Главная » Статьи » Творческая мастерская |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ. Актуальность. Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению учебно-воспитательных проблем. Инновационный подход к организации обучения – одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время, что может способствовать развитию субъектной позиции учеников. Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету, позитивно влияет на процесс становления личности. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее. Организация исследовательской деятельности способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал. А как показывает практика, не все учителя умеют организовать работу на уроке и во внеклассной деятельности таким образом, что позволило бы вовлечь учащихся в процесс исследования. Значит, учителя нуждаются в обоснованных рекомендациях в этой области. Проблема формирования исследовательских умений особенно актуальна и для подростков, так как именно в этом возрасте у учащихся происходит снижение мотивации к обучению, меняются взгляды и интересы, возникают проблемы в обучении. Хотя именно средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления, исследовательских умений, так как в этот период происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности, мышление становится последовательным, зрелым, критичным. В этот период происходит становление субъектной позиции учащихся, формирование личностных качеств, необходимых во взрослой жизни. Так как обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески решать ее. Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу: чтобы вырастить ученика – исследователя, способного найти себя и реализовать свои возможности, принимать решения в ситуациях выбора, отвечать за свои поступки, нести ответственность за себя и своих близких, нужна особая организация и учебного процесса, и внеурочной деятельности. Здесь важен выбор образовательных технологий, и создание соответствующей образовательной среды. Вышеизложенное обусловило тему исследования: «Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочное время как средство развития субъектной позиции учащихся». Цель: разработка и апробация модели организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной работе, обеспечивающей развитие субъектной позиции обучающихся. Объект исследования: учащиеся школы Предмет исследования: конструирование целостного педагогического процесса для осуществления исследовательской деятельности учащихся. Гипотеза: организация исследовательской деятельности учащихся позволяет повысить качество знаний, способствует формированию ключевых компетенций. Задачи исследования: 1) Изучить состояние проблемы исследования. 2) Выявить и обосновать оптимальные условия организации исследовательской деятельности обучающихся в образовательном пространстве. 3) Создать на уроках истории и во внеурочной деятельности организационные возможности для данного вида деятельности обучающихся. 4) Организовать образовательное пространство – поддерживающее исследовательскую деятельность обучающихся. 5) Разработать и документально оформить модель организации исследовательской деятельности, встраиваемой в структуру современного урока. 6) Подготовить методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории и внеурочной деятельности, раскрывающие пути формирования субъектной позиции обучающихся. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы, моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования. Научная новизна заключается в разработке и апробировании модели формирования исследовательских умений подростков, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, этапы, организационные формы, методы, средства, результат. Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1. На основе изучения литературы и практики работы учителей разработка программы «Основы исследовательской деятельности подростков», которая будет способствовать совершенствованию формирования исследовательских умений подростков и «Диагностическая программа изучения сформированности исследовательских умений подростков» позволяющая определить результативность исследования. 2. Составление методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности на уроках истории и внеурочной деятельности, раскрывающие пути формирования субъектной позиции обучающихся. 3. Оформление модели исследовательской деятельности учащихся. Этапы работы: 1 этап: поисковый 2015- 2016 уч. год Задачи этапа: 1. Изучение и анализ психолого – педагогической, учебно- методической литературы. 2. Проведение входного диагностирования 3. Составление плана действий. 2 этап: экспериментальный 2016-2017 уч. год Задачи этапа: 1. Организовать научно – исследовательскую деятельность школьников на уроках и во внеурочное время. 2. Разработать и предложить учащимся в классах темы учебных исследований по истории. 3. Определить критерии и показатели эффективности реализации проекта. 3 этап: обобщающий 2017-2018 уч. год Задачи этапа: 1. Проанализировать и обобщить результаты деятельности по реализации проекта. 2. Создать банк методических материалов, практических рекомендаций по формированию исследовательских умений подростков. 3. Подготовить творческий отчет на основе накопленного опыта образовательной деятельности. 4. Распространить полученные положительные результаты через участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства. 5. Составить модели и разработка программ по организации исследовательской деятельности подростков. II раздел. Ведущей методической идеей проекта является необходимость создания у учащихся мотивации к поисково – исследовательской деятельности, то есть создание таких условий для школьников, в которых они будут иметь возможность продвигаться к истине каждый своим путём. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Научить учеников работать, добывать знания, а не передавать готовые – главное направление моей деятельности. Данный проект поможет эффективно организовать исследовательскую работу у подростков на уроках истории и во внеурочное время. На первом этапе изучается литература по данной теме, опыт учителей, а так же подобрать необходимые диагностики, которые помогут выявить уровень исследовательских умений у учащихся. На втором этапе создается на уроках истории и во внеурочной деятельности организационные возможности для данного вида деятельности обучающихся. Разрабатывается и документально оформляется модель организации исследовательской деятельности, встраиваемой в структуру современного урока. На третьем этапе создана модель по организации исследовательской работы, составлены методические рекомендации. Применение исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время позволит сформировать у учащихся следующие учебные умения: 1. личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей; 2. регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка; 3. познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.; 4. коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, становление его как субъекта, формированию у нее ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире и реализации своих способностей. Критериями и показателями сформированности исследовательских умений подростков будут: 1) информационный критерий (полнота умений по поиску информации в различных источниках; полнота умений по обработке литературы; осознанность действий по применению литературных источников); 2) экспериментально-аналитический критерий (полнота умений ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу; полнота умений устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, существенное; самостоятельность, действий по проведению научного исследования; осознанность действий по использованию методов исследования; 3) рефлексивный критерий (самооценка исследовательской деятельности; потребность в самореализации себя как исследователя). Методические рекомендации: 1. преобразование педагогической системы; 2. совместное творчество учащихся, учителей и родителей; 3. формирование у учащихся умений создавать собственную систему деятельности; 4. создание системы контроля и оценки эффективности и продуктивности инновационной деятельности; 5. интеграция экспериментальной и методической работы; 6. разработка методики применения проектно – исследовательской работы на уроках истории и во внеклассной деятельности. | |
Просмотров: 363 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|