Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Методическая разработка урока
Методическая разработка открытого урока по математике
Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его интересным, насыщенным – дело не простое! Наряду с традиционными формами обучения я применяю и нетрадиционные. Работая на первом курсе колледжа, я пришла к практическому выводу, что одной из эффективных форм по закреплению (обобщению) изученной темы может быть – игра.
Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые формы обучения разнообразны. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе.
Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления.
Дидактические игры – учебный материал, который используется в качестве средства игры. При помощи игровых приёмов и ситуаций преподаватель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.
Предлагаю разработку открытого урока –практикума с элементом дидактической игры.
Тема урока: Нахождение производной функции
Цели урока:
Образовательная:
-обобщить теоретические знания по теме: «Производная. Геометрический и физический смысл производной»;
- выработать умения и навыки нахождения производной некоторых элементарных функции с помощью применения правил дифференцирования.
-организовать работу обучающихся по указанной теме на уровне соответствующем уровню уже сформированных у них знаний.
Развивающая:
-развивать память, внимание, логическое мышление, культуру общения и культуру ответа по математике, творческие способности, инициативу учащихся, расширять их кругозор.
Воспитательная:
-прививать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся, привлечь к работе как можно больше учеников, повышать мотивацию обучения.

Вид урока: урок-практикум, с элементом дидактической игры

Оборудование урока: -карточки с заданиями;
-мультимедийное оборудование (интерактивная доска)

Ход урока:
I.Организационный момент (1 мин.)
Преподаватель сообщает тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.

II. Повторение теоретического материала по теме «Производная. Физический и геометрический смысл производной» ( 10 мин)
На экране математические термины: производная, скорость, дифференцирование, предел, касательная, функция, угловой коэффициент.
Преподаватель: Сейчас мы повторим, как связаны между собой эти понятия.
1.Что называется производной функции?
Определение: Функция y = f(x) определена в некоторой точке х и ее окрестности. Если существует конечный предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда последний стремится к нулю, то этот предел называют производной функции.
2. Назовите правила вычисления производных

Правила вычисления производных
1. Постоянный множитель можно выносить за знак производной (cf(x))' = cf' (x)
2. Производная суммы (разности) двух функций (f(x) + q(х))' = f' (x) + q' (x)
3. Производная произведения двух функций (f(x) . q(x))' = f' (x)q(x)+ f (x) . q' (x)
4. Производная частного двух функций
(f(x))'
(q(x))' = f'(x) . q(x) – f(x) . q'(x)
q2(x)
3.Назовите формулы производных элементарных функций.
Таблица производных элементарных функций
Функция у = f(x) Производная y'=f'(x)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. C (постоянная)
xp, p ? R, p=0
ax
ex
logax
ln x
sin x
cos x
tg x
ctg x 0
p xp –1
ax ln a
ex
1/x ln a
1/x
cos x
– sin x
1/cos2x
–1/sin2x
Учащиеся в произвольной последовательности должны перечислить формулы, а на экране открываются названные учащимися производные элементарных функций,
4.В чем состоит геометрический смысл производной?
Ответ: Если к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой х0 можно провести касательную, не параллельную оси 0у, то значение производной f'(x0) равно угловому коэффициенту касательной y = kx+ b, то есть k = f (x0)
Так как угловой коэффициент k = tg a, где a – угол наклона касательной к оси 0х, то есть f(x0) = tga.
Записать на доске уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой x0: y = f (x0) + f(x0)(x – x0)
5. В чем состоит физический смысл производной?
Производная функции у = f(x) в точке х определяет скорость изменения функции в этой точке.
Ответ: Если материальная точка движется прямолинейно по закону S(t), то производная функции y = S(t) выражает мгновенную скорость материальной точки в момент времени t0 v= S' (t0)
Производная от скорости есть ускорение.
На экране ответы на все вопросы
III. Устная работа по решению простейших задач на тему «Производная. Физический и геометрический смысл производной» (7 мин)
Учащиеся должны применить только что сформированные теоретические факты к решению задач. Учащимся розданы листы с заданиями для устной работы, следующего содержания:
1. Найти производную функции y(x) = x6 – x4 + 2x3 – 3
1) x6 – x3 + 2x2
2) x6 – x4 + 6x3 – 3
3) 6x5 – 4x3 + 6x2
4) 6x5 – 4x3 + 6x2 – 3
2. Найти значение производной функции y(x) = x2 – 3x в точке с абсциссой x0 = 1
1) –2
2) –1
3) 1
4) 2
3. Найти производную функции у(х) = 2х-4 + х-2 -х
1) y'(x) = 4х3 -2х -1
2) y'(x) = -8х-3 -2х-1 -1
3) y'(x) = -8х-5- 2х-3 - 1
4) y'(x) = 8х-5 +2х-3 + 1
4. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x) = х2- 5х +6 в его точке с абсциссой x0= 0
1) –1
2) 5
3) 2
4) –5
5. Точка движется прямолинейно по закону S(t) = 2t3 – 3t. Вычислите скорость движения точки в момент t0 = 2c
1) 9
2) 13
3) 21
4) 18

