Максимова Татьяна Владимировна. Учитель русского языка и литературы. Северо-Казахстанская область Айыртауский район ГУ Константиновская СШ Русский язык 9 кл. Тема: СПП с несколькими придаточными. Цель: формирование умений анализа и построения СПП с несколькими придаточными, правильное расставление в них знаков препинания. Задачи: познакомить уч-ся со СПП с несколькими придаточными; развивать умения правильно определять придаточные в сложном предложении. Ход урока: I Орг. момент II Проверка домашнего задания (упр.338 (п) -учитель, упр.337(у) -вслух) III Словарная работа: записать, расставляя знаки препинания. В сложных предложениях определить вид подчинительной связи. Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я, хотя мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца. К.Г. Паустовский. Вывод: наличие в СПП нескольких придаточных. IV Опросить уч-ся но правилу: 1. СПП с придаточным места. 2. СПП с придаточным времени. 3. СПП с придаточным причины. 4. СПП с придаточным цели. 5. СПП с придаточными следствия. 6. СПП с придаточными образа действия. 7. СПП с придаточными сравнительными. 8. СПП с придаточными условия. 9. СПП с придаточными уступки. V Сообщение темы урока: На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами познакомимся со СПП с несколькими придаточными и попробуем сами построить такие предложения. Научимся расставлять в них знаки препинания, определять типы придаточных. VI Работа по теме урока: Задание: из простых предложений составить сложноподчиненные с несколькими придаточными, используя слова из скобок. 1. Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполняет душу твою. Дивная красота представится глазам твоим, (когда, потому что) Сделать синтаксический разбор полученного предложения. 2. Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются её трепетные листья, (хотя, потому что) 3. В лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн. За каждым деревом таится загадка, (что, который) Чтение и разбор правила с 188-190. - Что мы узнали новое о СПП? ( Два и более придаточных в СПП по-разному соотносятся друг с другом, образуя последовательное и параллельное подчинение.) - Дайте определение последовательному подчинению. Запись предложения и его анализ. Молодые казаки ехали, еле удерживая слезы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать. Обратите внимание, что при последовательном подчинении придаточное предыдущее для последующего становится главным. - Дайте определение параллельному подчинению. Запись предложения и его анализ. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который тащил претолстое бревно на плече. -Дайте определение однородному подчинению. Запись и анализ предложения. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. - Найдите главное предложение. - Выделите слово, к которому относятся придаточные предложения. - На какой вопрос они отвечают? Назовите вид придаточных. Обратите внимание: если придаточные будут отвечать на разные вопросы, то такое подчинение будет называться неоднородным. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (запись и анализ предложения) Закрепление: с. 190 Упр. 355 - письменно, самостоятельно. VII Домашнее задание: с. 188-190 правило Упр. 355 (2ч.) Разбор д/з. VIII Итог урока. Выставление оценок.
|