Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Цель урока: идейно-тематический анализ рассказа; нравственное воспитание: взаимная потребность в гармоничном сосуществовании людей и природы; развитие критического и творческого мышления. Форма урока: групповая работа. Методика: ассоциации, направленное чтение, толстый и тонкий вопросы, пятистишие, эссе. Оборудование: магнитофонная звукозапись (поющий лес, песня Мартынова «Лебединая верность»), раздаточный материал, символический цветок. Ход урока. I. Эвокация. Звучит магнитофонная запись жителей леса, поющих, жужжащих, журчащих. Вопросы учителя: 1. Сегодня, ребята, я решила встретить вас одной из моих любимых звукозаписей. А вам она нравится? 2. Хотелось бы вам сейчас перенестись в это замечательное местечко? 3. Представьте себе, что вы пришли в этот мир не в облике человека, а, например, птицы. И если бы у вас был выбор, какой бы вы хотели стать птицей? Обоснуйте свой ответ. Если есть желание, можете изобразить своё перевоплощение в рисунке. Обсуждение, вывод. Вот видите, ребята, вы выбрали птиц, которые привлекают вас ловкостью, могуществом, благородством, красотой, выносливостью. Я думаю: ваш выбор не случаен. Видимо, эти качества вам дороги и в людях. II. Реализация. Сегодня я хочу предложить вам «Урок нравственности» по рассказу Е. Ауэрбаха, но названия его пока говорить не стану. Вы сами попробуете его озаглавить после прочтения. Читать будем по частям. Итак, I отрывок. Раздаю, читают. Вопросы учителя: 1. Что изображает автор в этом отрывке? 2. Какие мы видим взаимоотношения между стаей лебедей и людьми? (бережные, гармоничные) 3. Найдите слова, подтверждающие проявление чуткости между стаей и людьми (лебеди: чуть слышно трубили, будто боялись разбудить село; люди велели детям не подходить близко к озеру, чтобы не спугнуть стаю; ребята рыли червей и бросали их птицам…) 4. Вы сказали: «…лебеди боялись разбудить село». Чего именно, по-вашему, боялись птицы? 5. Если бы мы создавали музыкальное произведение по этому отрывку, какую тональность выбрали бы (минор – мажор)? Справка. Минор – грустное, подавленное настроение. Мажор – радостное, весёлое настроение. (Из словаря Ожегова). 6. Представьте себя художниками. Какие краски бы выбрали? 7. Попробуйте озаглавить. I часть. «Стая лебедей на маленьком озере». 8. Как вы думаете, что произойдёт дальше? Рассуждают. Читаем дальше? Вопросы учителя: 1. О чём этот отрывок? 2. Как, по-вашему, повлияет ли произошедшее на гармонию, воцарившуюся на озере? 3. Определите тональность отрывка. 4. Попробуйте подобрать цвет (кроваво-чёрный). 5. Как озаглавим? II часть. «Гибель птицы». 6. Вам интересно, что произойдёт дальше? А вы сами, как думаете? Рассуждают. А вот авторский текст. Вопросы учителя: 1. Зачем, по-вашему, лебедь возвращается к убитой подруге? 2. Почему крик лебедя без слёз люди не могли слушать? 3. Вот и весь рассказ. Какое чувство сейчас владеет вами? 4. Какова тональность, на ваш взгляд? 5. Какие краски можно подобрать к этому финалу? 6. Озаглавим. III часть. «Прощание с подругой». 7. Как вы думаете: можно ли здесь поставить точку? Как бы вы хотели закончить эту историю? Напишите свой финал этого рассказа. Пока вы приступаете к работе, я включу песню Евгения Мартынова с очень похожей трагической историей. Мы с вами пытались определить музыкальную тональность рассказа Е. Ауэрбаха, а теперь послушайте, как звучит подобная история в исполнении Софии Ротару. Пишут. Читают. Но Е. Ауэрбах не закончил свой рассказ здесь. У него есть продолжение. Хотите услышать? Читают. Пауза. 1. Вопросов пока никаких задавать не буду. Прошу только озаглавить. IV часть. «Возвращение к озеру». III. Рефлексия. Попробуйте составить по 1 толстому вопросу от группы по этому отрывку. Вопросы учителя: 1. Почему, на ваш взгляд, лебедь вернулся через год, причём, один, без стаи, без новой подруги, и опять пел ту же тоскливую песню? 2. Что руководит лебедем, который прилетает на озеро, несмотря на то, что помнит о выстреле? 3. Как можно озаглавить весь рассказ? (Верность – и лебедей, и людей) 4. О чём заставил вас задуматься Е. Ауэрбах? Нужно бережно и заботливо относиться к птицам и природе вообще. Нелегко быть птицей… Птицы испытывают те же чувства, что и люди: страдают, радуются … Верность – прекрасное качество и лебедей, и людей. 5. Какой из эпиграфов вы выберете к сегодняшнему уроку: Пускай на всём, что совершаешь ты, | |
Просмотров: 6630 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|