафедры философии КазНУ, началась в сентябре 2013 года. Данный проект позволяет установить межпредметные связи в школе (литература, иностранный язык, история, география, психология, математика, информатика, изобразительное искусство) посредством концептов и соединить их с университетским (философско-культурологическим) образованием. Форма осуществления проекта — клуб. Периодичность — раз в месяц, продолжительность — 2-2,5 часа. Аудитория: учащиеся старших классов (от 80 до 100 человек).
Раз в месяц по тематическому плану в соответствии со школьным учебным процессом школьники имеют возможность смотреть на большом экране в кинотеатре тематически подобранные фильмы. Каждый показ предваряется мини-лекцией доцента кафедры философии КазНУ Борецкого О.М. на заданную тему. По отдельным фильмам проводится обсуждение в зале после просмотра. По итогам показа, мини-лекции и обсуждения учащиеся пишут самостоятельные рефлексии-эссе.
Не трудно понять, что целью данного проекта является интегрированное гуманитарное образование. При этом решаются следующие задачи:
мировоззренческая (формирование современных представлений о человеке и мире),
обучающая (соединение учебных предметов средней школы с философией, культурологией и искусством кино),
этическая (формирование ценностного стержня личности),
эстетическая ( формирование душевного мира личности посредством искусства),
коммуникативная (общение учащихся с учителями и преподавателями вуза),
профориентационная (формирование мотивационно-ценностной установки к высшему образованию).

Образовательный процесс в киноклубе — этот процесс осознания и формирования личностных суждений. Он находит выход и приводит к окончательным формулировкам. Каждый фильм программы был запланирован так, чтобы дать шанс каждому учащимся ответить на свои вопросы, «добрать понимание материала, договорить недосказанное, поставить логическую точку в определении изучаемого концепта».
В предшествующей каждому фильму мини-лекции О. М. Борецкий предлагает четкий алгоритм рассуждения по данному вопросу, готовя зрителя к серьезному вдумчивому просмотру, заставляя работать мышление, исключая пассивность, лень и равнодушие.
Так, например, перед обсуждением концептов: «талант и гений» из программы прошлого года была дана мини-лекция с комментарием различий между этими словами. Это был ясный и понятный диалог с аудиторией о личности В.Шекспира: кто он, гений или талант? Фильм «Влюбленный Шекспир» отвечает на эти вопросы, а также рисует время (эпоху Возрождения) с уникальным театром, ложью и лицемерием, скоторыми трудно уживаться. Образы на экране как-будто сходят с полотен Леонардо Да Винчи. Хочется смотреть, слушать и аплодировать со зрителями театра «Глобус» Шекспира, что и произошло в кинотеатре. Студенты МША , а также гимназии №1 и школы «Мирас» хлопали актерам, утверждая их мастерство.
В международной школе МША работа с концептами-это естественная часть программы Международного Бакалавриата. Концепты-понятия «экология души — пространство — время — история» входят в предметный (русский язык и литература) концепт «время», а этот концепт в свою очередь является частью ключевого концепта «история», который отражает фундаментальный концепт программы МБ «Личность и индивидуальность в обществе», что и было показано на примере фильма «Тотем волка».
Таким образом, учащиеся, понимая, что говорят о личности, создают образ-форму, его портрет: тело и характер, которые формируются через понимание индивидуальностей, гениев, талантов и их поклонников.
Концепт «истина» является частью обсуждения ключевого концепта «наука» и помогает понять, что, живя в современном мире, мы должны осознавать себя частью целого общества, которое отражает наше понимание и наши мысли, принимая или не принимая их. Находясь в обсуждении темы, мы понимаем, что трудно достичь постижения истины, часто жизнь вносит свои коррективы, требуя жертвы за свои принципы и убеждения, как это произошло с героиней фильма «Агора», первой женщиной-ученым, предвосхитившей открытия Иоганна Кеплера. В ходе обсуждения учащиеся высказывались относительно важности мировоззренческих принципов и дискутировали на тему взаимоотношений науки и религии.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что образовательный проект «Smart Cinema», построенный на интеграции школьного, университетского образования и искусства кино, дает хорошие результаты. Существуя третий год, он безусловно является уникальным для системы образования в Казахстане, популярным и актуальным в программе Международного Бакалавриата в МША среди учащихся и преподавателей. Результаты каждого просмотра фильма и беседы с О.М. Борецким выносятся на обсуждение и являются частью обязательной информации об итогах недели по школьному радио, а также становятся частью социального проекта учащихся 8-9 классов, которые освещают результаты в ежемесячной газете МША «Сome together» и информационном стенде «Новости месяца».
Нельзя не отметить и то, что концептуальное понимание помогает учащимся развить личностную позицию, способствует самореализации и активному становлению в современном обществе.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oboretskiy (2017-04-08) | Автор: Борецкий О.М., Титова Л.Н. E
Просмотров: 623 | Теги: клуб, литература, интеграция в образовании, кино | Рейтинг: 5.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru