Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Текст урока Вы знаете , ребята , какое самое большое желание учителя на уроке ? … А вот и нет! Самое большое желание – удивить вас! Мне очень хочется вызвать удивление при изучении такой обычной темы : «Правописание корней лаг – лож». ( запись темы в тетрадь). Слушайте внимательно не пропустите главного… Не спеша , посмеиваясь и волнуясь поведёт вас сегодня сказка в необыкновенную страну…И нам желанная страна вот уж издали видна! Дружно мы идём ко граду , но… Стража грозная стоит и златы врата хранит. Мы не сумеем войти , если не подберём к указанным в ваших пропусках ( индивидуальные карточки по группам) словах другие с полным чередованием. 1 группа – страна ( составить предложение). - сторона 2 группа – град ( составить словосочетание) - город 3 группа – стража ( определить род , число , падеж имени существительного) - сторожа Итак, мы в учебном царстве, в морфемном государстве. Жили – были здесь корни : гар - гор , кас – кос , зар – зор и много – много других… Трудолюбивые , честные , горячие ,правдивые. И были среди них два брата : корни лаг – лож. Совсем были похожи братья , только рты у них были разные : у лага большой , широкий , а у Лож – маленький , круглый . Вот убедитесь в этом сами! Попробуйте произнести – ла-а-г и ло-о-ж. Убедились? Но они из – за этого не ссорились , трудились дружно , слова растили. Скажет Лаг – полагать , а Лож что должен сказать? Правильно , положить. Скажет Лаг - слагать , а Лож ? Правильно , сложить. Записать глаголы парами в тетрадь , выделить корни. Но вот однажды напал на это государство воинственный суффикс А. Только и прославился тем , что умел кричать : « Ать – два! Шагом марш! Ура!» Громко кричал ,характер показывал. И захватил он власть над корнями многими , и нашими героями тоже. Стал суффикс А распоряжаться ими , командовать , где а писать , а где о. Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке , отгадайте , какую власть имеет суффикс над этими корнями? ( если он есть в слове после корня , то такую же букву и в корне писать надо). А ещё он издал указ и записал его в учебнике русского языка на стр.141 , под номером 46. да ведь что придумал , хитрец? Чтобы его не заподозрили в злоупотреблении властью , про себя там ни словечка не написал. О чём гласит этот указ? – прочитайте. Теперь пройдемся по этому царству , где живут любимые герои сказок , чудаки – математики , капризные принцессы и прекрасные принцы… , которые любят предлагать , слагать и многое другое. Первым на пути нам встретился дворец , где принцы – глаголы выбирают невест – существительных. Происходит это в тридевятом царстве , в 381 государстве , причём существительное должно быть с противоположным корнем , только тогда оно согласиться отдать принцу руку и сердце. Комментированное письмо : слагать песни , оды – сложение , прилагать подарки – приложение , возлагать цветы – возложение , полагать душу ( важность , конец , начало , свадебный пир) – положение. Ну вот , всё и в порядке . Дома вам останется лишь придумать 5 предложений с любыми из этих словосочетаний. ( музыка) Аутотренинг: слышите прекрасную торжественную мелодию? Это музыка доносится из того самого дворца , в котором мы только что побывали. Музыка успокаивает , свет волшебных свечей опускает ваши веки. Вы погружаетесь в сон. Важно шествуют мимо вас невесты : существительные – красавицы , умницы , рукодельницы… склоните головы в знак уважения и восхищения. Расслабьтесь. Навстречу суженым идут принцы – глаголы. От счастья их руки сжимают шпаги , и так же крепко сжались ваши кулачки , расслабились… Ещё мгновение , и пары кружатся в вихре прелестного вальса. Но вот свечи потухли , мы выходим из дворца , и музыка спешит , спешит за нами. Ослепительно яркое солнце! Мы крепко зажмурились и открыли глаза. До свидания , влюблённые! Будьте счастливы! Мы сохраним память об этой встрече в предложении. Принц предлагал капризной принцессе алую розу и живого соловья. – синтаксический разбор. Ох! Как мы проголодались! Узкая тропинка привела нас к небольшому аккуратному домику вот с такой вывеской « Бутерброды мистера Х». Войдём и узнаем историю изобретения , которое совершенно бесплатно получает каждый посетитель. Я уверена , что вас тоже угостят. Чудак-математик в Германии жил. Он хлеб с колбасою случайно сложил. Потом результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл….( бутерброд). Списать , вставить пропущенные буквы , обозначить орфограмму , выделить корни и суффикс. Записать новое слово – бутерброд вместе с названием того продукта , которым вас угостили. С набитыми животами отправляемся дальше… Что ж мы видим? Перед нами многоэтажный дом… На восьмом этаже живёт наш любимый герой Волька Костыльков , который только что освободил из кувшина… кого? – старика Хоттабыча.Да – да , самого настоящего джина! Но что это с ними? Наши герои в затруднении. Кто- то из них замер в неудобном положении , а кто – то повис под потолком! Мы поможем им , если правильно вставим имена и пропущенные буквы в текст. А ) …замер в неудобном положении и увидел странную картину. …… Б ) … повис под потолком , зацепившись штанами за крюк , на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. Как скоро сказка сказывается. Вот уже она и пришла к концу. Составим для товарищей и родителей устный отчёт о путешествии в сказочную страну « Морфемику». Для этого у нас есть специальные речевые формулы. • Представьте себе , что мы… • Вы можете не поверить , но мы… • Знаете ли вы , что мы… Вот и пришла пора прощаться с героями сегодняшнего урока. Но ведь и вы были тоже героями ! Помогли принцам жениться , съели все бутерброды мистера Х , освободили братьев. Спасибо! – говорят они вам , и я от души присоединяюсь к ним. Не огорчайтесь ! Впереди ещё много чудес в стране великого и могучего , правдивого и свободного русского языка… Главное и интересное всегда впереди! Не ленитесь и не пропустите его! | |
Просмотров: 589 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|