Главная » Статьи » Творческая мастерская |
По итогам предыдущей аттестации 2013 года имею первую квалификационную категорию. Повышение своего профессионального уровня осуществляю в процессе самообразования, изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Я всегда испытывала потребность так организовать учебный процесс учащихся, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Работаю над темой самообразования «Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальных классах» пришла к выводу что, активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу стараюсь организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика, ибо урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении повышают уровень мыслительной активности детей, активизируют память, развивают смекалку. Они помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делает процесс обучения интересным и легким. В своей практике использую различные пути активизации мыслительной деятельности, основные из них разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: - отстаивать свое мнение; -принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; -ставить вопросы своим товарищам и учителю; -рецензировать ответы учащихся; -оценивать ответы и письменные работы одноклассников; -объяснять более слабым учащимся непонятные места; -самостоятельно выбирать посильные задания; -находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач (проблемы); -создавать ситуации самопроверки, анализ личных практических действий; -решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. В своей работе на уроках стараюсь использовать групповую работу. Учиться вместе не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания. На уроках использую такие методы обучения, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); так же активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требуют к себе повышенного внимания и других форм работы. Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между учащимися данной группы роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. На уроках математики стараюсь создать ситуацию успеха, для этого использую различные варианты заданий для сильных и слабых детей. В своей работе использую карточки - тренажеры, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую способ коллективной работы учащихся, работа в парах постоянного и сменного состава. В своей работе я опираюсь на желания ребенка. Чего хочет ученик – главный вопрос для меня. Не пытаюсь ломать его и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Задачу свою вижу в том, чтобы сменить направленность устремлений ребенка, если они не совпадают с педагогическими целями. Организую урок так, чтобы ученики как можно больше считали, рассуждали, объясняли вслух, что надо делать и что делают они. Достаточно высокий темп урока позволяет мне фактически каждого ученика сделать активным. Хорошо идет работа в парах сменного состава. Использую карточки с заданиями разной сложности. После выполнения задания ученики меняются тетрадями, проверяют выполненные задания и объясняют друг другу обнаруженные ошибки, оценивают работу. Использую и другие формы работы в парах: ученик имеет возможность объяснить товарищу правило, взаимно проверив свои знания по конкретной теме. При этом мне, как учителю, приходится больше работать над тем, чтобы учащиеся осознавали важность своей роли «учителя» в общении с более «слабыми» учениками, учились быть внимательными, выдержанными. Таким образом у ребят развивается ответственность. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики — одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – кроссворды, математические диктанты, дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа. Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока. Они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Кроссворды полезны каждому, т.к. расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе я так же использую математические диктанты. Арифметический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать. Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, требующую рассуждения. Поэтому, много работаю над развитием словесно-логическое мышление. Именно решение логических задач помогает в этом. Все эти задания носят творческий характер и способствуют развитию мышления и интереса к математике. Одна из важных задач учителя — научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Еще одним этапом моей работы является — самостоятельная работа детей. Такая работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки при выполнении заданий. Признаки, характеризующие самостоятельную работу: - наличие цели самостоятельной работы; - наличие конкретного задания; - четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; - определение формы проверки результата самостоятельной работы; - обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание. Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала. Поэтому уроки строю таким образом, чтобы каждый из них был занят решением какой-то проблемы, создаю ситуацию выбора: дифференцированные задания разной степени сложности использую не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания. Что позволяет слабому ученику поверить в свои силы, и создать ситуацию успеха. На уроке работают ученики-консультанты, которые не только помогают учителю, но и учатся в это время сами. Стараюсь использовать возможности дифференциации и индивидуализации. Работа по индивидуальным карточкам или карточкам «Тренажёрам» как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы. Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что каждый может себя оценить и установить свои пробелы в знаниях, и каждый ученик знает, что всё зависит от его старания. Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования занимательного материала. Как показала практика, умелое использование материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается скорость и гибкость мышления. Воспитывается интерес к математике, русскому языку, литературному чтению, познанию мира, к решению неординарных задач, развивается стремление познавать и применять свои знания на практике. Использовать занимательный материал на уроках можно в различных направлениях: по отработке какого-то конкретного навыка, умения, или же на разных этапах урока. В связи с этим можно сказать, что уроки-путешествия, уроки сказки, веселые задачи в стихах, загадки, сказочные задачи, материал занимательного характера, головоломки, кроссворды и логические задачи способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках. | |
Просмотров: 377 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|