IV. Практическая работа под руководством преподавателя (решают на доске и в тетрадях) (Задания подготовлены заранее на экране) (20мин)
1. Найти значение производной функции f(x) = 7x lnx в точке x0 = e
1) 12
2) 14
3) 7
4) 7+7e
Решение:
Применим правило вычисления производной произведения: f' (x) = (7x)'.ln x + 7x . 1/x = 7ln x + 7
Подставим x0 = e
f' (e) = 7 lne + 7 = 14
Ответ: 2
2. Найдите производную функции y =
1) y' = -2х
2) y' = 2х
3) y' = 2х2 -1
4) y' = х2 - 1
Решение: Используя правило вычисления производной сложной функции, получаем y' = (3х2-1)1(х2) - (3х2 -1)(х2)1 = 6х х2 – (3х2 - 1) 2х = 6х3- 6х3 + 2х = 2х
Ответ: 2.
3. Найдите абсциссу точки графика функции f(x) = 14x2 – 27x + 15, в которой касательная наклонена под углом 45o к оси абсцисс.
1) 29/27
2) – 28/15
3) 2
4) 1
Решение:
k = tg45o = 1, тогда f' (x0) = 1
f'(x) = 28x – 27
28x0 – 27 = 1
x0 = 1
Ответ: 4
4. Материальная точка движется по закону x(t) = t3 – 5t2 + 6t+ 7 (x – перемещение в м, t – время в с). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 8м/с2?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Решение: Ускорение материальной точки это изменение её скорости, т.е. чтобы найти ускорение а(t) материальной точки в произвольный момент времени t необходимо найти производную скорости.
v(t) = x' (t) v(t) = 3t2 – 10t + 6
a(t) = v(t) a(t) = 6t – 10
a(t) = 6t – 10 = 8, t = 3.
Ответ: 3

V. Самостоятельная работа (дидактическая игра) (30 мин)

Преподаватель раздает задания для самостоятельной работы, сообщая учащимся, что на её выполнение отводится 30 минут.
Самостоятельная работа проводится по форме игры «Поле чудес». На экране вывешена закрытая фраза. Решив правильно пример и сопоставив его с «алфавитом – шифровщиком», учащиеся постепенно открывают «окошки», разгадывая тем самым зашифрованную фразу. За каждый правильно решенный пример игрок получает жетон. Чтобы выдача жетонов во время игры не отвлекала учащихся, преподаватель, перемещаясь по учебному кабинету, кладет жетон на стол правильно ответившего ученика .
Игра считается оконченной, если раскрыты все «окошки». Побеждает тот ученик, у которого больше всех жетонов.
Зашифровано было высказывание :
«Математика принадлежит к числу тех наук, которые ясны сами по себе»
Карл Якоби (1804-1851)
-немецкий математик,
один из создателей
теории функций.

VI. Подведение итогов самостоятельной работы и урока ( 7 мин)

VII. Задание на дом (3 мин)
Алгебра и начала анализа -10кл
§ 13,14,15 № 178 (б,г),194,195,197(а,в)

Спасибо! Урок окончен, до свидание.

Преподаватель геологоразведочного колледжа г.Семей Н.К.Сулейменова

Категория: Творческая мастерская | Добавил: NurSul (2010-12-12) | Автор: Нурия Канашевна E
Просмотров: 3426 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru